Конспект музыкального занятия «День матери»

3
0
Материал опубликован 15 November 2018

Тема: “День Матери”

Аннотация: Конспект подготовлен к проведению музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в рамках тематического дня «День матери». Включены такие виды деятельности, как слушание музыкального произведения, пение, инсценирование стихотворения, танец.

Данная работа может оказать методическую помощь музыкальным руководителям ДОУ.

Цель:

- развивать музыкальность детей

- воспитывать уважение и любовь к матери

- поощрять творческие способности воспитанников

Участники: дети и взрослые.

Возраст детей: 5-6 лет.

Место проведения: музыкальный зал.

Форма организации: групповая.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое,  познавательное развитие.

Задачи:

Образовательные:

Игра-приветствие - «Здравствуйте» муз. и сл. М. Ю. Картушиной. Создать доброжелательную атмосферу в коллективе.

Слушание - П. Чайковского «Мама». Познакомить с новой пьесой. Определять настроение пьесы. Побуждать к рассказыванию, о чём музыка. Вслушиваться в красивую, певучую мелодию.

Распевание «Мама». Уточнять у детей представление о поступенном движении мелодии вверх и вниз. Учить чисто интонировать мелодию.

Пение - «Золотая мама» муз. и сл. Т. А. Соколовой. Продолжать развивать певческие навыки: петь протяжно, ласково.

Игра - «Веселые ладошки». Русская народная мелодия. Развивать ритмическую пульсацию.

Музыкальная игра - «Гриб-волнушка» муз. М Картушиной, слова Я. Сатуновского. Формировать координацию пения и движения.

Инсценирование стихотворения - «Разгром» Э. Успенского. Узнавать по внешним признакам настроение человека (огорчение, радость, страх, удивление) (мимика). Продолжать работать над выразительностью образной речи. Обратить внимание детей на интонацию, силу голоса, на мимику. Воспитывать в детях бережное отношение к вещам, привычку соблюдать порядок.

Танец - «Ягодка – малинка» эстрадная песня. Развивать танцевальное творчество. Закрепить знакомые танцевальные движения.

Развивающие:

- развивать эстетическое восприятие музыкального произведения, определять его характер;

- развивать творческие способности детей.

Воспитательные:

- воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, сопереживание, эмпатию.

Предварительная работа: разучивание стихотворений, рассматривание репродукций картин о семье, беседы о семье, профессиях, о домашних поручениях.

Словарная работа: портрет, настроение, характер, эмоция.

Методы и приемы: прием интересного внесения произведения искусства «Музыкальная загадка», вопросы к детям, рассказ, беседа, объяснение; использование картины, музыкального сопровождения, художественного слова; дидактические, словесные игры; практические действия детей.

Материалы и оборудование: листы цветной бумаги, музыкальный центр, мультимедийная установка.

ХОД ЗАНЯТИЯ


Музыкальный руководитель: Что за гости к нам спешат?
Вижу я своих ребят. Зазвучит музыка, и вы, ребята, парами войдете красиво в зал: у мальчиков рука на поясе, а девочка держит край платья.

Дети заходят в зал парами под мелодию песни «Мама первое слово» (автор текста Энтин Ю., композитор Буржоа Жерар), останавливаются полукругом.
Музыкальный руководитель: Рада вас видеть. Здравствуйте, ребята.

Дети: Здравствуйте (поют)

 

Игра-приветствие «Здравствуйте»

(музыка, слова М. Ю. Картушиной)

Дети: Здравствуйте, ладошки! (вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз)

хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)

Здравствуйте, ножки! («пружинка»)

топ- топ-топ! (топают ногами)

Здравствуйте, щечки! (гладят ладонями щеки)

плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам)

Пухленькие щечки, (круговые движения кулачками по щекам)

плюх-плюх-плюх! (трижды слегка ударяют кулачками по щекам)

Здравствуйте, губки! (качают головой вправо-влево)

Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами)

Здравствуйте, зубки! (качают головой вправо-влево)

Щелк-щелк-щелк! (3 раза щелкают зубами)

Здравствуй, мой носик! (гладят нос ладонью)

Бип-бип-бип! (3 раза нажимают на нос указательным пальцем)

Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети!

Дети: Привет! (машут руками над головой)

Музыкальный руководитель:

Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.

Дети под музыку присаживаются на стульчики.

Ребята, я для вас сегодня приготовила много игр. Поиграем? ( Да)

Первая игра называется «УГАДАЙ КАРТИНУ».

Посмотрите на экран (слайд).

Кого вы видите? (художника). Что художник делает? (рисует картину).

Интересно, а что же рисует художник? Вам хотелось бы узнать? Я вам предлагаю угадать – что на нарисовано картине, а поможет нам в этом музыка.

Слушание пьесы П. Чайковского «Мама» (диск)

- Итак, что нарисовано на картине?

(беседа с детьми о том, какая картина им представилась в воображении)

- Да, ребята, слушая данную музыку, можно нарисовать …..(обобщить ответы детей).

А теперь пусть экран нам покажет отгадку, скажем волшебные слова

«Раз, два, три, нам картину покажи!»

(слайд - картина открывается на экране)

- Как вы назвали бы эту картину (ответы детей)

- Сейчас мы прослушаем пьесу еще раз, подумайте и скажите – какое настроение пьесы?

Повторное слушание пьесы П. Чайковского «Мама»

- Какое настроение пьесы? (спокойное, музыка ласковая, нежная, похожа на неторопливую речь).

- Пьесу, которую мы прослушали, называется «Мама», сочинил известный композитор. Посмотрите на портрет – вспомните и назовите фамилию, имя, отчество композитора?

Показ портрета на экране (слайд)

Дети: Петр Ильич Чайковский.

Музыкальный руководитель: Верно, ребята.

А сейчас новая игра, называется «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА» Посмотрите, у меня есть цветные листы бумаги (педагог показывает листы бумаги ярких и нежных тонов – 10-12 цветов).

Нужно подобрать цвета к пьесе «Мама».

И я приглашаю подойти к столику Соню, Дашу, Арсения, Вову.

Дети встают со стульчиков, подходят к столу, выбирают цветные листы.

Предположительно, что дети выберут листы светлых тонов.

Воспитатель: Ребята, какие цвета вы выбрали: светлые или темные? Почему светлые?

Дети: Потому что музыка добрая, нежная, ласковая.

Воспитатель: И ваши мамы тоже добрые, нежные. Мама - мамочка! какое красивое слово! Ребята, в конце ноября все люди отмечают праздник «День матери». И сегодня предлагаю вам спеть нежную песенку о маме.

Музыкальный руководитель: Но сначала мы подготовим наш голосок.

Встаньте, пожалуйста, у стульчиков, выпрямите спину, расправьте плечи. Послушайте и скажите – мелодия звучит напевно или отрывисто?

Исполняет музыкальный руководитель Распевка «Мама»

Дети определяют, что мелодия звучит напевно.

Музыкальный руководитель: Верно, ребята, а теперь вы спойте напевно.

(дети поют распевку). Сейчас споем еще раз и попробуйте показать рукой движение мелодии (дети поют распевку, показывая движение мелодии рукой: вверх, вниз).

Музыкальный руководитель: Ребята, настало время спеть песенку «Золотая мама». Споем нежно, выразительно, помогая руками, наклоном головы, слушая аккомпанемент и друг друга.

«Мама» муз. и сл. Т. А. Соколовой

Моя мамочка какая?

Моя мама золотая.

Я о мамочке любимой

Эту песенку спою.

 

Золотое сердце,

Золотые руки.

Моя мама никогда

Не узнает скуки.

 

 

 

 

Моя мамочка какая?

Моя мама золотая.

Я о мамочке любимой

Эту песенку спою.

 

Сказку мне расскажет,

Песенку споёт,

Кофточку мне свяжет,

В доме уберёт.

 

Милая мама,

Я люблю тебя!

Музыкальный руководитель: Молодцы, вы спели нежно, напевно.

И я вам предлагаю поиграть еще в очень интересную игру, которая называется «ВЕСЕЛЫЕ ЛАДОШКИ». Посмотрим, умеют ли ваши ладошки дружить со всеми детьми, а веселая музыка вам поможет. Слушайте внимательно музыку.

Игра на развитие ритмической пульсации «Веселые ладошки»

(любая русская народная мелодия)

 

Воспитатель: А мы знаем еще одну веселую игру «Гриб-волнушка». 

Музыкальный руководитель: Замечательно.

Музыкальная игра «Гриб-волнушка»

(муз. М Картушиной, слова Я. Сатуновского)

 

Дети, взявшись за руки, стоят в кругу. В центре круга на корточках сидит ребёнок - «волнушка». Заранее выбирается девочка-солистка.

На лесной опушке, где жила кукушка   -   дети идут по кругу хороводом

Вырос гриб-волнушка -

шляпка на макушке -                                ребёнок-волнушка медленно

                                                                 поднимается (растёт)

Дождик шёл, дождик шёл,        -         дети и «волнушка»

Вышел на опушку,                              встряхивают кистями рук

Наклонился и нашёл        -                 наклоняются вперёд

Круглую волнушку.        -                  показывают на волнушку» 

Мокнет у волнушки шляпка

на макушке.                            -        кладут руки на макушку  и качают  головой

Солнце шло, солнце шло,        -        постепенно поднимают 

Вышло на опушку,                           руки, вращая кистями

Пригляделось и нашло        -             наклоняются вперёд

Мокрую волнушку.        -                  показывают на волнушку»

Сохнет у волнушки        -                  руки на поясе,

Шляпка на макушке.                         качают головой

Наша Даша в лес пошла,        -         дети хлопают в ладоши

Наша Даша гриб нашла.                   девочка обходит «волнушку»

Вот и нет волнушки        -                 девочка и «волнушка»

На лесной опушке.                          берутся за руки и кружатся

 

Музыкальный руководитель: молодцы, ребята, весело играли, теперь садимся на стульчики.

Музыкальный руководитель: ребятки, ваши друзья Коля и Соня приготовили для вас сюрприз! Они покажут сценку «Все в порядке».

