Статья на тему «Сервисы для организации дистанционного обучения (из опыта работы)»
Шабанова Е.В.
Сервисы для организации дистанционного обучения (из опыта работы учителя математики)
В Википедии дано следующее определение. «Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие учителя и учащихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность».
В процессе дистанционного обучения работа с учениками может быть организована в следующих режимах:
синхронно - on-line общение;
асинхронно - off-line (учащийся самостоятельно выполняет работу, а учитель оценивает правильность и дает рекомендации с отсрочкой по времени)
смешанное дистанционное обучение – совместное использование в обучении элементов синхронного и асинхронного режимов.
В своей работе я использовала смешанное дистанционное обучение.
Главное преимущество урока в реальном времени: педагог может тут же отвечать на вопросы, менять стиль преподавания и структуру урока.
Для организации онлайн консультаций я использовала сервис Zoom , который позволяет организовывать онлайн-встречи бесплатно до 100 участников в видео-формате. В бесплатной версии время сессии — до 40 минут. Плюс в том, что слушателям необязательно регистрироваться в системе, можно просто пройти по ссылке. Zoom позволяет осуществлять совместное использование экрана, осуществлять демонстрацию экрана компьютера; демонстрацию экрана можно поставить на паузу. Имеется доска для рисования и записей, возможность организации чата с передачей файлов. У организатора есть возможность выключать и включать звук. В Zoom позволяет разделить наших учащихся на пары или группы для работы над индивидуальными заданиями в сессионных залах. Можно осуществлять видеозапись проведенного урока.
Кроме того, мною организовывались онлайн консультации на цифровых платформах Учи.ру и Яндекс.Учебник, которые имеют возможность создания виртуального класса. Очень легкая регистрация учеников, учитель может приглашать коллег для работе на платформе с классом. Эти же платформы позволяют выдать готовые задания, которые учащиеся выполняют на своих компьютерах. Тетради проверять не нужно! Сервис отражает статистику по каждому ребёнку, по всему классу. Просматривая выполнение заданий, мне было сразу видно, где допущены ошибки, и что позволяло планировать последующие задания с учётом пробелов. Очень удобно здесь строить индивидуальную работу с учащимися. Можно подбирать задания и для сильных учащихся, и для слабых. Единственное, что следует учесть в своей работе – на платформе ЯндексУчебник задания пока только для 1-5 классов.
Работа в режиме онлайн имела свои недостатки:
я и ученики должны были придерживаться одного расписания,
ответить сразу на все вопросы было невозможно, а ученикам не хотелось слушать ответы на вопросы других учащихся
не у всех учащихся была возможность подключиться в указанное время
учащиеся подключались к уроку, а сами занимались своими делами (низкая мотивация).
В случае асинхронного формата учащиеся работали самостоятельно и обратная связь от педагога была отсрочена. Уроки ознакомления с новым материалом строились по методике «перевернутый класс». Теоретическую часть учебной программы я предлагала учащимся в качестве домашнего задания до начала онлайн консультации. Формат такого материала был различным. Это и интерактивные уроки проекта «Российская электронная школа», видеолекции сайта «Инфоурок», открытые онлайн-курсы, онлайн-литература, презентации, созданные мною для ознакомления учащихся с новым материалом. В некоторых случаях обучение было организовано и на основе электронной почты, Vk, WatsApp. Ребята получали информацию и задания по email. Вопросы и обратная связь — по переписке или на онлайн консультации. Приходя на онлайн консультацию, ученики более детально изучали тему, выполняли практические задания, задавали вопросы по теме. Кроме того, готовый урок можно записать самим и выложить детям на YouTube.
Главным недостатком асинхронного обучения - учитель не может в режиме реального времени отвечать на вопросы ученика и указывать на его ошибки. Кроме того, ученики должны быть дисциплинированны, чтобы заниматься самостоятельно.
Еще один эффективный инструмент для организации смешанного обучения – платформа Core. Core — это онлайн-платформа для создания интерактивных рабочих листов урока, в которые можно добавлять свои материалы, а также интерактивные задания с приложения LearningApps.org.
LearningApps.org - приложение для создания интерактивных заданий разных уровней сложности: викторин, кроссвордов, пазлов и игр, совершенно несложный в освоении. Все задания являются общедоступными. Для удобства поиска все интерактивные задания скомпонованы по категориям (учебным предметам).
Использовать готовые задания имеет возможность каждый, даже не зарегистрированный, пользователь. Для того, чтобы создавать и сохранять собственные материалы необходимо зарегистрироваться.
После регистрации появится возможность создания виртуального кабинета, где можно создать класс со списком. Тогда учитель будет получать обратную связь. С помощью инструмента «Статистика» преподаватель имеет возможность отследить, кто из учащихся выполнил задания, кто нет, а кто столкнулся с трудностями при их выполнении.
Для закрепления изученного материала и организации проверочных работ я использовала следующие ресурсы:
- онлайн школа «Фоксфорд» (большое количество тестов различного уровня сложности, автоматическая проверка, выгрузка результатов в Excel)
- интерактивная тетрадь SkySmart (задания соответствуют УМК, автоматическая проверка, результаты учеников доступны в личном кабинете, минус – учащиеся могут выполнять задание несколько раз, виден только последний результат)
- Google Формы (создание собственных тестов с автоматической проверкой, возможность ограничения по времени и количеству попыток)
- сайт «Инфоурок»
- платформы Учи.ру и Яндекс.Учебник, упомянутые ранее
- ресурсы Решу ЕГЭ, Решу ОГЭ, ЯндексРепетитор
При организации дистанционного обучения я преследовала главную цель – научить детей учиться, развить у них интерес к учению. Освоенные дистанционные технологии помогут мне повысить качество обучения в традиционном очном формате.
Ирина Владимировна Казарцева