Комплект рабочих листов по естественнонаучной грамотности «Родная природа и наука» (7–8 классы)

6
0
Материал опубликован 9 March в группе

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Кольского района Мурманской области "Молочненская средняя общеобразовательная школа"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практические задания по формированию естественнонаучной функциональной грамотности

 

 

 

Комплект рабочих листов

 

"Родная природа и наука"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

автор-составитель: Карасева Н.Л.,

учитель биологии

 

 

 

 

 

 

 

гп Молочный

2024

 

 

 

 

 

 

 

 

Пояснительная записка

 

Задания по формированию естественнонаучной функциональной грамотности по биологии представляют собой комплект рабочих листов "Родная природа и наука". Материалы пособия отражают информацию о растительном мире Мурманской области.

Разработанные задания предназначены для обучающихся 7-8 классов. При отборе заданий учитывалось содержание программы по предметам, типичные проблемы в усвоении определенных тем. Представлены следующие типы заданий: с выбором ответа, с кратким свободным ответом, задания на соответствия, разнообразные виды работы с текстом, задания с рисунками и таблицами.

Данный материал можно применять на любом этапе урока, а также во внеурочной деятельности по предметам. Задания являются практикоориентирован-ными.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий лист 1

 

Дриада или «куропаточья трава»

Задание 1. Внимательно прочитайте текст.

Научное название куропаточьей травы – «дриада» - происходит от греческого слова drys - дуб. По верованиям древних греков дриады – это нимфы деревьев, обитающие в лесах, которые жили и умирали вместе с ними. Наша дриада – олицетворение красоты и грациозности этих древесных нимф.

Название же «куропаточья трава» растение получило от того, что его любят есть куропатки. Они прилетают в тундру ранней весной и уверенно находят под снегом дриаду. Дело в том, что в ее листьях содержится в 7 раз больше сахаров и в 27 раз больше различных масел, чем, например, в почках ивы – именно поэтому она выдерживает стужу и ледяной ветер.

t1710015498aa.jpg

Задание 2. Как вы думаете, почему у куропаточьей травы второе название дриада?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Какой трофический уровень занимают куропатки?

1) первый трофический уровень

2) второй трофический уровень

3) третий трофический уровень

4) четвертый трофический уровень

Задание 4. Подумайте, почему содержание большого количества сахаров и масел помогает дриаде выдерживать стужу и ледяной ветер?_______________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочий лист 2

Незабудка

Задание 1. Внимательно прочитайте текст.

В Мурманской области произрастает 7 видов: незабудка полевая, незабудка азиатская, незабудка дернистая, незабудка стелющаяся или холодная, незабудка мелкоцветковая (Myosotis micrantha), незабудка болотная, незабудка редкоцветковая.

Незабудка мелкоцветковая (Myosotis micrantha) – сорное растение с тонким стеблем продолговатыми листьями и мелкими светло-голубыми цветками. Встречается редко на полях, сухих полянах, песчаных берегах в подзоне средней тайги.

Незабудка полевая (Myosotis arvensis) – сорное растение с продолговато-ланцетовидными листьями и темно-голубыми цветками. Встречается на полях, у дорог, селений по берегам Кандалакшского залива.

Посмотрите на незабудку. Сладкий нектар растения, за которым охотятся насекомые, спрятан глубоко в центре цветка, но насекомые быстро его находят, поскольку есть знак, указывающий путь к нектару. В центре ее голубого венчика – ярко-желтое кольцо. Пчела устремляется прямо на него. Тычинки цветка окрашены в яркий цвет, отличный от цвета лепестков. Часто инстинкт подсказывает насекомому, что там, где тычинки, и надо искать вход в нектарники.

t1710015498ab.jpg t1710015498ac.jpg

 

Задание 2. Рассмотрите внимательно рисунки и ответьте на вопрос – почему у растений часто центр цветка – желтый?

_______________________________________________________________________

Задание 3. Посмотрите на схему спектра восприятия цвета пчелой и человеком, найдите отличия.

_______________________________________________________________________

Задание 4. Рассмотрите фотографию незабудки, по описанию определите к какому виду относится.

_______________________________________________________________________


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

Рабочий лист 3


 


 

Клевер

Задание 1. Внимательно прочитайте текст.

Пчелы различают огромное количество самых разнообразных запахов. Когда пчела-разведчица приносит в улей добычу, обладающую определенным ароматом какого-то цветка, то все пчелы, запомнив аромат, устремляются из улья в поисках указанного разведчицей растения. Но пчелы не желают летать на красный клевер. Нектар в его цветке запрятан так глубоко, что пчеле трудно до него добраться. Клевер опыляют шмели, у которых хоботок подлиннее. Но шмелей немного. За сезон они не успевают опылить все цветки клевера. Поэтому осенью на клевере образуется мало семян, а следующей весной на лугах появляется мало молодых растений клевера. Между тем в этой траве содержится большое количество ценных питательных веществ, и чем больше будет клевера в сене, тем охотнее его съест скот. Значит, нужно заставить пчел опылять клевер.

Задание 2. Как можно заставить пчел опылять клевер? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

t1710015498ad.jpg

Задание 3. Изучите данные таблицы и ответьте на вопросы

1) Каких питательных веществ больше в зеленой массе группе культур, к которой относится клевер?

