Конспект логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи у детей старшего дошкольного возраста с нарушением развития речи
Пояснительная записка к презентации
Учитель-логопед: Жильцова Е.В.,
высшей квалификационной категории
Программное содержание
Цель: создание педагогических условий для эффективного формирования лексико-грамматического строя речи по лексической теме: «Осень» у детей старшей группы компенсирующей направленности с нарушением развития речи.
Задачи доминирующей образовательной области (речевое развитие):
1.Продолжать работу над развитием понимания детьми словообразования и обогатить словарь детей существительными: предзимье, листобой, грязник;
2. Продолжать формировать умение подбирать прилагательные к существительным (слова-признаки, отвечающие на вопросы: Какой? Какое? Какая? Какие?).
Задачи интегрируемых образовательных областей (познавательное развитие):
1.Развивать стремление к познанию нового, формировать интерес к родному языку, традициям, обычаям своего народа.
2.Познакомить со старинными русскими названиями осенних месяцев – сентябрь, октябрь, ноябрь, помочь понять содержание их, запомнить.
3.Познакомить детей с жизнью простых людей (крестьян), которые занимались сельским хозяйством, названием и назначением предметов русского быта: бочка, кадушка, чугунок, лукошко, туесок.
(физическое развитие):
1.Продолжать развивать слуховое внимание, память.
2.Развивать мелкую мускулатуру рук, координацию и согласованность речи с движением.
(социально-коммуникативное развитие):
1.Формировать начала трудовой деятельности в быту русских людей, воспитывать желание трудиться.
2. Способствовать воспитанию гибкости ума, смелости, дружбы, добру через художественное слово (пословицы).
ИКТ методически использовано как метод и средство обучения. Цель применения – разнообразить, сделать интересной, форму подачи информационного материала детям.
Предварительная работа
Разучивание пальчиковой игры "Опавшей листвы разговор", словесной игры «Ты лети, лети, листок»; пословиц и поговорок об осени. Чтение сказок: «Репка», «Медведь и мужик», «Вершки и корешки». Дидактические игры по словообразованию «Какой? Какая? Какое?», «Найди лишний», «Один-много», «Весёлый счёт».
Экскурсия в осенний парк, наблюдения сезонных изменений в природе осенью.
Рассказывание по сюжетным картинам «Осень».
Оборудование: столы, стульчики по количеству детей; скамья, покрытая половиком из «русской избы», стол со скатертью для старинной утвари; мультимедиа-проектор, экран.
ИКТ: презентация, аудиозаписи: голос бабушки-хозяйки русской избы, мелодии песен «От улыбки», «Фиксики» (часики), «Крылатые качели», «Белогривые лошадки».
Материалы: сухой бассейн (корзинка с сушеной фасолью и шишками); сюжетные картинки с изображением осенних признаков; кленовый лист, сшитый из оранжевого фетра; картинки с изображением названия артикуляционных и голосовых упражнений; засушенный стручок гороха; старинная утварь: чугунок, корзина ( лукошко), бочка, кадушка, туесок; пластиковые тарелки (по количеству детей) с ледяными шариками; теплая вода (в тазу), бумажные полотенца (по количеству детей); вилок капусты.
Ход занятия.
I часть – вводная (цель – концентрация внимания детей и мотивирование детей на образовательную деятельность, определение цели занятия)
Организация детей: произвольно входят в зал.
Мотивация, целеполагание: дети по очереди берут картинки с сюжетным изображением природных явлений осени из сухого бассейна. Дети называют то, что изображено, предложением.
Цель: концентрация внимания и развития мелкой моторики детей.
Логопед: Дети, когда это бывает? (осенью). Попробуйте догадаться, о чём мы будем сегодня говорить на занятии? (об осени).
На экране появляется слайд 1 «Осень»
Речевая подвижная игра (малой подвижности) в кругу с осенним листочком (сшитым из фетра оранжевого цвета):
Цель: совершенствование у детей умения подбирать слова-признаки
«Ты лети, лети, листок
Не по пням, не по дорожкам, а по детским по ладошкам.
Как в ладошки попадешь, слово об осени возьмешь»
Логопед: Какая осень? (золотая, красивая, холодная)
Какое осенью становится небо? (хмурым, пасмурным, серым, низким, угрюмым)
Какие осенью листья? (листья стали сухими, потемневшими, грязными, мокрыми)
Какие осенью гроздья рябины? (красивые, спелые, багряные)
Какая осенью вода в озере? (Чистая, прозрачная, холодная, замерзшая)
(хрупкая, тонкая, прозрачная)
Дети садятся на стульчики.
II часть – основная (цель – формирование у детей познавательного интереса к народным названиям осенних месяцев, как жили люди в старину, с помощью пословиц; отработка моторных и речевых умений)
Логопед: Дети, вы знаете осенние месяцы? Назовите их. (сентябрь, октябрь, ноябрь)
- Хотите узнать, как в старину русские люди называли осенние месяцы? Каждый из осенних месяцев, как и все другие месяцы года, имеет свои народные названия. В этих названиях отражены не только погодные условия месяца, но и детали из крестьянской жизни.
