Исследовательская работа «Компьютер-хорошо или плохо?»

0
0
Материал опубликован 10 April 2019

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная общеобразовательная школа №3

cельского поселения «Село Троицкое» Нанайского муниципального района

Хабаровского края

 

Районный (заочный) конкурс исследовательских и творческих проектов младших школьников «Я-исследователь»

 

Тема исследования:

Компьютер-хорошо или плохо?

 

Автор работы: Завалина Валерия 4класс

Муниципальное бюджетное общеобразовательное

учреждение начальная общеобразовательная

школа №3 Сельского поселения «Село Троицкое»

Нанайского муниципального района

Хабаровского края

Руководитель: Бельды Геннадий Геннадьевич

учитель ИЗО МБОУ НОШ №3 с.Троицкое

 

с.Троицкое

2017г.

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ:

 

I.ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………….

Актуальность темы……………………………………………………

Цель и задачи исследования…………………………………………

II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ…………………………

Проблемный вопрос…………………………………………………

Гипотеза………………………………………………………………

Вред и польза компьютерных игр……………………………………

Виды компьютерных игр……………………………………………

Результаты собственных исследований…………………………….

III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….

Список используемой литературы…………………………………

Приложения…………………………..………………………………..

 

3

3

4

4

4

4

4

5

5

6

7

8

 

 

 

I.ВВЕДЕНИЕ.

Компьютер быстро вошел в нашу жизнь. Еще несколько лет назад было редкостью увидеть какой-нибудь персональный компьютер – они существовали, но были очень дорогие. А теперь? Компьютером никого не удивишь. Сегодня компьютерные классы есть в школах и даже в детских садах. С помощью компьютерных программ осуществляется обучение и развитие детей.

Актуальность темы.

Сегодня в каждом доме есть ПК. Он превратился в непременный атрибут нашей работы и жизни.

О пользе и вреде этого изобретения можно спорить бесконечно – ведь у всякого явления или события есть свои сторонники и противники. Бесспорно, компьютер для подрастающего поколения порой даже заменяет друзей, родителей, и школу...

Это и не удивительно: ведь для ребёнка компьютер – это целый мир, мир интересный, модный и манящий. Программное обеспечение предоставляет широкий спектр применения компьютера: для учёбы, общения, поиска информации, отдыха и развлечений. Но нужно помнить, что компьютер влияет на организм человека, и в первую очередь, на его физическое и психическое здоровье. Возникает вопрос: компьютер – друг или враг здоровью? Именно на него я и постараюсь ответить, а также выяснить, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить своё здоровье.

Цель и задачи исследования.

У меня возникла проблема:

Я хочу узнать - о пользе компьютера в жизни человека, и вреде, наносимом здоровью; об опасности компьютерных игр, их влиянии на организм.

Я поставила перед собой цель - выяснить положительные и отрицательные стороны влияния компьютера на жизнь ребенка, выяснить пользу или вред приносят компьютерные игры ученику, а также узнать, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить своё здоровье.

ЗАДАЧИ:

Для этого я решила:

проанализировать литературу по избранной теме;

выяснить мнение специалистов о пользе и вреде компьютерных игр в развитии детей, основные положительные и отрицательные факторы при работе на компьютере;

узнать, какие виды компьютерных игр существуют;

составить анкеты для одноклассников;

провести анкетирование в классе;

узнать, в какие игры больше играют дети;

полученные результаты проанализировать и обобщить;

узнать, какие правила надо соблюдать, чтобы сохранить своё здоровье при работе за компьютером;

сделать выводы;

II.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ.

Проблемный вопрос: ребёнок у компьютера – это хорошо или плохо?

Гипотеза: компьютер может быть и другом, и врагом – всё зависит от того, сколько времени и с какой целью ребёнок проводит у компьютера.

Методы исследования:

Теоретический – анализ литературы по теме исследования.

Практический - анкетирование, социологическое исследование, математическая обработка данных, построение диаграмм.

Объект: процесс влияния компьютерных игр на здоровье учащихся школы.

Предмет исследования:

Отрицательное влияние компьютера на здоровье человека и меры защиты человека от него.

 

Что я для этого сделала?

Изучила литературу

Провела опрос

Наблюдала

Для исследований я выбрала компьютерные игры, так как они наиболее распространенные, а ещё потому, что мнения родителей и детей о пользе и вреде расхожи.

Вред и польза компьютерных игр.

Польза. Психологи считают, что работа с компьютером развивает у школьников логическое и абстрактное мышление, помогает концентрировать внимание. С помощью специальных программ можно развивать творческие способности детей – к примеру, изучать языки, рисовать. При условии разумного использования компьютеры могут помочь развитию координации рук и глаз, а также других способностей. Компьютерные игры помогают научиться принимать самостоятельные решения.

