Комплект рабочих листов по разделу «Морфология» (Местоимение. Глагол) как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 3 класса на уроках русского языка
Комплект рабочих листов по разделу «Морфология» (Местоимение. Глагол) как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 3 класса на уроках русского языка
Составитель: Баранова С.А. студентка 31 а группы Руководитель: Касьянова А.В., преподаватель
Камышлов, 2023
Комплект рабочих листов по разделу «Морфология» (Местоимение. Глагол) как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 3 класса на уроках русского языка / сост. Баранова С.А. Камышлов: ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2023.
Руководитель: Касьянова А.В., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж».
Рецензент: Краснопёрова Л.М., преподаватель ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж».
Щапова Н.Н., учитель начальных классов первой категории, Муниципальное общеобразовательное учреждение «Ницинская основная общеобразовательная школа»
Данный комплект представляет собой подбор рабочих листов, направленных на формирование познавательных (логических) универсальных учебных действий обучающихся 3 класса на уроках русского языка. Использовать комплект рабочих листов целесообразно как на уроках русского языка для организации деятельности обучающихся 3-х классов, так и при выполнении домашнего задания для формирования познавательных (логических) универсальных учебных действий.
Комплект предназначен для учителей начальных классов и студентов педагогических специальностей. Также комплект может быть рекомендован родителям для организации совместных занятий с детьми.
©ГАПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2023
Пояснительная записка 4
Задания по разделу «Местоимение» 7
1. «Местоимения 3-го лица» 7
2. «Личные местоимения» 8
3. «Роль местоимения в речи» 9
Задания по разделу «Глагол» 10
1. «Что обозначает глагол?» 10
2. «Неопределенная форма глагола» 14
3. «Число глаголов» 16
4. «Времена глаголов» 18
5. «Род глаголов в прошедшем времени» 21
6. «Правописание НЕ с глаголами» 23
Ответы к заданиям 25
Список литературы 43
Сфера образования в Российской Федерации претерпевает изменения. Целью образования теперь становится личностное развитие обучающегося, а образовательный процесс строится в соответствии с системно-деятельностным подходом, что прописано в Федеральном государственном образовательном стандарте.
Реализация данного подхода приводит к тому, что результатом образования становится формирование универсальных учебных действий (УУД), что отвечает запросам общества, которые сформировались в процессе перехода России от индустриального к постиндустриальному обществу. Формирование универсальных учебных действий начинается именно на первых ступенях обучения в школе, а для этого у младших школьников необходимо развивать отдельные общеучебные умения. На первый план выходит умение работать с информацией, способность к самообразованию. Целью обучения становится общекультурное, личностное и познавательное развитие, обеспечивающее такую компетенцию, как умение учиться.
Таким образом, выпускник начальных классов должен иметь базовое логическое мышление и базовые исследовательские действия, а также грамотно работать с информацией.
На необходимость формирования и развития у младших школьников общеучебных умений указывали Ю. К. Бабанский, Л. C. Выготский, П. Я. Гальперин, H. A. Лошкарева, A. A. Люблинская, К. Д. Ушинский, С. Т. Шацкий. Отдельные составляющие общеучебных умений и методику их формирования изучали Д. В. Воровщиков, Г. К. Селевко, Д. В. Татьянченко, A. B. Усова и др. Подходы к изучению формирования универсальных учебных действий обучающихся активно рассматриваются А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, O. A. Карабановой и др..
Многие педагоги-практики работают над формированием познавательных универсальных учебных действий у обучающихся начальных классов, поддерживая идею Г. И. Щукиной: идея развития познавательного интереса ценный мотив учения, идея активизации познавательной деятельности обучающихся необходимое условие для воспитания их познавательного отношения к миру.
Проблема формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников — одна из важнейших задач современной школы. Как известно, стойкий познавательный интерес формируется при сочетании эмоционального и рационального в обучении. Еще К. Д. Ушинский подчеркивал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным. Ведь именно благодаря познавательным универсальным учебным действиям у обучающихся формируется тяга к знаниям, к более глубокому познанию того или иного предмета, то есть формируется познавательный интерес. С этой целью учителя начальных классов насыщают свою деятельность приемами, пробуждающими непосредственный интерес обучающегося. Они используют различный занимательный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации.
Для этого мы предлагаем комплект рабочих листов по разделу «Морфология» (Местоимение. Глагол), которые можно использовать на уроках русского языка в 3 классе.
Цель комплекта рабочих листов: подбор, разработка и систематизация заданий по разделу «Морфология» (Местоимение. Глагол), направленных на формирование у обучающихся 3 класса познавательных (логических) УУД.
Задачи комплекта рабочих листов:
подбор и разработка комплекта рабочих листов по разделу «Морфология» (Местоимение. Глагол), направленных на формирование у обучающихся 3 класса познавательных (логических) УУД;
систематизация рабочих листов по темам;
оформление комплекта рабочих листов по разделу «Морфология» (Местоимение. Глагол), направленных на формирование у обучающихся 3 класса познавательных (логических) УУД.
В комплект вошли рабочие листы по следующим темам:
«Местоимения 3-го лица» (1ч.);
«Личные местоимения» (2 ч.);
«Роль местоимения в речи» (1 ч.);
«Что обозначает глагол?» (4 ч.);
«Неопределённая форма глагола» (2 ч.);
«Число глаголов» (2 ч.);
«Времена глаголов» (5 ч.);
«Род глаголов в прошедшем времени» (2 ч.);
«Правописание частицы НЕ с глаголами» (2 ч.).
Условные обозначения, которые встретятся в комплекте:
| Анализ |
| Синтез |
| Сравнение |
| Классификация |
| Обобщение |
| Установление причинно-следственных связей |
| Установление аналогий |
Фамилия, имя __________________
Местоимения 3-го лица
Дата _________
Назови эти ПРЕДМЕТЫ ОДЕЖДЫ.
Определи, какое слово в рамочке подходит к каждой из картинок, поставь стрелочки.
1
ОН
ОНА
ОНО
ОНИ
Нарисуй любой предмет одежды. Определи, какое из местоимений к нему подходит, запиши это местоимение.
2
, 0
3
Прочитай предложения и подумай, какие местоимения можно вставить вместо пропусков. Впиши эти местоимения. Укажи у них лицо, число и род.
1. Вот выглянуло солнце из-за тучи. _____ (_________________) осветило землю. 2. Вот на ветку дерева села ворона. _____ (_________________) громко закаркала. 3. На другой ветке сидел воробей. _____ (_________________) чистил свои пёрышки. 4. Мы любим наблюдать за птицами. _____ (_________________) помогают нам уничтожать насекомых.
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Личные местоимения
Заполни таблицу. Впиши в неё нужные местоимения.
1
Число | 1-е лицо | 2-е лицо | 3-е лицо |
Е динственное | | | |
Множественное | | | |
Привет, меня зовут Сеня. Мне нужна твоя помощь: в тексте вместо пропусков нужно вписать местоимения и указать в скобках их лицо и число.
2
Дымка тумана сползала в овраг. ______ (______________) подъехали к озеру. Солнечный луч прыгал по траве. ______ (______________) был теплый и ласковый. В воздухе раздался легкий шумок. Это пролетали над озером дикие утки. ______ (______________) сделали круг и сели в камышах.
Дикие утки строят гнезда на кучках старого камыша. Пушком ______ (______________) закрывают яички, когда уходят попить или поесть. ______ (______________) видел такое гнездо.
Прочитай текст, найди местоимения 1 лица ед.ч. и замени их местоимениями 1 лица мн.ч., запиши. Я учусь в третьем классе. Русскому языку меня учит Дарья Ивановна. Она внимательна и справедлива ко мне. Поэтому я стараюсь радовать её и не получать замечаний.
3
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Роль местоимения в речи
Прочитай предложения. Что ты заметил?
Замени существительное местоимением, где это необходимо, и запиши это предложение.
1
Сделай вывод о том, зачем нужны местоимения в нашей речи.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2
Я
Оно
Вы
Раскрась те слова зелёным карандашом, которые относятся к местоимению 3-го лица.
Подумай, какие из перечисленных слов они могут заменить. Соедини это местоимение со словом.
3
Она
Дверь
Родители
Мы
Друг
Они
Дерево
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Помоги пчёлам залететь в нужный улей. Для этого раскрась глаголы зелёным цветом, если они отвечают на вопрос – что делать и жёлтым, если отвечают на вопрос – что сделать?
1
Что обозначает глагол?
Что делать?
Играть
Что сделать?
Лить
Пробежать
Прыгать
Прогнать
Спеть
Ходить
Разговаривать
Умыться
Посолить
Решить
Налить
Прочитай пары слов. Что ты заметил?
Выполни задание по аналогии.
На какой вопрос отвечает второй глагол каждой пары?
1. Лежать - встать 2. Говорить – промолчать 3. Брать – ___________________ 4. Встречать – ___________________ 5. Продавать – ___________________ 6. Приезжать – ___________________ Вопрос:___________________________
2
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3
Придумай пять своих глаголов. Запиши их, указывая в скобках вопрос.
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Глагол
1
Найди и раскрась зелёным цветом клеточки, где записан вопрос, на который отвечает глагол. Жёлтым раскрась глаголы, которые отвечают на этот вопрос.
Б Заполни пропуски. 2 | Е | Ж | А | Т | Ь | А | А |
Р | И | Г | Р | А | Т | Ь | Д |
О | Й | В | В | Н | Д | И | С |
С Глагол | Н | Ъ | П | П | О | Г | П |
И | Ч | Т | О | Р | Л | Т | А |
Т ЭТО | Д | Е | Л | А | Т | Ь | Т |
Ь | Г | Ж | Щ | А | Б | Ф | Ь |
П ВОПРОСЫ | Р | Ы | Г | А | Т | Ь | Ь |
Е | У | Б | Е | Ж | А | Т | Ь |
ОБОЗНАЧАЕТ
3
Раскрась облака красным цветом, если на них записаны ошибочные утверждения.
Исправь ошибки.
Глаголы отвечают на вопросы
КАКОЙ? КАКИЕ?
Глагол обозначает действие предмета.
Глагол – это часть речи.
В предложении глагол чаще всего является подлежащим.
Слова КОРАБЛЬ, ФЛАГ, ШКАФ являются глаголами.
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Глагол
1
Укажи действия, которые изображены на картинках, и пропиши к ним вопрос.
__________________________
__________________________
__________________________
2
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Например, бежать - убежать
Измени получившиеся глаголы так, чтобы они отвечали на другой вопрос, и запиши их.
Глаголы, которые отвечаю на вопрос что делать? – подчеркни красным цветом, глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать? – синим цветом.
3
Составь рассказ о том, чем любят заниматься дети и чем любишь заниматься ты. Запиши 3-4 предложения. Подчеркни глаголы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Глагол
Прочитай предложение, вставляя вместо пропусков необходимый по смыслу глагол. В скобках напиши вопрос к глаголу.
1
Прочитай пары слов. Что ты заметил?
Выполни задание по аналогии.
Какой частью речи являются слова в 1 столбике? Запиши.
. Бабушка ____________ ( ) фрукты для внука.1. Обед - обедать 2. Ходьба - 3. Прыжок – ___________________ 4. Просьба – ___________________ 5. Ночь – ___________________ 6. Проход – ___________________ Часть речи:_________________________
2
3
Дай развёрнутый ответ на вопрос, что такое глагол?
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Заполни пропуски.
1
Неопределённая форма глагола
Неопределённая форма глагола
Вопросы
Окончания
2
Раскрась области, на которых записаны глаголы в неопределённой форме. Что помогло тебе узнать этот глагол?
3
Какое изображение у тебя получилось? ________________
Придумай и запиши к получившемуся слову однокоренные так, чтобы одно из них было глаголом в неопределенной форме. Обведи его в овал.
4
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Неопределённая форма глагола
1
Помоги садовнику собрать урожай. Соедини плоды с корзиной. Объясни свой выбор.
Строить
Растёт
Нести
Кричит
Лает
Неопределённая
форма глагола
Клеить
Уйдёт
Шипит
Достичь
Лепить
Ходит, смеётся, светит, капает, ходить, снимает, спит, прогуливается, смеяться, думать, читает, сверкает, чихать, плыть, помогает, надевает, танцевать, ловит, пилю, несу.
2
Выбери из перечисленных слов глаголы, стоящие в неопределенной форме и подчеркни их.
Прочитай пары слов. Что ты заметил?
Выполни задание по аналогии.
Какой частью речи являются слова в 1 столбике? Запиши.
1. Чистый – чистить 2. Синий - ___________________ 3. Грустный – ___________________ 4. Красный – ___________________ 5. Весёлый – ___________________ 6. Жёлтый – _______________________ Часть речи: ________________________
3
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Число глаголов
1
Прочитай глаголы, определи их число.
Раскрась в каждой строчке лишнее слово красным цветом. Объясни свой выбор.
БЕЖИТ
ВСТАЁТ
СИДЯТ
ПОЁТ
ПОЛИВАЛИ
БЕЖАЛИ
ПЛЫЛИ
ВИДЕЛ
УСТАЛ
ПОЛЕТЕЛИ
СРИСОВАЛИ
КЛЕИЛИ
НАСТУПЯТ
ПРОПЛЫВЁТ
УСТОЯТ
НАПИШУТ
ГЛАДЯТ
ПОЛЗЁТ
МАСТЕРЯТ
СТИРАЮТ
2
1. В мае в л__су ___________ (цвести) черёмуха.
2. Б__р__га руч__ёв __________ (желтеть) от з__л__тых лютиков.
3. Бабушка Таня ___________ (печь) ол__ду__ки.
4. В тр__ве ______________ (стрекотать) кузнечики.
5. ____________ (потемнеть) на п__лях д__р__ги.
Вставь пропущенные буквы. Измени глагол неопределённой формы, поставив его в нужную числовую форму.
Подчеркни грамматическую основу предложения. Определи число подлежащего и сказуемого.
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Число глаголов
Вспомни, на какие вопросы отвечают глаголы единственного и множественного числа.
1
Число | Вопросы |
Единственное | |
Множественное | |
Запиши глаголы в два столбика: единственное число и множественное число.
2
Вырубят
Звенит
Поднимал
Глядели
Шумят
Трещат
Пылал
Скучали
Единственное число
Множественное число
_______________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________
3
Составь и запиши предложение с одним из глаголов. Подчеркни грамматическую основу предложения. Определи число подлежащего и сказуемого.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Времена глаголов
Вспомни, на какие вопросы отвечают глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.
1
Время | Вопросы |
Н астоящее | |
Прошедшее | |
Б удущее | |
Выбери действия, которые может выполнять повар. Раскрась карточки следующим образом: глаголы настоящего времени – красным цветом, глаголы будущего времени – синим цветом, глаголы прошедшего времени – зелёным цветом.
2
Стряпал
Готовит
Сервировал
Обрезает
Подогреет
Пересолил
Кашеварит
Натушит
Наготовил
Помоет
Обедает
Нажарил
Приготовит
Пожарит
Моет
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3
Придумай и запиши три предложения с глаголом готовить в настоящем, будущем и прошедшем временах.
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Времена глаголов
1
2
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Времена глаголов
Прочитай пары слов. Что ты заметил?
Выполни задание по аналогии.
1. Играл, играет, будет играть. 2. Говорил, ________________________________ 3. Мыл, ___________________________________ 4. Кушал, _________________________________ 5. Смеялся, ________________________________ 6. Ходил, _________________________________
1
2
Запиши глаголы в три столбика: настоящее время, прошедшее время и будущее время.
Будет петь
Едут
Говорил
Съел
Гуляет
Белела
Зашьёшь
Подросло
Запрыгает
Становится
Настоящее
Прошедшее
Будущее
время
время
время
__________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Корм -
3
Скрип -
Образуй от данных существительных глаголы и запиши их в форме настоящего, прошедшего и будущего времени.
Соль -
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Род глаголов в прошедшем времени
1
Прочитай глаголы и определи их род. Раскрась карточки следующим образом: глаголы женского рода – красным цветом, глаголы мужского рода – синим цветом, глаголы среднего рода – зелёным цветом.
Цвело
Росла
Шила
Свистел
Сидело
Играло
Жил
Пахла
Выходило
Пела
Светлел
Танцевал
Отросло
Бегал
Рассмотри картинку. Составь небольшой рассказ о том, что происходило вчера в парке, используя глаголы в прошедшем времени. Определи их род.
2
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Род глаголов в прошедшем времени
1
Составь и запиши нераспространённые предложения с глаголами в прошедшем времени и укажи род глагола.
2
_______________________________________________________ Прочитай предложения, вставляя недостающие по смыслу слова в форме прошедшего времени. Выдели у этих слов окончания и укажи род.__________________ ясное утро. Солнце ярко __________________ в голубом небе. Алмазами __________________ роса на траве, на листьях деревьев. Кругом ________________ тишина.
Укажи род только у тех глаголов, которые стоят в форме прошедшего времени.
3
Будет шоркать
Крутили
Улетело
Играет
Услышал
Смотрели
Плясала
Станцевала
Приготовил
Прыгать
Сияет
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Правописание частицы НЕ с глаголами
Впиши пропущенное слово.
1
Частица НЕ с глаголами пишется ___________________.
Спиши, раскрывая скобки. Как ты написал частицу НЕ со словами? Почему?
2
(
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3
1. Дерево держытся корнями, а человек — друзями.
2. Дружбой даражи, забывать её неспеши.
3. Друг научит, а не друг праучит.
4. Друшба друшбе рознь, а иную – хоть брось.
Прочитай пословицы. Как ты понимаешь их смысл?
Найди ошибки и исправь их.
Что объединяет эти пословицы?
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Правописание частицы НЕ с глаголами
1
Спиши предложения, поставив частицу НЕ перед глаголами. Подумай, поменялся ли смысл пословиц?
Определи время и число глаголов.
Поедешь – моря увидишь. Подумаешь – решишь задачу. Упустишь минуту – потеряешь и час. С огнём шути, ветру верь. Чего знаешь, то и говори.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
2
Подумай, нужна ли частица НЕ в русском языке. Дай развёрнутый ответ.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3
Составь и запиши 2-3 предложения с частицей НЕ о правилах поведения в школе. Определи форму глаголов.
Ответы к заданиям
Фамилия, имя __________________
Личные местоимения
Дата _________
Назови эти ПРЕДМЕТЫ ОДЕЖДЫ.
Определи, какое слово в рамочке подходит к каждой из картинок, поставь стрелочки.
1
ОН
ОНА
ОНО
ОНИ
Нарисуй любой предмет одежды. Определи, какое из местоимений к нему подходит, запиши это местоимение.
Например,
2
, 0
Она
Прочитай предложения и подумай, какие местоимения можно вставить вместо пропусков. Впиши эти местоимения. Укажи у них лицо, число и род.
3
1. Вот выглянуло солнце из-за тучи. Оно (3-е, ед.ч., ср.р.) осветило землю. 2. Вот на ветку дерева села ворона. Она (3-е, ед.ч., ж.р.) громко закаркала. 3. На другой ветке сидел воробей. Он (3-е, ед.ч., м.р.) чистил свои пёрышки. 4. Мы любим наблюдать за птицами. Они (3-е, мн.ч.) помогают нам уничтожать насекомых.
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Личные местоимения
Заполни таблицу. Впиши в неё нужные местоимения.
1
Число | 1-е лицо | 2-е лицо | 3-е лицо |
Е динственное | Я | Ты | Он, она, оно |
Множественное | Мы | Вы | Они |
Привет, меня зовут Сеня. Мне нужна твоя помощь: в тексте вместо пропусков нужно вписать местоимения и указать в скобках их лицо и число.
2
Дымка тумана сползала в овраг. Мы (1-е, мн.ч.) подъехали к озеру. Солнечный луч прыгал по траве. Он (3-е, ед.ч.) был теплый и ласковый. В воздухе раздался легкий шумок. Это пролетали над озером дикие утки. Они (3-е, мн.ч.) сделали круг и сели в камышах.
Дикие утки строят гнезда на кучках старого камыша. Пушком они (3-е, мн.ч.) закрывают яички, когда уходят попить или поесть. Я (1-е, ед.ч.) видел такое гнездо.
Прочитай текст, найди местоимения 1 лица ед.ч. и замени их местоимениями 1 лица мн.ч., запиши. Я учусь в третьем классе. Русскому языку меня учит Дарья Ивановна. Она внимательна и справедлива ко мне. Поэтому я стараюсь радовать её и не получать замечаний.
3
Мы учимся в третьем классе. Русскому языку нас учит Дарья Ивановна. Она внимательна и справедлива к нам. Поэтому мы стараемся радовать её и не получать замечаний.
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Личные местоимения
Прочитай предложения. Что ты заметил?
Замени существительное местоимением, где это необходимо, и запиши это предложение.
1
1. У меня есть сестра. Сестра учится в институте. Она учится в институте. 2. Весной я хочу посадить грушевое дерево. Осенью дерево даст много плодов. Осенью оно даст много плодов. 3. Мой папа - геолог. Папа работает в Сибири. Он работает в Сибири. 4. Когда есть друг, это - замечательно. Ведь друг всегда поддержит и не оставит в трудную минуту. Ведь он всегда поддержит и не оставит в трудную минуту. 5. Летом Миша поедет на дачу. Миша должен будет ухаживать за цветами. Он должен будет ухаживать за цветами.
2
Сделай вывод о том, зачем нужны местоимения в нашей речи.
Местоимения помогают избегать повторов в нашей письменной и устной речи, а также указывают на предмет, не называя его. Они чаще всего используются в речи вместо имен существительных.
Я
Оно
3
Вы
Раскрась те слова зелёным карандашом, которые относятся к местоимению 3-го лица.
Подумай, какие из перечисленных слов они могут заменить. Соедини это местоимение со словом.
Она
Дверь
Родители
Мы
Друг
Они
Дерево
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Помоги пчёлам залететь в нужный улей. Для этого раскрась глаголы зелёным цветом, если они отвечают на вопрос – что делать? и жёлтым, если отвечают на вопрос – что сделать?
1
Что обозначает глагол?
Что делать?
Играть
Что сделать?
Лить
Пробежать
Прыгать
Прогнать
Спеть
Ходить
Разговаривать
Умыться
Посолить
Решить
Налить
Прочитай пары слов. Что ты заметил?
Выполни задание по аналогии.
На какой вопрос отвечает второй глагол каждой пары?
1. Лежать - встать 2. Говорить – промолчать 3. Брать – положить 4. Встречать – проводить 5. Продавать – купить 6. Приезжать – уехать Вопрос: что сделать?
2
Например, смотреть (что делать?), сидеть (что делать?), написать (что сделать?), открывать (что делать?), налить (что сделать?).
3
Придумай пять своих глаголов. Запиши их, указывая в скобках вопрос.
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Глагол
Найди и раскрась зелёным цветом клеточки, где записан вопрос, на который отвечает глагол. Жёлтым раскрась глаголы, которые отвечают на этот вопрос.
1
Б Заполни пропуски. 2 | Е | Ж | А | Т | Ь | А | А |
Р | И | Г | Р | А | Т | Ь | Д |
О | Й | В | В | Н | Д | И | С |
С Глагол | Н | Ъ | П | П | О | Г | П |
И | Ч | Т | О | Р | Л | Т | А |
Т ЭТО часть речи | Д | Е | Л | А | Т | Ь | Т |
Ь | Г | Ж | Щ | А | Б | Ф | Ь |
П ВОПРОСЫ Что делать? Что сделать? Что делает? Что сделает? | Р | Ы | Г | А | Т | Ь | Ь |
Е | У | Б | Е | Ж | А | Т | Ь |
ОБОЗНАЧАЕТ
действие предмета
3
Раскрась облака красным цветом, если на них записаны ошибочные утверждения.
Исправь ошибки.
Глаголы отвечают на вопросы
Что делать? Что сделать? И др.
Глагол обозначает действие предмета.
Глагол – это часть речи.
В предложении глагол чаще всего является сказуемым.
Слова плыть, сигналить, спрыгнуть являются глаголами.
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Глагол
1
Укажи действия, которые изображены на картинках, и пропиши к ним вопрос.
Плывёт
(что делает?)
Рисует
(что делает?)
Играют
(что делают?)
2
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Например, бежать - убежать
Измени получившиеся глаголы так, чтобы они отвечали на другой вопрос, и запиши их.
Глаголы, которые отвечаю на вопрос что делать? – подчеркни красным цветом, глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать? – синим цветом.
Плывёт – уплыть, рисует – на
рисует, играют – проиграют.
3
Например:
1. Дети любят играть в разные подвижные игры, гулять и смотреть телевизор.
2. Я люблю играть в компьютерные игры. 3. А также много гулять и заниматься
спортом.
Составь рассказ о том, чем любят заниматься дети и чем любишь заниматься ты. Запиши 3-4 предложения. Подчеркни глаголы.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Глагол
1
Прочитай предложение, вставляя вместо пропусков необходимый по смыслу глагол. В скобках напиши вопрос к глаголу.
Прочитай пары слов. Что ты заметил?
Выполни задание по аналогии.
Какой частью речи являются слова в 1 столбике? Запиши.
. Бабушка собрала (что сделала?) фрукты для внука.1. Обед - обедать 2. Ходьба - ходить 3. Прыжок – прыгать 4. Просьба – просить 5. Ночь – ночевать 6. Проход – проходить Часть речи: глагол
2
3
Дай развёрнутый ответ на вопрос, что такое глагол?
Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предмета. Глаголы отвечают на вопросы что делать? что сделать? что делает? что сделает? что делал? что сделал? что будет делать? и др.
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Заполни пропуски.
1
Неопределённая форма глагола
Неопределённая форма глагола
Вопросы
что делать?
что сделать?
Окончания
ть, ти, чь
2
Раскрась области, на которых записаны глаголы в неопределённой форме. Что помогло тебе узнать этот глагол?
3
Какое изображение у тебя получилось? ________________
Рыба
Придумай и запиши к получившемуся слову однокоренные так, чтобы одно из них было глаголом в неопределенной форме. Обведи его в овал.
4
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Рыбный, рыбачить, рыбак
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Неопределённая форма глагола
1
Помоги садовнику собрать урожай. Соедини плоды с корзиной. Объясни свой выбор.
Строить
Растёт
Нести
Кричит
Лает
Неопределённая
форма глагола
Клеить
Уйдёт
Шипит
Достичь
Лепить
Ходит, смеётся, светит, капает, ходить, снимает, спит, прогуливается, смеяться, думать, читает, сверкает, чихать, плыть, помогает, надевает, танцевать, ловит, пилю, несу.
2
Выбери из перечисленных слов глаголы, стоящие в неопределенной форме и подчеркни их.
Прочитай пары слов. Что ты заметил?
Выполни задание по аналогии.
Какой частью речи являются слова в 1 столбике? Запиши.
1. Чистый – чистить 2. Синий - синеть 3. Грустный – грустить 4. Красный – краснеть 5. Весёлый – веселить 6. Жёлтый – желтеть Часть речи: имя прилагательное
3
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Число глаголов
1
Прочитай глаголы, определи их число.
Раскрась в каждой строчке лишнее слово красным цветом. Объясни свой выбор.
БЕЖИТ
ВСТАЁТ
СИДЯТ
ПОЁТ
ПОЛИВАЛИ
БЕЖАЛИ
ПЛЫЛИ
ВИДЕЛ
УСТАЛ
ПОЛЕТЕЛИ
СРИСОВАЛИ
КЛЕИЛИ
НАСТУПЯТ
ПРОПЛЫВЁТ
УСТОЯТ
НАПИШУТ
ПОЛЗЁТ
МАСТЕРЯТ
ГЛАДЯТ
СТИРАЮТ
2
1. В мае в лесу цветёт (цвести) черёмуха.
2. Берега ручьёв желтеют (желтеть) от золотых лютиков.
3. Бабушка Таня печёт (печь) оладушки.
4. В траве стрекочут (стрекотать) кузнечики.
5. Потемнели (потемнеть) на полях дороги.
Вставь пропущенные буквы. Измени глагол неопределённой формы, поставив его в нужную числовую форму.
Подчеркни грамматическую основу предложения. Определи число подлежащего и сказуемого.
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Число глаголов
Вспомни, на какие вопросы отвечают глаголы единственного и множественного числа.
1
Число | Вопросы |
Единственное | что делает? что сделает? что делал? и др. |
Множественное | что делают? что сделают? что делали? и др. |
Запиши глаголы в два столбика: единственное число и множественное число.
2
Вырубят
Звенит
Поднимал
Глядели
Шумят
Трещат
Пылал
Скучали
Единственное число
Множественное число
_______________________________________________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________________________________________________
Вырубят
Звенит
Поднимал
Глядели
Шумят
Трещат
Пылал
Скучали
3
Составь и запиши предложение с одним из глаголов. Подчеркни грамматическую основу предложения. Определи число подлежащего и сказуемого.
Например:
____________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________
На задней парте шумят двоечники.
Мн.ч.
Мн.ч.
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Времена глаголов
Вспомни, на какие вопросы отвечают глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени.
1
Время | Вопросы |
Н астоящее | что делает? что делают? |
Прошедшее | что делал? что сделал? что делали? что сделали? |
Б удущее | что сделает? что сделают? что будет делать? что будут делать? |
Выбери действия, которые может выполнять повар. Раскрась карточки следующим образом: глаголы настоящего времени – красным цветом, глаголы будущего времени – синим цветом, глаголы прошедшего времени – зелёным цветом.
2
Стряпал
Готовит
Сервировал
Обрезает
Подогреет
Пересолил
Кашеварит
Натушит
Наготовил
Помоет
Обедает
Нажарил
Приготовит
Пожарит
Моет
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Например:
1. Повар готовит кулинарный шедевр.
2. Повар не так давно готовил плов.
3. Повар будет готовить вкусный торт.
3
Придумай и запиши три предложения с глаголом готовить в настоящем, будущем и прошедшем временах.
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Времена глаголов
1
2
Например:
1. Петя пришёл в школу.
2.Дождь льёт как из ведра.
3. Моя мама работает парикмахером.
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Времена глаголов
Прочитай пары слов. Что ты заметил?
Выполни задание по аналогии.
1. Играл, играет, будет играть. 2. Говорил, ________________________________ 3. Мыл, ___________________________________ 4. Кушал, _________________________________ 5. Смеялся, ________________________________ 6. Ходил, _________________________________
1
говорит, будет говорить
моется, будет мыться
кушает, будет кушать
смеётся, будет смеяться
ходит, будет ходить
2
Запиши глаголы в три столбика: настоящее время, прошедшее время и будущее время.
Будет петь
Едут
Говорил
Съел
Гуляет
Белела
Зашьёшь
Подросло
Запрыгает
Становится
Настоящее
Прошедшее
Будущее
время
время
время
__________________________________________________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________________________________________
Будет петь
Едут
Съел
Говорил
Гуляет
Зашьёшь
Белела
Подросло
Запрыгает
Становится
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Корм -
кормит, кормил, будет
3
кормить
Скрип -
Образуй от данных существительных глаголы и запиши их в форме настоящего, прошедшего и будущего времени.
скрипит, скрипел, будет
скрипеть
Соль -
солит, солил, будет
солить
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Род глаголов в прошедшем времени
1
Прочитай глаголы и определи их род. Раскрась карточки следующим образом: глаголы женского рода – красным цветом, глаголы мужского рода – синим цветом, глаголы среднего рода – зелёным цветом.
Цвело
Росла
Шила
Свистел
Сидело
Играло
Жил
Пахла
Выходило
Пела
Светлел
Танцевал
Отросло
Бегал
На улице была прекрасная погода. Вчера в парке было очень много людей. Каждый из них занимался своим делом. Родители проводили досуг со своими детьми. Одни играли в футбол и катались на велосипедах, другие пришли на пикник и любовались природой.
Рассмотри картинку. Составь небольшой рассказ о том, что происходило вчера в парке, используя глаголы в прошедшем времени. Определи их род.
2
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Род глаголов в прошедшем времени
1
Составь и запиши нераспространённые предложения с глаголами в прошедшем времени и укажи род глагола.
2
Утро наступило. (Ср.р.)
Станок работал. (М.р.)
Пиджак висел. (М.р.)
Наступил о (ср.р.)
сиял о (ср.р.)
сверкал а (ж.р.)
стоял а (ж.р.)
_______________________________________________________ Прочитай предложения, вставляя недостающие по смыслу слова в форме прошедшего времени. Выдели у этих слов окончания и укажи род.Морковь сварилась. (Ж.р.)
Каша убежала. (Ж.р.)
__________________ ясное утро. Солнце ярко __________________ в голубом небе. Алмазами __________________ роса на траве, на листьях деревьев. Кругом ________________ тишина.
Укажи род только у тех глаголов, которые стоят в форме прошедшего времени.
3
Будет шоркать
Крутили
Улетело
Ср.р.
М.р.
Ж.р.
Играет
Услышал
Смотрели
Плясала
Ж.р.
М.р.
Станцевала
Приготовил
Прыгать
Сияет
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Правописание частицы НЕ с глаголами
Впиши пропущенное слово.
1
раздельно
Не подумаешь – не ответишь правильно. Не прочитаешь внимательно – не запомнишь надолго.
Частица НЕ с глаголами пишется ___________________.
Спиши, раскрывая скобки. Как ты написал частицу НЕ со словами? Почему?
2
(
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3
1. Дерево держится корнями, а человек — друзьями.
2. Дружбой дорожи, забывать её не спеши.
3. Друг научит, а не друг проучит.
4. Дружба дружбе рознь, а иную – хоть брось.
Прочитай пословицы. Как ты понимаешь их смысл?
Найди ошибки и исправь их.
Пословицы близкие по тематике и спросить, что их объединяет?
Фамилия, имя __________________
Дата _________
Правописание частицы НЕ с глаголами
1
Спиши предложения, поставив частицу НЕ перед глаголами. Подумай, поменялся ли смысл пословиц?
Определи время и число глаголов.
Не поедешь – моря не увидишь. Не подумаешь – не решишь задачу. Не упустишь минуту – не потеряешь и час.
С огнём не шути, ветру не верь. Что не знаешь, о том и не говори.
Поедешь – моря увидишь. Подумаешь – решишь задачу. Упустишь минуту – потеряешь и час. С огнём шути, ветру верь. Чего знаешь, то и говори.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________
2
Да, нужна. Ведь частица НЕ меняет смысл предложения.
Подумай, нужна ли частица НЕ в русском языке. Дай развёрнутый ответ.
Например:
1. Не бегать по школе.
2. Не рисовать на партах.
3. Не обзывать других детей.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3
Составь и запиши 2-3 предложения с частицей НЕ о правилах поведения в школе. Определи форму глаголов.
Список литературы
Алексеева Л. Л., Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова. - Москва: Просвещение, 2011. – 120 с. URL: (Дата обращения: (09.02.2023))
Виноградова Н. Ф., Планируемые результаты основной образовательной программы начального общего образования и их оценка / Н. Ф. Виноградова // Начальное образование. – Москва: Русский журнал, 2011. - №2. URL: (Дата обращения: (09.02.2023))
Милованова Н. Г., От общеучебных умений и навыков к формированию универсальных учебных действий: методические рекомендации // Н. Г. Милованова, В. Н. Прудаева. – Тюмень: ТОГИРРО, 2008. URL: (Дата обращения: (09.02.2023))
Учебник русского языка 3 класс 2 часть, В.П. Канакин, В.Г. Горецкий, УМК «Школа России»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 31 мая 2021 г.). URL: (Дата обращения: (09.02.2023))