12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ольга Юрьевна Емельянова381
Творческая , жизнерадостная, люблю свою работу
Россия, Владимирская обл., Александров

Конспект занятия «Вороний день»

(знакомство с национальным праздником народов ханты и манси)


Емельянова О. Ю., воспитатель Детского сада № 47 ОАО «РЖД» г. Александрова Владимирской области


Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально-художественная, чтение, двигательная.

Цель: познакомить с традиционным национальным праздником народов ханты и манси "Вороний день".

Задачи:

Образовательные

- познакомить детей с обычаями и традициями народов Севера - ханты и манси;

-совершенствовать изобразительные навыки, формировать умения подбирать красивое сочетание цветов и оттенков. 

Развивающие

-развитие и воздействие на чувства, эмоции детей, побуждение их к развитию воображения, постижению художественных и музыкальных образов.

Воспитывающие

-формировать навыки работы в коллективе, воспитывать чувство товарищества, взаимопомощи;

-воспитывать уважение, развивать интерес к национальным традициям. 

Здоровьесберегающие:

-использовать здоровьесберегающие элементы (динамические паузы, физкультминутки);

-следить за выполнением санитарно-гигиенических требований.

Предварительная работа с детьми:

-чтение сказок и рассказов народов Севера;

-предварительное рисование птиц.

Материалы и оборудование:

- слайдшоу «Вороний день» о Хантыйском крае и празднике;

- картинки с изображением диких животных;

- рисунок вороны;

- цветные карандаши;

- шаблоны с изображением вороны;

- музыкальное произведение “Северные мелодии”;

- легенды, сказки, северный фольклор.


Планируемые результаты:

-интересуется традициями ханты и манси;

-может рассказать о национальном празднике «Вороний день».


Содержание образовательной деятельности детей:


1. Организационный момент


Воспитатель:

-Ребята, а вы знаете, что Россия очень большая страна?

Ответы детей.


В нашей стране проживает много разных народов. И сегодня мы познакомимся с двумя такими народами, которые живут по соседству друг с другом в Западной Сибири. Этот край называется Угорский или Югра.

Коренными жителями Угорского края являются ханты и манси. Это два похожих друг на друга народа, которые ведут таёжный образ жизни и живут далеко в тайге .

Тайга – это хвойные и лиственные леса. Основное занятие этих людей - это охота, оленеводство и рыболовство.

У каждого народа есть свои праздники. Они раскрывают душу человека, его характер.

С наступлением весны все ждут прилёта птиц. С ними приходит тепло и солнце. По мнению народов Севера, пробуждает природу после долгой зимы ворона.


2. Основная часть


Голос вороны - аудио приложение.


Воспитатель:

-Согласно народным представлениям хантов и манси, весну приносит на крыльях Небесная дева, принимающая облик вороны со связкой калачей. Именно ворона и является символом праздника встречи весны, который так и называется «Вороний день». Он считается одним из главных праздников северных народов. У народов ханты и манси есть даже поговорка «Нам ворона весну приносит».

Одна из легенд гласит: «Давным-давно прилетела весной ворона в северный край. Летала, летала – вокруг никого, - хмуро и холодно. Собралась ворона с силами и каркнула во всё воронье горло. Полетело её звонкое «Кар» над просторами Севера. И от этого крика ожила Земля после зимнего сна, проснулся человек, забурлила жизнь.

Вороний день празднуется 7 апреля. Люди на священных местах разводят костры и готовят пищу, молятся духам, поклоняются берёзе.


Берёза является священным деревом у хантов и манси. Они украшают её ленточками, монетками и специально изготовленными куколками. Подражая крикам птиц, участники праздника приглашают всех к столу с угощениями. А после пиршества устраивают игры и танцы, соревнуются в силе и ловкости.


Голос вороны - аудио приложение


2. Физкультминутка

Дети выполняют движения в соответствии со словами.


Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки качнулись, кисти встряхнулись-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем-

Руки убрали назад.


На празднике дети очень любили отгадывать загадки. Я тоже хочу загадать вам загадки, отгадав которые вы узнаете, какие животные встречаются в северных лесах. Кто отгадает, подойдёт к столу и найдёт картинку - отгадку.


Загадки

Хозяин лесной, просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.

(медведь)


Стройный, быстрый,

Рога ветвисты.

Скачет по лесу весь день,

Называется…

(олень)


Всех зверей она хитрей,

Шубка рыжая на ней.

Пышный хвост - её краса.

Этот зверь лесной…

(лиса)


Любит красную морковку.

Грызёт капусту очень ловко,

Скачет он то тут, то там,

По лесам и по полям.

Серый, белый и косой,

Кто скажите он такой-…

(заяц)


Серая шубка, мех серебристый,

Очень красивая, хвостик пушистый,

Если вам намного повезёт,

Орешек из руки у вас возьмёт.

А от вас летит как стрелка,

Ну конечно это…

(белка)


Не голос - громкая труба,

Большая верхняя губа,

На нём громадные рога,

Ему природа дорога.

В лесу крупнее зверя не нашлось,

Раз оно сохатый, значит…

(лось)


Колюч он, но не ёлочка,

В иголках, но не сосенка.

В клубок свернуться может.

Конечно, это…

(ёжик)


Кто осенью холодной

Ходит хмурый и голодный?

(волк)


Давайте ещё раз вспомним, какие животные живут в Угорском крае.


Ответы детей.


Воспитатель:

- Во время всего праздника звучат народные музыкальные инструменты: варган и сангультап (показ слайдов). Варган - это губной музыкальный инструмент в виде костяной пластинки, а сангультап это струнно-щипковый инструмент. Давайте послушаем вместе с вами, как звучит варган (аудио приложение).


Воспитатель:

-Как я уже говорила, на празднике все играли в народные игры. Мы сейчас тоже поиграем в народную ханты-мансийскую игру.


3. Игра «Ручейки и озёра»

Правила игры.

Игроки стоят в пяти-семи колоннах с одинаковым количеством играющих в разных частях зала – это ручейки. На сигнал «Ручейки побежали!» все бегут друг за другом в разных направлениях (каждый в своей колонне). На сигнал «Озера!» игроки останавливаются, берутся за руки и строят круги – озера. Выигрывают те дети, которые быстрее построят круг. Бегать надо друг за другом, не выходя из своей колонны. Строиться в круг можно только по сигналу.


Воспитатель:

-Из далёких времён до наших дней народы ханты и манси донесли до нас ещё одну легенду: «Давным-давно ворона была белая и жила с человеком. Но наступили трудные времена и еды почти не осталось. И тогда улетела ворона от человека на поиски пищи. Летала она недолго - увидела останки умерших животных и наелась вдоволь. Когда ворона вернулась домой, люди не узнали её, вернулась она чёрной, и прогнали ворону. Но ворона всё равно прилетает к людям с первыми весенними ветрами. И люди очень рады её прилёту, ведь ворона первая вестница весны.

Раскрашивание шаблона с изображением вороны

Голос вороны аудио приложение.


4. Рефлексия

Воспитатель:

-Вот так и проходил праздник «Вороний день». А на берёзу ещё вешали калачи - символ солнца. Вот и я вас хочу пригласить на праздничное чаепитие с калачами. Удачи, счастья, тепла и солнца вам всем будущей весной.


Презентация "Вороний день"
PPT / 1.08 Мб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.