Вред. Все знают, что долго сидеть за компьютером вредно для здоровья, но в чем именно заключается вред, вряд ли могут объяснить.

Рассмотрим факторы негативного влияния компьютера на человека: воздействие на зрение, стесненная поза, заболевания кистевых суставов. затрудненное дыхание, остеохондроз, излучение, психическая нагрузка.

Занятия на компьютере требуют не меньшей сосредоточенности, чем вождение автомобиля.

Виды компьютерных игр.

Спросите любого школьника о том, для чего нужен компьютер... Конечно, для игр! Каждая компьютерная игра, как и фильм, имеет свой жанр. Переиграть во все игры в мире невозможно, поэтому я выделю основные типы компьютерных игр: игры шутеры, симуляторы, стратегии, бегалки, поиск предметов, ролевые, познавательные.

Результаты собственных исследований.

Для выяснения отношения подростков к компьютерным играм я провела анкетирование. (прил№1) В опросе приняли участие 24 человека с 1 по 4 класс.

Полученные данные были подвергнуты статистической обработке.

Результаты социологического исследования (опрос) показали, что да, обучающиеся не выполняют нормы времени работы за компьютером. В каждом классе есть учащиеся, которые превышают допустимые нормы работы за ПК, нанося непоправимый вред своему здоровью. Причем есть учащиеся которые ответили, что находятся за ПК более 2-х часов в день (при норме 1,5 – 2 часа), у обучающихся есть интерес, как к развивающим играм, так и к виртуальным, но мало учащихся используют компьютер в учебных целях.

III.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Проанализировав все материалы на эту тему, я сделала вывод:

интерес детей к компьютеру огромен, и нужно направить его в полезное русло. Компьютер может быть и другом, и врагом – всё зависит от того, сколько времени и с какой целью ребёнок проводит у компьютера.

Компьютер должен стать для ребёнка равноправным партнёром, способным очень тонко реагировать на все его действия и запросы. Он, с одной стороны, терпеливый учитель и мудрый наставник, помощник в учёбе, а в дальнейшем и в работе, а с другой стороны творец сказочных миров и отважных героев, друг, с которым нескучно.

При разумном подходе компьютер для ребенка никакого вреда не принесет, а польза будет существенной и неоценимой. Ребенок постепенно научится быстро находить полезную информацию, устанавливать и переустанавливать программы, сможет создавать свои собственные проекты и размещать в интернете, общаться с единомышленниками.

Соблюдение несложных правил работы на компьютере (Приложение 2) позволит сохранить здоровье и одновременно открыть ребёнку мир огромных возможностей.

План работы на 2018 – 2019 уч.гг.

Изучить более подробно влияние компьютера на память школьников

Провести исследование используя специальные измерительные приборы (практика).
 

 

Список использованной литературы.

Гунн Г.Е. Компьютер: как сохранить здоровье : Рекомендации для детей и взрослых, СПб.: Нева; М. : Олма-Пресс, 2003.

Компьютерные игры. Обучение и психологическая разгрузка, М.: Знание, 1988. - 96 С. (Новое в жизни, науке и технике. Серия «Вычислительная техника и ее применение»); №3.

Прибылова Ю.О. Психологические проблемы современных школьников в области информационных технологий//Естествознание в школе. – 2005.-№ 4.

http://www.anima-agency.ru

http://www.mumskids.ru

http://www.patee.ru

http://pospelova.ucoz.ru

Шмелев А.Г. Мир поправимых ошибок // Вычислительная техника и ее применение. Компьютерные игры. 1988. № 3. С. 84.

Рыков В., Домашний компьютер: вопросы труда и безопасности – http://itime.on.ufanet.ru/articles/2001 lst/2. html.

Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным ЭВМ и организация работы. Санитарные правила и нормы. СанПиН 2.2.2. 542-96

 

 

 

V.Приложения.

Приложение 1.

Анкета

1.У тебя дома есть компьютер?
Да - 22 Нет - 2

 

Как часто ты садишься за компьютер, чтобы добыть нужную информацию,поиграть?
Часто- 10
Редко-14

 

3. Играешь ли ты в компьютерные игры?

Да – 16 Нет- 8

 

4.Какие твои любимые игры?
Гонки- 4

Стрелялки –4

Бегалки – 10

Обучающие – 1

Стратегии- 1

Поиск предметов –4

 

5.Сколько времени ты тратишь на игру?
Менее 30 мин –12
2 часа –5
Более 2-х часов –7

 

6.Как ты заканчиваешь играть?

Сам –19
Прерывают родители – 5

 

7.С какого возраста ты играешь в компьютерные игры?

