Конспект музыкального занятия «День матери»
Тема: “День Матери”
Аннотация: Конспект подготовлен к проведению музыкального занятия с детьми старшего дошкольного возраста (5-6 лет) в рамках тематического дня «День матери». Включены такие виды деятельности, как слушание музыкального произведения, пение, инсценирование стихотворения, танец.
Данная работа может оказать методическую помощь музыкальным руководителям ДОУ.
Цель:
- развивать музыкальность детей
- воспитывать уважение и любовь к матери
- поощрять творческие способности воспитанников
Участники: дети и взрослые.
Возраст детей: 5-6 лет.
Место проведения: музыкальный зал.
Форма организации: групповая.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное, речевое, познавательное развитие.
Задачи:
Образовательные:
Игра-приветствие - «Здравствуйте» муз. и сл. М. Ю. Картушиной. Создать доброжелательную атмосферу в коллективе.
Слушание - П. Чайковского «Мама». Познакомить с новой пьесой. Определять настроение пьесы. Побуждать к рассказыванию, о чём музыка. Вслушиваться в красивую, певучую мелодию.
Распевание «Мама». Уточнять у детей представление о поступенном движении мелодии вверх и вниз. Учить чисто интонировать мелодию.
Пение - «Золотая мама» муз. и сл. Т. А. Соколовой. Продолжать развивать певческие навыки: петь протяжно, ласково.
Игра - «Веселые ладошки». Русская народная мелодия. Развивать ритмическую пульсацию.
Музыкальная игра - «Гриб-волнушка» муз. М Картушиной, слова Я. Сатуновского. Формировать координацию пения и движения.
Инсценирование стихотворения - «Разгром» Э. Успенского. Узнавать по внешним признакам настроение человека (огорчение, радость, страх, удивление) (мимика). Продолжать работать над выразительностью образной речи. Обратить внимание детей на интонацию, силу голоса, на мимику. Воспитывать в детях бережное отношение к вещам, привычку соблюдать порядок.
Танец - «Ягодка – малинка» эстрадная песня. Развивать танцевальное творчество. Закрепить знакомые танцевальные движения.
Развивающие:
- развивать эстетическое восприятие музыкального произведения, определять его характер;
- развивать творческие способности детей.
Воспитательные:
- воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, сопереживание, эмпатию.
Предварительная работа: разучивание стихотворений, рассматривание репродукций картин о семье, беседы о семье, профессиях, о домашних поручениях.
Словарная работа: портрет, настроение, характер, эмоция.
Методы и приемы: прием интересного внесения произведения искусства «Музыкальная загадка», вопросы к детям, рассказ, беседа, объяснение; использование картины, музыкального сопровождения, художественного слова; дидактические, словесные игры; практические действия детей.
Материалы и оборудование: листы цветной бумаги, музыкальный центр, мультимедийная установка.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Музыкальный руководитель: Что за гости к нам спешат?
Вижу я своих ребят. Зазвучит музыка, и вы, ребята, парами войдете красиво в зал: у мальчиков рука на поясе, а девочка держит край платья.
Дети заходят в зал парами под мелодию песни «Мама первое слово» (автор текста Энтин Ю., композитор Буржоа Жерар), останавливаются полукругом.
Музыкальный руководитель: Рада вас видеть. Здравствуйте, ребята.
Дети: Здравствуйте (поют)
Игра-приветствие «Здравствуйте»
(музыка, слова М. Ю. Картушиной)
Дети: Здравствуйте, ладошки! (вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз)
хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши)
Здравствуйте, ножки! («пружинка»)
топ- топ-топ! (топают ногами)
Здравствуйте, щечки! (гладят ладонями щеки)
плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам)
Пухленькие щечки, (круговые движения кулачками по щекам)
плюх-плюх-плюх! (трижды слегка ударяют кулачками по щекам)
Здравствуйте, губки! (качают головой вправо-влево)
Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами)
Здравствуйте, зубки! (качают головой вправо-влево)
Щелк-щелк-щелк! (3 раза щелкают зубами)
Здравствуй, мой носик! (гладят нос ладонью)
Бип-бип-бип! (3 раза нажимают на нос указательным пальцем)
Музыкальный руководитель: Здравствуйте, дети!
Дети: Привет! (машут руками над головой)
Музыкальный руководитель:
Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.
Дети под музыку присаживаются на стульчики.
Ребята, я для вас сегодня приготовила много игр. Поиграем? ( Да)
Первая игра называется «УГАДАЙ КАРТИНУ».
Посмотрите на экран (слайд).
Кого вы видите? (художника). Что художник делает? (рисует картину).
Интересно, а что же рисует художник? Вам хотелось бы узнать? Я вам предлагаю угадать – что на нарисовано картине, а поможет нам в этом музыка.
Слушание пьесы П. Чайковского «Мама» (диск)
- Итак, что нарисовано на картине?
(беседа с детьми о том, какая картина им представилась в воображении)
- Да, ребята, слушая данную музыку, можно нарисовать …..(обобщить ответы детей).
А теперь пусть экран нам покажет отгадку, скажем волшебные слова
«Раз, два, три, нам картину покажи!»
(слайд - картина открывается на экране)
- Как вы назвали бы эту картину (ответы детей)
- Сейчас мы прослушаем пьесу еще раз, подумайте и скажите – какое настроение пьесы?
Повторное слушание пьесы П. Чайковского «Мама»
- Какое настроение пьесы? (спокойное, музыка ласковая, нежная, похожа на неторопливую речь).
- Пьесу, которую мы прослушали, называется «Мама», сочинил известный композитор. Посмотрите на портрет – вспомните и назовите фамилию, имя, отчество композитора?
Показ портрета на экране (слайд)
Дети: Петр Ильич Чайковский.
Музыкальный руководитель: Верно, ребята.
А сейчас новая игра, называется «МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАЛИТРА» Посмотрите, у меня есть цветные листы бумаги (педагог показывает листы бумаги ярких и нежных тонов – 10-12 цветов).
Нужно подобрать цвета к пьесе «Мама».
И я приглашаю подойти к столику Соню, Дашу, Арсения, Вову.
Дети встают со стульчиков, подходят к столу, выбирают цветные листы.
Предположительно, что дети выберут листы светлых тонов.
Воспитатель: Ребята, какие цвета вы выбрали: светлые или темные? Почему светлые?
Дети: Потому что музыка добрая, нежная, ласковая.
Воспитатель: И ваши мамы тоже добрые, нежные. Мама - мамочка! какое красивое слово! Ребята, в конце ноября все люди отмечают праздник «День матери». И сегодня предлагаю вам спеть нежную песенку о маме.
Музыкальный руководитель: Но сначала мы подготовим наш голосок.
Встаньте, пожалуйста, у стульчиков, выпрямите спину, расправьте плечи. Послушайте и скажите – мелодия звучит напевно или отрывисто?
Исполняет музыкальный руководитель Распевка «Мама»
Дети определяют, что мелодия звучит напевно.
Музыкальный руководитель: Верно, ребята, а теперь вы спойте напевно.
(дети поют распевку). Сейчас споем еще раз и попробуйте показать рукой движение мелодии (дети поют распевку, показывая движение мелодии рукой: вверх, вниз).
Музыкальный руководитель: Ребята, настало время спеть песенку «Золотая мама». Споем нежно, выразительно, помогая руками, наклоном головы, слушая аккомпанемент и друг друга.
«Мама» муз. и сл. Т. А. Соколовой
Моя мамочка какая?
Моя мама золотая.
Я о мамочке любимой
Эту песенку спою.
Золотое сердце,
Золотые руки.
Моя мама никогда
Не узнает скуки.
Моя мамочка какая?
Моя мама золотая.
Я о мамочке любимой
Эту песенку спою.
Сказку мне расскажет,
Песенку споёт,
Кофточку мне свяжет,
В доме уберёт.
Милая мама,
Я люблю тебя!
Музыкальный руководитель: Молодцы, вы спели нежно, напевно.
И я вам предлагаю поиграть еще в очень интересную игру, которая называется «ВЕСЕЛЫЕ ЛАДОШКИ». Посмотрим, умеют ли ваши ладошки дружить со всеми детьми, а веселая музыка вам поможет. Слушайте внимательно музыку.
Игра на развитие ритмической пульсации «Веселые ладошки»
(любая русская народная мелодия)
Воспитатель: А мы знаем еще одну веселую игру «Гриб-волнушка».
Музыкальный руководитель: Замечательно.
Музыкальная игра «Гриб-волнушка»
(муз. М Картушиной, слова Я. Сатуновского)
Дети, взявшись за руки, стоят в кругу. В центре круга на корточках сидит ребёнок - «волнушка». Заранее выбирается девочка-солистка.
На лесной опушке, где жила кукушка - дети идут по кругу хороводом
Вырос гриб-волнушка -
шляпка на макушке - ребёнок-волнушка медленно
поднимается (растёт)
Дождик шёл, дождик шёл, - дети и «волнушка»
Вышел на опушку, встряхивают кистями рук
Наклонился и нашёл - наклоняются вперёд
Круглую волнушку. - показывают на волнушку»
Мокнет у волнушки шляпка
на макушке. - кладут руки на макушку и качают головой
Солнце шло, солнце шло, - постепенно поднимают
Вышло на опушку, руки, вращая кистями
Пригляделось и нашло - наклоняются вперёд
Мокрую волнушку. - показывают на волнушку»
Сохнет у волнушки - руки на поясе,
Шляпка на макушке. качают головой
Наша Даша в лес пошла, - дети хлопают в ладоши
Наша Даша гриб нашла. девочка обходит «волнушку»
Вот и нет волнушки - девочка и «волнушка»
На лесной опушке. берутся за руки и кружатся
Музыкальный руководитель: молодцы, ребята, весело играли, теперь садимся на стульчики.
Музыкальный руководитель: ребятки, ваши друзья Коля и Соня приготовили для вас сюрприз! Они покажут сценку «Все в порядке».
Воспитатель: Артисты, подойдите, пожалуйста.
(Коле дать 3-4 небольшие мягкие игрушки, Ане – сумочку)
Инсценирование стихотворения «Разгром» Э. Успенского
Мама приходит с работы,
Мама снимает боты,
Мама проходит в дом,
Мама глядит кругом.
- Был на квартиру налёт?
- Нет.
- К нам заходил бегемот?
- Нет.
- Может быть, дом не наш?
- Наш.
- Может, не наш этаж?
- Наш. Просто приходил Серёжка,
Поиграли мы немножко.
- Значит, это не обвал?
- Нет.
- Слон у нас не танцевал?
- Нет.
- Очень рада.
Оказалось,
Я напрасно волновалась!
Музыкальный руководитель:
- Что увидела мама, когда пришла с работы? (беспорядок, разбросанные игрушки)
- Что случилось с мамой, когда увидела беспорядок? (мама удивилась)
(если дети затрудняются ответить: «мама наругала мальчиков? у мамы заболела голова? Нет! мама удивилась»)
- Наша артистка Анечка показала удивленную маму? (да)
- Как она показала удивленную маму? (развела руки в стороны, брови приподняла, глаза широко раскрыла, интонация вопросительная)
- Что должны были сделать мальчики после того, как поиграли? (убрать игрушки)
- Да, дома нужно соблюдать порядок и чистоту, каждая вещь должна знать своё место.
Музыкальный руководитель:
Ребята, я придумала еще интересную игру. Она называется «ВОЛШЕБНЫЕ КАРТИНКИ». Вам нужно угадать эмоции человека. Посмотрим на экран и скажем слова «Раз, два, три – волшебную картинку покажи!»
Слайды «Эмоции человека»
Какая эмоция у девочки?
- грусть. Как вы догадались?
(изобразите грустную эмоцию)
- злость. Как вы догадались?
(изобразите злую эмоцию)
-удивление. Как вы догадались?
(изобразите удивленную эмоцию)
-радость. Как вы догадались?
(изобразите радостную, веселую эмоцию)
Музыкальный руководитель: Какая эмоция вам больше всего понравилась?
Дети: Радость.
Музыкальный руководитель: Ну, тогда я вас приглашаю на веселый танец! Мальчики, приглашайте девочек!
(Варианты при ответе детей:
- «Грусть» – «Ну, тогда я вас развеселю – приглашаю на веселый танец!»
- «Удивление» – «Да-а-а? и я удивилась сегодня, как вы хорошо поете и играете, и поэтому приглашаю вас на веселый танец!»
- «Злость» – «Но мы злиться не будем, мы же веселые ребята, поэтому приглашаю вас на веселый танец!»)
Танец «Ягодка-малинка» (эстрадная песня)
Музыкальный руководитель: Ребята, спасибо вам большое, мне очень интересно было с вами на музыкальном занятии.
- Понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
- Что именно понравилось?
- Почему?
- Какой праздник в конце ноября празднуем? («День матери»)
(если затрудняются ответить, спросить: «О ком мы пели песенку? Как называлась пьеса, которую мы слушали и угадывали картину? Кого Соня сыграла?»)
- Ребята, я вам желаю, чтобы вы своим мамам говорили нежные, ласковые слова, всегда радовали добрыми делами и поступками.
Наше занятие подошло к концу, попрощаемся нежно, ласково.
Пение нисходящих ступеней(V-I) «До свидания».
Список литературы:
Программы:
Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: 2014 г.
Программа художественно-эстетического воспитания «Театральная палитра» О. В. Гончаровой – М.: 2010 г.
Технологии:
Система музыкально – оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/ авт.-сост. О.Н. Арсеневская - Волгоград: Учитель, 2011г.
Детство с музыкой: Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста / А.Г. Гогоберидзе - Детство-Пресс, 2013г.
Пособия:
Игры с разрезными картами. Учебно-дидактический комплект по освоению опыта музыкальной деятельности. Средняя группа. ФГОС ДО / авторы/составители: Переверзева Т.А., Гладышева Н.Н. – М.: 2014 г.
Картушина М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду / М. Ю. Картушина, Изд-во «Сфера», 2004г.
Музыкальное воспитание в детском саду / М.Зацепина - М.: 2017 г.
Театрализованная деятельность в детском саду: игры, упражнения, сценарии / Е. А. Антипина Е. А. – М.: ТЦ Сфера, 2003г.
Успенский Э. Н. Стихи и лучшие сказочные повести / Э. Н. Успенский, Издательство: АСТ, 2015 г.
Электронные образовательные ресурсы:
http://ped-kopilka.ru. – Образовательный портал «Педкопилка».
http://www.sonata-etc.ru - Путеводитель по собранию аудио и видеозаписей.
http://www.musical-sad.ru/forum/3-130-20 - Образовательный портал «Музыкальный сад».
Песня «Золотая мама». Музыка и слова Т.А. Соколовой. Ноты http://possum.ru/?p=9846
Танец «Ягодка – малинка» эстрадная песня. Музыка. https://songhouse.me/q/l_a8w7Xt5ceR_YrkRpKLs8qD6KDet8W9zrbH/
Диск «Чайковский П.И.» (CDmp3) Серия: Классика для детей, Издательство: ИДДК, 2010 г.