-Как вы думаете, где можно узнать о названиях осенних месяцев? (Дети высказывают предположения и делают вывод)
Логопед (обобщает): знает бабушка (хозяйка), которая живет в русской избе. Пойдёмте! (приглашает присесть на скамью)
Слайд2 с изображением бабушки, слышится голос 1 за кадром
Дети садятся на скамью
Бабушка: (голос 2) "Добро пожаловать, милые ребятки, гости дорогие, милости прошу! Садитесь рядком да поговорим ладком. (дети садятся на скамью с половиком) Как поживаете?... Вот уж и осень к нам во двор пожаловала.
В старину СЕНТЯБРЬ месяц называли ХМУРЕНЬ Слайд 3- хмурое небо
Логопед: Ребята, как вы думаете, с чем связано такое название «хмурень»? (Небо часто «хмурится», погода бывает ненастной, часто идут дожди.)
Психогимнастика
Цель: развитие у детей психомоторных функций, умения применять эмоциональные состояния.
«Дождь стучит по мокрым крышам |
Дети стучат пальчиками одной руки по ладошке другой |
Ветер всю листву сорвал. |
Дуют |
Знать, сентябрь из дома вышел |
Пальчики «идут» по ладошке |
Разворчался, осердчал» |
Хмурятся. |
Логопед: Дети, но в сентябре же не только хмурится небо, но и улыбается солнышко.
Артикуляционная гимнастика (под музыку «От улыбки..», «Часики», «Крылатые качели», «Белогривые лошадки», с картинками, изображающие названия упражнений)
Цель: развитие подвижности артикуляционных органов.
Упражнения: «Улыбка», «Часики», «Качели», «Лошадка».
Слайд 4 – изображение бабушки-хозяйки
Бабушка (голос 3 за кадром): ОКТЯБРЬ раньше называли ЛИСТОБОЙ или ЛИСТОПАД.
Слайд 5 - листопад
Логопед: А вот интересное название - листобой: какие 2 словечка спрятались в этом длинном слове? (листья, бой). И получилось какое слово? (листобой)
-Что значит «листобой», как вы понимаете? (листья о землю падают, бьются)
-А в наше время каким словом мы заменяем слово «листобой» («листопад»)
Пальчиковая игра (дети делают стоя)
Цель: развитие мелкой моторики пальцев рук.
«Опавших листьев Разговор еле слышен |
Ладошки - «листья» падают, делают плавные движения вниз
|
- Мы с кленов -Мы с вязов -Мы с вишен -С осинки -С черемухи -С дуба -С березы
|
Пальцы поочередно одновременно на 2-х руках постукивают по друг другу |
Везде листопад: |
Круговые вращения пальцами
|
На пороге - морозы!» |
Провести ладонями от середины в разные стороны.
|
Логопед: А что в народе про октябрь говорят, какие поговорки сложили? Слайд 6 – мнемодорожки пословиц
-«Октябрь кормит землю, когда листком, когда снежком».
-«Плачет октябрь холодными слезами».
-«Сентябрь пахнет яблоками, а октябрь - капустой».
Голосовые упражнения (по картинкам: громко-тихо, медленно-быстро)
Цель: развитие силы и высоты голоса
Повторить поговорки, согласно изображению на картинке.
Логопед: В старину русская деревня почти круглый год кормилась овощами с огорода. Не зря говорится в пословице: «Хочешь есть калачи - не сиди на печи».
Поэтому осень в народе называли Осень - припасиха—время, когда люди собирали урожай и делали себе припасы на зиму. Слайд 7 - урожай
Раньше магазинов не было и люди ели то, что они вырастили летом на своих полях и огородах. О том, что осенью русские люди припасали на зиму, мы можем узнать из сказок, пословиц, поговорок и загадок.
Сказку про картошку вы знаете? Нет. Потому что картофель раньше не выращивали. А про репку? Есть, и не одна. Слайд 8 - репа
(сказки: «Репка», «Вершки и корешки», «Мужик и медведь». В сказке говорится про то, как мужик с медведем репу делили и хитрый мужик забрал себе все корешки (саму репу), а медведю оставил лишь вершки (одну ботву)).
А какие поговорки вы знаете про репку?
(Например, «проще пареной репы» о каком-нибудь очень простом деле говорят).
Что за пареная репа такая? Оказывается, любимое блюдо наших с вами пра-прадедушек и пра-прабабушек, которое очень просто готовилось. Резали репку, клали в горшок (показывает чугун), заливали водой и ставили в печь на пару часов. Потом вынимали—и готово.
И чего только из репки не готовили! Употребляли ее и сырую, и пареную, и вареную, сушеную, и даже пюре из репки делали, как сейчас, из картошки.
Разгадайте загадки про другие овощи: «сидит девица в темнице, а коса на улице» (морковка), Слайд 9 «сто одѐжек и все без застежек» (капуста) Слайд10.
Конечно, любили и издавна выращивали на Руси морковку и капусту.
Если репка с морковкой могут всю зиму пролежать в холодном подполе (подвале), то капуста так долго хранится не может. А как же хранили капусту зимой? Капусту квасили и складывали вот в такую деревянную бочку и кадушку (показ).