1) 5-6 лет-5

2) 7-8 лет-6

3) 9-10 лет-13

 

8. Какими программами ты пользуешься?

1) рисование- 6

2) печатать текст- 3

3)слушать музыку-4

4) интернет-9

5) другое-2

 

 

Приложение 2.

Сохранение здоровья при работе за компьютером.

Даже не очень продолжительная работа за компьютером, не более 1-2 часов, вызывает у 73% подростков общее и зрительное утомление, в то время как обычные учебные занятия вызывают усталость только у 54% подростков. Увлекшись компьютером, испытывая большой эмоциональный подъем, школьники даже не замечают наступившего утомления и продолжают работать дальше. Если же на экране высвечивается не обучающая программа, а одна из многочисленных компьютерных игр, подростки, даже чувствуя утомление, не в силах оторваться от него по несколько часов.

Есть правила, которые хорошо бы запомнить:

  1. Компьютер следует расположить в углу или задней поверхностью к стене.

    В помещении, где используется компьютер, необходима ежедневная влажная уборка. Поэтому пол в нем не надо закрывать паласом или ковром.

    До и после работы на компьютере следует протирать экран слегка увлажненной чистой тряпкой или губкой.

    Необходимо чаще проветривать комнату, а также установить аквариум или другие емкости с водой, так как они увеличивают влажность воздуха.

Нагрузка на глаза при общении с компьютером существенно отличается от нагрузки при других видах зрительной работы – чтения, например, или даже просмотра телепередачи. Добавим сюда и сидячую позу, которая увеличивает статистическую нагрузку и снижает и без того низкую двигательную активность современного ребенка.

Упражнения для глаз

Эффективная профилактическая мера – зрительная гимнастика. Ее проводят дважды: через 7-8 минут от начала работы ребенка на компьютере и после ее окончания. Непродолжительная гимнастика - около одной минуты, проста и доступна каждому. Например, сидя за компьютером, ребенок поднимает глаза кверху и, представив летящего там мотылька или бабочку, следит за их полетом из одного угла комнаты в другой, не поворачивая при этом головы – двигаться должны только глаза!

Специальное питание для глаз.

Людям с ослабленным зрением нужно употреблять продукты, укрепляющие сосуды сетчатки глаза: чернику, черную смородину, морковь. В рационе близоруких должна присутствовать печень трески, зелень: петрушка, салат, укроп, зеленый лук. При дистрофии сетчатки помогает шиповник (настой, отвар), клюква.

Гимнастика за компьютером

Сидя на стуле, выпрямить спину, руки положить на колени. Отвести прямую правую руку в сторону, развернуть корпус тела, провожая ладонь взглядом - вдох, положить руку снова на колени - выдох. Затем повторить движения левой рукой. Это упражнение активизирует дыхание, и снимет напряжение с групп мышц грудного и шейного отдела.

Исходное положение то же. Согнуть руки в локтях, сжимая пальцы в кулак, носки ног при этом приподнять над полом и потянуть на себя. Опуская руки в исходное положение, приподнять пальцы над полом, сделать перекат с пятки на носок. Упражнение улучшает периферическое кровообращение.

Сложить руки в замочек, кисти захватывают предплечья. Делать круговые движения перед собой вправо и влево. При этом разминаются затекшие плечи, лопатки, грудные мышцы, улучшается работа суставов.

Исходное положение то же, что в первом и втором упражнениях. Согнутую в коленях ногу отставить в сторону, делая как бы шаг в сторону, вернуться в исходное положение.

Одна нога выпрямлена, стопа на пятке, другая согнута, носок под стулом. Имитировать ходьбу, попеременно меняя ноги. Упражнение улучшает работу суставов и мышц брюшного пресса.

Рабочее место

Кроме всего, важно знать, как правильно организовать рабочее место. Сделать это не трудно, а сохранению здоровья ребенка помочь может. Так, мебель должна соответствовать его росту.

Стул должен быть обязательно со спинкой. Сидеть ребенок должен на расстоянии не менее 50-70 см от компьютера (чем дальше, тем лучше), упираясь взором перпендикулярно в центр экрана. Посадка прямая или слегка наклоненная вперед, с небольшим наклоном головы. Чтобы обеспечить устойчивость посадки, ребенок должен сидеть на стуле, опираясь на 2/3 - 3/4 длины бедра. Между корпусом тела и краем стола сохраняется свободное пространство не менее 5 см. Руки свободно лежат на столе. Ноги согнуты в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом и располагаются под столом на соответствующей подставке.
Стол, на котором стоит компьютер, следует поставить в хорошо освещенное место, но так, чтобы на экране не было бликов.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.