Конкурсное мероприятие "Открытый урок": как подготовится

0
0
Материал опубликован 16 September

Земченкова Татьяна Владимировна,

учитель английского языка

ФГКОУ ВКК СК РФ имени Ф.Ф. Слипченко


Конкурсное мероприятие «Открытый урок»: как подготовиться

«Тяжело в учении, легко в бою»

А.В. Суворов

Страх перед открытым уроком

Начать хочу с вопроса, если позволите: если бы вам или вашим коллегам предложили провести открытый урок, вы бы согласились? Думаю, что желающих не так много, ведь подготовить открытый урок в рамках конкурса педагогического мастерства - задача очень сложная и ответственная. Но вполне решаемая. Участие в подобных конкурсах и работа в фокус-группах для поддержки коллег-конкурсантов позволили мне приобрести определенный опыт, которым спешу с вами поделиться.

Открытый урок — это подобно выступлению артиста на сцене. Любой педагог, каким бы опытным он не был, испытывает страх перед столь выжным событием! Да, этот конкурс настоящих профессионалов, но осознание ответственности за успех или не дай Бог промахи на такого рода мероприятиях заставляет нервничать даже мэтров своего дела. Поэтому необходима тщательно продуманная подготовительная работа и сплоченность группы поддержки, назовем ее команда.

Один в поле не воин

Итак, команда собралась и должна получить представление о необходимой работе. Здесь важно выслушать конкурсанта - он сам выбирает тему урока и уровень обучения с опорой на календарно-тематическое планирование в этом классе, а также с учетом анализа материала, на котором он сможет лучше показать разработанные им или усовершенствованные приемы и методы, так называемые «фишки».

Далее начинается настоящий мозговой штурм - обсуждение, предложения, вопросы...

Какова цель урока? ? В чем новизна вашего занятия? (Ведь урок должен содержать что-то новое в методах или в содержании.)

Какая форма урока представляется целесообразной для урока и из каких этапов состоит урок?

Какой материал планируется использовать?

Чему научит этот урок школьников? Какой опыт они приобретут?

Важный момент - команда не боится задавать вопросы конкурсанту. Отвечая на них, он готовится к самым неожиданным моментам конкурса и сам отчетливее понимает разрабатываемый урок. Таким образом, учител проходит небольшой курс повышения квалификации.

При создании проекта «открытый урок» мы должны держать в фокусе требования к уроку по ФГОС, возрастные и психологические особенности детей того класса, где планируется урок, структуру урока, логику подачи материала, формы работы детей на уроке и воспитательную составляющую....Все эти моменты наша команда бурно обсуждала на начальном этапе: в ход шли схемы, зарисовки, картины, «яркие» идеи (все эти записи, кстати, мы сохраняли, позже к ним возвращались).Ну и, конечно, шутки, что создавало определенную ауру и разряжало моменты «накала страстей». Да, задач много, но после определения этих основных пунктов, мы начинаем складывать наш пазл, идея урока приобретает конкретные черты.


Театр начинается с вешалки, а урок....

А урок должен с самого начала удивить, увлечь, зажечь. Не только учеников, но и членов жюри. Как это сделать? У каждого свои идеи, предлагали заинтриговать учеников загадкой или принести необычный предмет, который связан с темой урока, наши конкурсанты начинали урок с необычного фото и таким же с неожиданного вопроса. При этом, важно не заиграться и не затянуть время - любой предложенный вариант яркого вступления должен плавно перетекать в проблемную ситуацию как последующий этап урока. Надо признаться, это очень непросто и занимает больше времени, чем выбор темы урока. От проблемы или противоречия переходим к постановки цели урока и задачам. При этом надо помнить, что цель - это прогнозируемый итог (результат) урока, и при этом цель и задачи должны быть четко сформулированы.

Кто ищет - тот всегда найдёт!

Далее учитель презентует команде материал к уроку, задания, и формы работы учащихся данного класса на этапе «открытия нового знания». Материал следует выбирать как из учебника, так и из других источников, чтобы он соответствовал вашей дидактической цели. Важно учитывать одну деталь - моменты неожиданности и удивления должны присутствовать на разных этапах открытия нового знания. Наша команда обычно состоит из учителей разных предметных областей, поэтому учителя-непредметники могут оценить доступность материала с точки зрения учеников - читабельность, ясность изложения. От этого зависит, насколько успешно дети справятся с заданием, за какое время они смогут прочитать и осмыслить информацию.

Вот на этом моменте учитель может обсудить с командой оформление рабочих листов - грамотное расположение материала, четкое формулирование заданий, креативный дизайн. В нашей команде коллеги были в роли учеников и на себе опробировали рабочие листы, немного доработали их с помощью цветового дизайна и удобства пользования раздаточным материалом.

Вот мы и подошли к завершению урока: результат сравниваем с целью и задачами, которые мы ставили в самом начале урока. Наконец, момент настал - провести рефлексию. И вновь мучительный поиск варианта - как красиво зациклить начало и конец урока. Предложений обычно много, но..... Какими приемами владеет конкурсант, что для него привычно, то он и должен уверенно продемонстрировать, именно эти приемы и следует использовать для подведения итогов в завершении урока.


Талантливый учитель - талантлив во всем!

Для конкурсанта настал этап креативной и трудоёмкой работы: сверстать конспект урока, создать презентацию и оформить рабочие листы. И вновь наша команда идет на помощь конкурсанту - проверяет , корректирует и совершенствует эти три вида работы. Не секрет, что какой бы грамотный и замечательный не был учитель, недочёты всегда есть.

Когда этап конструирования урока завершен, обязательно тестируем свое творение, чтобы усовершенствовать некоторые этапы урока и проверить тайминг. Опробацию мы проводили и для того, чтобы на практике учитель прочувствовал свой урок, проверил презентацию и другую техническую начинку - звук, видео ряд, анимацю. Еще один совет из опыта - компьютерные программы лучше использовать не супер новые, а распространенные во избежание технических неполадок.

Конечно, в процессе подготовки и реализации такого сложного проекта как открытый урок на конкурсе педагогического мастерства, мы сталкиваемся с рисками. Во-первых, какое-либо задание может вызвать трудности у некоторых детей, поэтому учитель во время практической работы должен подходить и смотреть, нужна ли его помощь детям.

Во-вторых, нужно продумать альтернативный вопрос или задание, если что-то пойдет не так. Например, дети справились с заданием раньше - как быть? Надо продумать план «Б» - дополнить задания на рефлексию или обсудить важные моменты из полученной информации.

И, конечно, команда не должна навязывать свои подходы и приемы участнику конкурса, ведь участник будет чувствовать себя неестественно и соответственно потеряется индивидуальность его урока.

Повторюсь, открытый урок — это подобно выступлению артиста на сцене. И учитель должен знать свою роль «от и до», но при этом быть готовым к импровизации.

Надеюсь, данный опыт вам будет полезен!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.