А ещё раньше, чем репа, капуста и морковка, появился на Руси горох. Слайд 11 Есть поговорка, которая говорит нам о древности гороха. «При царе Горохе»-говорят о чем-то, что было очень- очень давно.
Дидактическая игра: «Что варили из гороха?» (дети играют стоя с засушенным стручком гороха).
Цель: закрепление у детей умения подбирать слова-признаки (прилагательные к именам существительным)
Суп из гороха - гороховый
каша из гороха -гороховая,
кисель из гороха -гороховый,
пироги с горохом – гороховые;
пюре из гороха – гороховое;
сыр из гороха – гороховый;
блины из гороха – гороховые;
мука из гороха – гороховая.
Логопед: Наших предков кормил не только огород, но и лес. Что же собирали в лесу? Конечно, грибы. Собирали в корзины и лукошки, сушили, солили и хранили в бочках и кадушках. (показ)
Дидактическая игра «Собери в лукошко» Слайд 12
Цель: закрепление умения детей называть грибы и определять съедобный-несъедобный.
Дети называют съедобные грибы, изображённые на картинке, чтобы «положить» в лукошко.
Логопед: А что еще собирали в лесу? (ягоды). Собирали ягоды обычно в туесок—круглую коробочку, сделанную из бересты. (показ)
Что сейчас из ягод варят? (варенье, сок, компот).
Дидактическая игра «Какое варенье?» Слайд 13 - варенье
Цель: закрепление у детей умения подбирать слова-признаки (прилагательные к именам существительным)
Варенье из клубники-клубничное
Варенье из крыжовника – крыжовничное
Варенье из черники – черничное
Варенье из брусники – брусничное
Варенье из ежевики – ежевичное
Варенье из голубики – голубичное
Варенье из малины – малиновое
Варенье из вишни - вишнёвое
Логопед: Раньше варенья не варили. Для варенья необходим сахар, а он в был очень дорогой. Поэтому ягоды просто сушили, а некоторые виды (бруснику, клюкву) мочили - заливали водой. Моченые ягоды могли стоять в деревянных кадушках (показ) до самой весны и не портится. Вместо сахара добавляли мѐд! Хранили мѐд тоже в туесках и бочонках. (показ)
Бабушка: НОЯБРЬ последний месяц осени. Задумчивый, грустный месяц. Его называют воротами зимы. Слайд 14 и голос 4 за кадром
Логопед: Почему называли воротами зимы? (Сильные ветры со снегом, снег ложиться и не тает больше) Еще называли ноябрь - ПРЕДЗИМЬЕ.
-Какое знакомое слово слышится? (Зима).
-Как вы думаете, что обозначает слово предзимье? (Это время перед зимой). Когда начинает появляться снег и лёд.
Упражнения с ледяными шариками за столом
Цель: развитие мелкой моторики рук.
1. На столе перед каждым ребенком стоит пластиковая тарелка с ледяными шариками. Дети накрывают шарики ладошкой, катают их в тарелке по часовой стрелке, произнося тест. Затем они опускают ладони в мисочки с теплой водой. Упражнение сначала делают правой, затем левой рукой.
На столе лежат горошки.
Прижимаю их ладошкой
И катаю их по кругу
Друг за другом,
Друг за другом.
Тают гладкие горошки
Под горячей под ладошкой.
2. Дети берут по два ледяных шарика, зажимают по одному шарику в ладошке, смотрят, как из ладошек капают капельки, при этом ритмично сжимают и разжимают кулачки и произносят текст. Затем дети кладут шарики обратно в ведерко и опускают руки в мисочки с теплой водой.
Ледышки-горошки
Сжимаю в ладошке.
И капельки-крошки
Текут из ладошки.
Ледышки в ведерко скорей положу
И руки в водичке чуть-чуть подержу.
Дети опускают ладошки в теплую воду, вытирают полотенцами.
III часть – заключительная (цель – подведение итогов занятия и перспектив дальнейшей работы, рефлексия детской деятельности)
Бабушка: (голос 5) Самое романтическое название этого месяца— «СВАДЕБНИК». Работы по сбору урожая закончены, свободного времени стало больше. Крестьяне в это время дружно справляли свадьбы. Люди устраивали и праздник урожая—наряжались в свои лучшие наряды, пели и плясали. Слайд 15 (1)
Дети исполняют осеннюю песню
Логопед: Ребята вы умницы и молодцы! Теперь вы знаете не только природные явления осени, но еще и как жили осенью в старину.
Вы в группе нарисуйте своё самое яркое впечатление от занятия, что вам больше всего запомнилось и понравилось.
Бабушка прощается с вами и предлагает вилок капусты – изучить рецепты как солить и квасить капусту, а потом в группе засолить вместе с воспитателями.
Презентация к занятию
PPTX / 5.9 Мб
Голос1
M4A / 205.77 Кб
Голос 2
M4A / 167.34 Кб
Голос 3
M4A / 122.14 Кб
Голос 4
M4A / 198.74 Кб
Голос 5
M4A / 419.89 Кб