Воспитатель: Артисты, подойдите, пожалуйста.

(Коле дать 3-4 небольшие мягкие игрушки, Ане – сумочку)

 

Инсценирование стихотворения «Разгром» Э. Успенского

 

Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.

- Был на квартиру налёт?
- Нет.
- К нам заходил бегемот?
- Нет.
- Может быть, дом не наш?
- Наш.
- Может, не наш этаж?
- Наш. Просто приходил Серёжка,

Поиграли мы немножко.

- Значит, это не обвал?
- Нет.
- Слон у нас не танцевал?
- Нет.
- Очень рада.
Оказалось,
Я напрасно волновалась!

 

Музыкальный руководитель:

- Что увидела мама, когда пришла с работы? (беспорядок, разбросанные игрушки)

- Что случилось с мамой, когда увидела беспорядок? (мама удивилась)

(если дети затрудняются ответить: «мама наругала мальчиков? у мамы заболела голова? Нет! мама удивилась»)

- Наша артистка Анечка показала удивленную маму? (да)

- Как она показала удивленную маму? (развела руки в стороны, брови приподняла, глаза широко раскрыла, интонация вопросительная)

- Что должны были сделать мальчики после того, как поиграли? (убрать игрушки)

- Да, дома нужно соблюдать порядок и чистоту, каждая вещь должна знать своё место.

 

Музыкальный руководитель:

Ребята, я придумала еще интересную игру. Она называется «ВОЛШЕБНЫЕ КАРТИНКИ». Вам нужно угадать эмоции человека. Посмотрим на экран и скажем слова «Раз, два, три – волшебную картинку покажи!»

Слайды «Эмоции человека»

Какая эмоция у девочки?

- грусть. Как вы догадались?

(изобразите грустную эмоцию)

- злость. Как вы догадались?

(изобразите злую эмоцию)

-удивление. Как вы догадались?

(изобразите удивленную эмоцию)

-радость. Как вы догадались?

(изобразите радостную, веселую эмоцию)

 

 

 

Музыкальный руководитель: Какая эмоция вам больше всего понравилась?

Дети: Радость.

Музыкальный руководитель: Ну, тогда я вас приглашаю на веселый танец! Мальчики, приглашайте девочек!

(Варианты при ответе детей:

- «Грусть» – «Ну, тогда я вас развеселю – приглашаю на веселый танец!»

- «Удивление» – «Да-а-а? и я удивилась сегодня, как вы хорошо поете и играете, и поэтому приглашаю вас на веселый танец!»

- «Злость» – «Но мы злиться не будем, мы же веселые ребята, поэтому приглашаю вас на веселый танец!»)

 

Танец «Ягодка-малинка» (эстрадная песня)

 

Музыкальный руководитель: Ребята, спасибо вам большое, мне очень интересно было с вами на музыкальном занятии.

- Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?

- Что именно понравилось?

- Почему?

- Какой праздник в конце ноября празднуем? («День матери»)

(если затрудняются ответить, спросить: «О ком мы пели песенку? Как называлась пьеса, которую мы слушали и угадывали картину? Кого Соня сыграла?»)

 

- Ребята, я вам желаю, чтобы вы своим мамам говорили нежные, ласковые слова, всегда радовали добрыми делами и поступками.

Наше занятие подошло к концу, попрощаемся нежно, ласково.

Пение нисходящих ступеней(V-I) «До свидания».

 

 

Список литературы:

 

Программы:

Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: 2014 г.

Программа художественно-эстетического воспитания «Театральная палитра» О. В. Гончаровой – М.: 2010 г.

Технологии:

Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ авт.-сост. О.Н. Арсеневская - Волгоград: Учитель, 2011г.

Детство с музыкой: Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе - Детство-Пресс, 2013г.

Пособия:

Игры с разрезными картами. Учебно-дидактический комплект по освоению опыта музыкальной деятельности. Средняя группа. ФГОС ДО / авторы/составители: Переверзева Т.А., Гладышева Н.Н. – М.: 2014 г.

Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду / М. Ю. Картушина, Изд-во «Сфера», 2004г.

Музыкальное воспитание в детском саду / М.Зацепина - М.: 2017 г.

Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина Е. А. – М.: ТЦ Сфера, 2003г.

Успенский Э. Н. Стихи и лучшие сказочные повести / Э. Н. Успенский, Издательство: АСТ, 2015 г.

 

Электронные образовательные ресурсы:

http://ped-kopilka.ru. – Образовательный портал «Педкопилка».

http://www.sonata-etc.ru - Путеводитель по собранию аудио и видеозаписей.

http://www.musical-sad.ru/forum/3-130-20 - Образовательный портал «Музыкальный сад».

Песня «Золотая мама». Музыка и слова Т.А. Соколовой. Ноты http://possum.ru/?p=9846

Танец «Ягодка – малинка» эстрадная песня. Музыка. https://songhouse.me/q/l_a8w7Xt5ceR_YrkRpKLs8qD6KDet8W9zrbH/

Диск «Чайковский П.И.» (CDmp3) Серия: Классика для детей, Издательство: ИДДК, 2010 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.