Подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматической стороны речи. Лексическая тема «Комнатные растения». Автоматизация звука [р]
Подгрупповое занятие по формированию лексико-грамматической стороны речи. Лексическая тема «Комнатные растения». Автоматизация звука [р].
Коррекционно-образовательные цели: активизация и актуализация словаря по теме «Комнатные растения», автоматизация правильного произношения сонорного звука [р], совершенствование грамматического строя речи (употребление существительных в косвенных падежах, упражнение в словоизменении).
Коррекционно-развивающие цели: развитие речевого слуха, развитие внимания, логического мышления, развитие связной речи (составление рассказов-описаний о комнатных растениях).
Коррекционно-воспитательные цели: воспитание любви и бережного отношения к природе, навыков сотрудничества на занятии.
Оборудование: картинки с изображением комнатных растений, схемы ухода за комнатными растениями, разрезные картинки по теме.
Предварительная работа: экскурсия в цветочный магазин, библиотеку, рассматривание картинок, слайдов с комнатными растениями, беседа об уходе за комнатными растениями, уход за растениями в уголке природы, чтение художественной литературы по теме.
Ход занятия.
Организационный момент.
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, четко говорим,
Никогда мы не спешим.
Основная часть.
Комнатные растения, в названии которых есть звук [Р].
- Я называю слова, а ты повторяешь только те, в названии которых есть звук [Р]. Фикус, герань, папоротник, фиалка, хлорофитум, традесканция, плющ, сансевьера.
- Герань, сансевьера, традесканция, хлорофитум, папоротник – что это?
- Сегодня мы продолжим разговор о комнатных растениях.
2. Догадайся, о каком растении идет речь.
Вслух цветок не называть,
Нужно только описать.
- У этого растения стебель укороченный, листья длинные, изогнутые собраны в пучок, цветочные стебли длинные с белыми мелкими цветками, после цветения на этом месте образуются крошечные розетки листьев, их можно отделить и укоренить (Хлорофитум).
Рассказы-описания о комнатных растениях детей.
3.Скажи со словом «много».
- Я называю словосочетание, а вы его повторяете со словом много.
Цветы в подарок – много цветов в подарок.
Глиняные горшки - …
Цветы на картинке - …
Цветущая герань - …
Папоротник в квартире - …
Распускающиеся цветы - …
Прекрасная традесканция - …
Фотографии цветов - …
Цветы для украшения дома - …
Декоративные растения - …
4. Игра «Четвертый лишний».
Астра, тюльпан, герань, гладиолус.
Фикус, кактус, орхидея, береза.
Кашпо, вазон, горшок, кувшин.
Бальзамин, колеус, крапива, фиалка.
5. Пальчиковая гимнастика «Кактус».
На окне цветок колючий |
Показать прямоугольник перед собой. |
Смотрит за околицу. |
Сделать бинокль из ладошек. |
Вы его не троньте лучше |
Погрозить пальчиком. |
Очень больно колется. |
Уколоть пальчиком ладошку и сморщиться. |
Не подушка для иголок, |
Сложенные ладошки под щечку. |
И не ежик, и не елка, |
Сложить ладошки, растопырить пальцы, нарисовать елку перед собой. |
Но не даст себя в обиду, |
Отрицательный жест головой и указательным пальцем. |
Потому что весь в иголках. |
Уколоть пальчиком ладошку. |
6. Составление предложений с опорой на схему «Кто что любит?»
Традесканция любит комнатную температуру, умеренный полив, полутень.
Герань -…; папоротник - …; сансевьера - …; хлорофитум -….
7. Сложи картинку.
8. Игра «Изменяй-ка».
Я буду рыхлить герань. – Ты…Он…Она…Мы…Вы…Они…
Я протираю сансевьеру. – Ты…Он…Она…Мы…Вы…Они…
Я опрыскиваю папоротник. – Ты… Он…Она…Мы…Вы…Они…
9. Составление синквейна о герани.
Герань.
Какая? - Цветущая, красивая.
Что делает? – Растет, пахнет, лечит.
Фраза - Я люблю герань.
Вывод, резюме - Красота.
10. Окончание занятия.
- Какие комнатные растения вам больше всего нравятся?
- Для чего нужны комнатные растения?
Оценивание работы детей.