Семинар-практикум «Речевая готовность к школе» «Формирование грамматического строя речи»
Учитель логопед: Григорьева А.А. ГБОУ Школа №1056 ДО №4
Задачи по формированию грамматической стороны речи в разных возрастных группах 1 младшая группа (от 2 до 3 лет) Учить детей согласовывать существительные и местоимения с глаголами, употреблять глаголы в будущем и прошедшем времени, изменять их по лицам, использовать в речи предлоги ( в, на, у, за, под). Упражнять в употреблении некоторых вопросительных слов ( кто, что, где) и несложных фраз, состоящих из 2 – 4 слов («кисонька-мурысенька, куда пошла?»). 2 младшая группа (от 3 до 4 лет) Продолжать помогать детям согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже; употреблять существительные с предлогами (в, на, под, за, около). Учить употреблять в речи имена существительные в форме единственного и множественного числа, обозначающие животных и их детенышей (утка – утенок – утята); форму множественного числа существительных в родительном падеже (ленточек, матрешек, книг, груш, слив) . Относиться к словотворчеству детей как к этапу активного овладения грамматикой, подсказывать им правильную форму слова. Учить детей нераспространенные простые предложения (состоят только из подлежащего и сказуемого)переводить в распространенные путем введения в них определений, дополнений, обстоятельств; составлять предложения с однородными членами (« мы пойдем в зоопарк и увидим слона, зебру и тигра»).
Методы и приемы формирования грамматически правильной речи Основным средством формирования грамматически правильной речи является обучение, которое проводится на специальных занятиях. Конечно, на любом занятии воспитатель может и должен исправлять ошибки в речи детей. Но особое значение имеют такие занятия, где осуществляется специальная работа по предупреждению того или иного отрицательного качества детской речи, интенсивно и целенаправленно исправляется уже появившаяся грамматическая ошибка.
«Похож — не похож», «Кто больше заметит небылиц?», «Был. Есть. Будет», «Так бывает или нет?», «Назови такой же», и др.
Воспитатель называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например, яблоко: Воспитатель называет объект. Дети перечисляют его свойства в прошлом, настоящем, будущем. Например, яблоко: сейчас - сладкое, сочное, красное... было - зелёное, кислое, терпкое... будет - сухое, сморщенное, червивое. Аналогично можно поиграть с функциями этого объекта.
Правилами игры требуется заметить в стихотворении Л. Станчева "Это правда или нет?" все небылицы: Правилами игры требуется заметить в стихотворении Л. Станчева "Это правда или нет?" все небылицы: Теплая весна сейчас, Виноград созрел у нас. Конь рогатый на лугу Летом прыгает в снегу. Поздней осенью медведь Любит в речке посидеть. А зимой среди ветвей Га-га-га пел соловей. Быстро дайте мне ответ – Это правда или нет?
Слушай сказку, не скучай Да ошибки примечай. Любит овощи внучок: Грушу, яблоко, лучок, И морковку, и лимон, — С овощами дружит он. Слушай сказку, не скучай Да ошибки примечай. Любит овощи внучок: Грушу, яблоко, лучок, И морковку, и лимон, — С овощами дружит он.
На кормушке во дворе Много птичек в январе: Стриж, снегирь и воробей, Журавли и соловей.
Баба Маша сон видала, Баба Маша сон видала, Утром детям рассказала: «Заяц съел большого волка, Доедает кость под ёлкой». Нам Незнайка рассказал, Но, наверное, приврал: «Долго гладил Саша волка, Потому что волк в иголках». «Утром солнышко встаёт, Рыбка песенки поёт», — Рассказал один рыбак. А бывает разве так?
«Кому что нужно?», «Назови три предмета», «Назови одним словом», «Слово к слову», «Кто знает, пусть продолжает», и др.