Конкурсная работа на тему «Карточки для обучения»
Выполнил учитель-логопед
МКДОУ №20 д/с «Ягодка»
Букина Мария Александровна
Данная разработка направлена на индивидуальное логопедическое занятие с ребенком группы компенсирующей направленности «Особый ребенок» 7 лет с диагнозом РДА ( F 84.0)
Основными признаками аутизма являются сложности в установлении и поддержании социальных контактов, взаимодействий в обществе, ограниченные интересы и повторяющиеся действия, все это особенно влияет на осуществление образовательной деятельности с ребёнком. Для организации индивидуальные занятий с ребёнком с РАС, как нельзя, кстати, приходятся карточки – визуальные подсказки, т.к. детям с РАС сложно понимать устные инструкции и следовать им. Наконец, некоторые дети с РАС испытывают очень сильную тревожность и могут плохо себя вести, если привычный распорядок дня как-то меняется, или они оказываются в незнакомой ситуации. Визуальная поддержка помогает им понять, чего ожидать, что произойдет потом, и это уменьшает их тревожность. Визуальная поддержка помогает детям уделять внимание самым важным аспектам ситуации и справиться с переменами.
Для осуществлении индивидуальныx логопедических занятий мне помогает визуальные подсказки, или визуальное расписание логопедического занятия. На карточках изображены основные этапы занятия, события приятные и не очень желаемые чередуются между собой. Карточки расположены в строгой последовательности действий, которые реально произойдут в заданной градации. Перед началом занятия мы проверяем расписание, что помогает ребенку сосредоточится и обратить внимание на следующее событие. Когда первое задание выполнено, предлагается ребенку снова сверится с расписанием, и перейти к выполнению следующего.
Артикуляционная гимнастика
Я повторяю и говорю
Пальчикова гинастика
Играем вместе
Поощрение
Если возникло проблемное поведение, то продолжайте физически подсказывать ребенку, чтобы он выполнил текущее задание. Сосредоточьте внимание на задании, а не на проблемном поведении. Затем переходите к следующему заданию согласно расписанию, если следом идет приятное занятие, то все равно предоставьте его, поскольку цель расписания — выполнение указанных заданий, а не работа с проблемным поведением.
Если вы считаете, что есть вероятность возникновения проблемного поведения, то в начале обучения включайте в визуальное расписание только те задания, которые ребенок выполняет с легкостью и охотно. Если вам сложно контролировать проблемное поведение ребенка, то, возможно, вам нужна помощь поведенческого консультанта.