_______________________________________________________________________

2) Каких веществ больше в сене группе культур, к которой относится клевер по сравнению с зеленой массой?

_______________________________________________________________________

Задание 4. Рассмотрите рисунок цветка клевера и рисунок строения цветков бобовых растений, сделайте подписи частей цветка клевера

t1710015498ae.jpgt1710015498af.jpg


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

Рабочий лист 4

Сосна

Задание 1. Внимательно прочитайте текст.

В конце мая, когда пылят сосны, в воздухе над лесом стоит желтый туман от великого скопления цветочной пыльцы. Не только женские шишки сосен, но и все вокруг усыпано мельчайшей золотой пылью. Она чрезвычайно мелка и легка. Под микроскопом видно, что у каждой пылинки с боков имеются два воздушных шарика, которые делают ее совсем невесомой. Поверхность пылинки гладкая и сухая, не позволяющая ей слипаться в комочки со своими соседками. Легкое движение воздуха подхватывает ее, поднимает вверх и разносит по лесу.

Также необычный способ распространения семян «изобрели» хвойные: ели, сосны, лиственницы. Их семена рассчитаны на разнос ветром. Также много семян распространяют лесные жители: дятлы, белки. Но они обычно не покидают пределы леса, а ветер не может далеко унести тяжелые семена с небольшим крылышком. Как же семенам хвойных преодолеть большое расстояние? Особенно это актуально для сосны. Шишки у сосны и ели начинают открываться в конце зимы. Поэтому они используют природное явление, которое обычно случается в конце зимы – начале весны.

Задание 2. Какое природное явление происходит в конце зимы – начале весны с поверхностью снега, которое помогает распространяться семенам хвойных растений?

_______________________________________________________________________

Задание 3. Подумайте, в каком виде спорта используется подобная конструкция семени хвойных и способ его распространения?

_______________________________________________________________________

Задание 4. Рассмотрите рисунок пыльцы разных растений под микроскопом, определите пыльцу сосны. Почему так решили?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

t1710015498ag.jpg

Рабочий лист 5

Ольха

Задание 1. Внимательно прочитайте текст.

Лиственные породы, опыляемые ветром, - ольха, ясень, лещина - цветут ранней весной, когда листья еще не распустились и не мешают пыльце садиться на рыльца пестиков. Не успеет растаять снег, как крона ольхи становится бурой от массы невзрачных цветущих сережек. В теплые весенние дни ольха успевает отцвести до появления листьев на ее ветвях. Развернувшиеся листья только бы мешали деревьям развевать по ветру свою пыльцу и ловить чужую. Пестичные цветки на дереве обычно располагаются выше тычиночных, которые собраны в длинные сережки, легко качающиеся от ветра. В плохую погоду пыльники тычинок плотно закрыты. Они раскрываются только при наступлении теплого солнечного дня.

t1710015498ah.jpg

Задание 2. Рассмотрите рисунок движения воздушных масс и ответьте на вопрос - почему пыльники тычинок раскрываются только при наступлении теплого солнечного дня? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3. Дорисуйте схему движения воздушных масс ночью и ответьте на вопрос: сколько раз за сутки меняется направление бриза?

_______________________________________________________________________

Задание 4. На фотографии подпишите мужские и женские соцветия

t1710015498ai.jpg

Список используемых источников

1. Волцит Петр. Нескучная биология. – М.: «Печатная слобода», 2014

2. Денисова Г.А. Удивительный мир растений. – М.: «Просвещение», 1981

3. Как живут растения. Под ред. Куканова Ю.В. – М.: ОЛМА Медиа групп, 2013

Интернет-источники

https://ke-culture.gov-murman.ru/

https://school-science.ru/6/18/36126?ysclid=lre1cgtzsi832964326

https://ya.ru/images/


 


 

Ответы

Рабочий лист

Задание

Ответ

1

2

Научное название куропаточьей травы – «дриада» происходит от греческого слова drys - дуб, оно дано растению за отдаленное сходство его листьев с листьями дуба.

3

Второй трофический уровень

4

Накопление большого количества сахаров в вакуоли препятствует образованию внутриклеточного льда, содействуя морозостойкости клеток. 

2

2

Пчелы опыляют цветы и для их привлечения растения используют тот спектр цветов, какие они видят.

3

Человек не видит в ультрафиолетовом спектре, пчела почти не воспринимает красный цвет.

4

Незабудка полевая т.к. листья ланцетовидные и темно-голубые цветки.

3

2

Густой сахарный сироп в течение нескольких дней настаивают на цветках клевера. Когда сироп приобретает клеверный аромат, его рано утром в ульях скармливают пчелам. Теперь пчелы долгое время будут летать только на цветки клевера.

3

Каротин, кальция, фосфора,

4

2

Благодаря солнечным лучам поверхностный слой снега подтаивает, а затем замерзает, образуя ледяную корочку. Семя скользит по насту, подгоняемое ветром.

3

Виндсерфинг, зимний виндсерфинг

5

2

Воздушный поток от прогретой солнцем земли поднимает пылинки кверху на рыльца пестичных цветков.

3

Дважды (утром с моря, вечером с берега)


 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации