Применение элективного курса «Финансовая грамотность» как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 2 класса
Применение элективного курса «Финансовая грамотность» как средство формирования познавательных универсальных учебных действий у обучающихся 2 класса
Израил Александра Сергеевна, 3 курс
Специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах», ГАПОУ СО НТПК №1
Аннотация: в статье раскрываются некоторые теоретические аспекты проблемы становления финансовой грамотности в применение элективного курса «Финансовая грамотность» в условиях современного образовательного процесса. В контексте рассматриваемой проблемы особую значимость приобретает вопрос о формировании познавательных универсальных учебных действий у обучающихся во 2 классе, а также грамотного баланса между материальными и духовно-нравственными ценностями в системе личностных ориентиров учащихся.
Ключевые слова и словосочетания: финансовая грамотность; универсальные учебные действия, финансовая грамотность во 2 классе; познавательные универсальные учебные действия во 2 классе; финансовая грамотность как средство формирования познавательных универсальных учебных действий; элективный курс по финансовой грамотности.
XXI век – время масштабных преобразований в общественно-политической, экономической, социокультурной жизни нашей страны. В условиях стремительного развития рыночной экономики, научного и технического прогресса, перестройки системы социообразующих ценностей одним из приоритетных направлений государственной политики остается проблема реформирования образовательного пространства России в его законодательном, содержательном, структурообразующем аспектах. Ведущим показателем качества образования в системе новых социально-экономических отношений становится уровень подготовки конкурентоспособного ученика, субъекта учебной деятельности, обладающего интеллектуальным и творческим потенциалом, потребностью к успеху, мотивированностью, способностью принимать ответственные решения, конкурентоспособностью, проявляющейся в стремлении к самосовершенствованию, самореализации, достижению высокой эффективности в своей учебной деятельности, лидерству в условиях конкуренции» [5, с. 35].
Финансовая грамотность - это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере и личностных социально-психологических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социальноэкономические роли: домохозяина, инвестора, заемщика, налогоплательщика и т.д. Финансовая грамотность определяет уровень финансовых взаимоотношений учащегося с социумом и является составной частью его социальной компетентности [2]. Финансовая грамотность включает в себя базовый компонент, а также составляющие, которые соответствуют конкретным социально-экономическим функциям, выполняемым человеком в обществе. Базовый компонент ориентирован на личностное представление человека о финансовом благополучии и способах его достижения. Как показывают исследования, у большинства детей младшего школьного возраста уже превалирует материальная мотивация к учебной деятельности. Успех в обучении для многих – залог будущей успешной карьеры и финансового благополучия. Как следствие, одной из ведущих задач образовательного процесса на современном этапе развития государственной системы обучения и воспитания становится формирование грамотного баланса между материальными и духовно-нравственными ценностями в системе личностных ориентиров учащихся. Одним из средств развития объективного отношения к материальным ресурсам и возможностям, которые они обеспечивают, является обучение современных школьников элементарным основам финансовой грамотности.
Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) представляют собой совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:
1. единство образовательного пространства Российской Федерации;
2. преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.
Отличительной особенностью нового ФГОС начальной школы является его деятельностный характер, ставящий главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
Неотъемлемой частью ядра стандарта второго поколения являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа - программа формирования универсальных учебных действий (УУД).
Реализация программы формирования УУД в начальной школе - ключевая задача внедрения ФГОС второго поколения (ФГОС-2).
Универсальные учебные действия – в широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают обучающимся возможность широкой ориентации, как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик.
Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный, регулятивный (включающий также действия саморегуляции), познавательный и коммуникативный.
Познавательные универсальные учебные действия – представляют собой совокупность приемов личностного, коммуникационного и обучающего характера, основная цель которых состоит в формировании у ребенка навыков познания окружающей действительности. Для этой цели используются методы систематизации, обработки, обобщения и анализа получаемых ребенком сведений для формирования у него целостной картины мира.
Объектом воздействия является ребенок определенной возрастной группы, с индивидуальным типом темперамента, характера и ценностных установок. Субъектами взаимодействия выступают преподаватели начальной школы, которые посредством комплекса правил и методов совершенствуют навыки ребенка в сфере самообразования.
Таким образом, познавательные учебные действия – это инструмент формирования у ребенка представления об особенностях развития, существования и взаимодействия человека с окружающим миром. Формирование познавательных универсальных учебных действий составляет важную задачу образовательного процесса и составляет неотъемлемую часть фундаментального ядра общего образования.
Для эффективного формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразно использовать элективный курс «Финансовая грамотность», разработанную в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования и направленную на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивацию к познанию и на приобщение к общечеловеческим ценностям.
Список литературы:
Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации. – URL : http://www.misbfm.ru/programma-fingramotnostinaseleniyarf#_Toc2313584511
Муравин Г. К. Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по алгебре и началам математического анализа 2 класса / Г. К. Муравин, О. В. Муравина. – Москва : Дрофа, 2017. – 38 с.
Основы финансовой грамотности. Методические рекомендации по разработке и реализации программы курса в общеобразовательных 80 учреждениях : подготовлено при участии Центрального Банка России и Поляковой О. Б., зам. директора ГАОУ «Гимназия № 1518». – 28 с.
Паатова М.Э. Финансовая грамотность детей и молодежи как актуальная задача современного образования / М.Э. Паатова. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/finansovaya-gramotnost-detey-i-molodezhi-kak-aktualnaya-zadachasovremennogo-obrazovaniya/.
Сотникова Е.Б. Формирование конкурентоспособной личности учащегося в образовательном процессе школы: дисс. канд. филос. наук / Е.Б. Сотникова. Елец, 2014. 184 с.