12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Комарова Елена Алексеевна43
1

Конспект и презентация по теме "Обобщение знаний о составе слова"



Конспект урока по теме «Обобщение знаний о составе слова»

Учитель: Комарова Е.А.

Цели урока:

обобщить полученные знания о составе слова

упражняться в нахождении в слове приставки, суффикса, корня, окончания, в подборе однокоренных слов

закреплять умение образовывать новые слова с данными приставками, суффиксами; изменять форму слова

Создать условия для формирования метапредметных умений; коммуникативных учебных умений через работу в группе и регулятивных умений через организацию работы в группе по алгоритму

Создать условия для развития воображения, мышления, связной речи.

Создать условия для развития личностных качеств обучающихся, терпения, взаимопомощи, уважения друг к другу.


Оборудование: компьютер, проектор, экран, дидактический раздаточный материал для работы в группе.


Планируемый результат:

Личностные

воспринимать одноклассников как членов своей команды;

вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;

быть толерантным к другому мнению;

не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.

Коммуникативные

активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока;

ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;

- слушать и понимать речь других.

- умение работать в группе и паре.

Регулятивные

принимать участие в обсуждении и формулировании цели урока, задания;

выполнять работу в паре, помогая друг другу;

участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе;

оценивать свой вклад в работу пары.

Предметные

- знать признаки однокоренных слов

- уметь разбирать слово по составу;

- уметь образовывать новые слова с данными приставками и суффиксами

- уметь находить в слове приставку, суффикс, корень, окончание, подбирать однокоренные слова

-отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова;



Ход урока


Этапы урока

Деятельность учителя и учащихся

1.Организационный момент

Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации

(слайд)

Повернулись все к гостям,

Улыбнутся они нам.

Прозвенел уже звонок,

Начинаем наш урок.


- Сегодня мы побываем в мастерской слова. (слайд)


- Кто из вас знает, что такое мастерская? (помещение, в котором работает мастер: мастер по ремонту машин, …)


- Кто такой мастер? «(человек, который умеет хорошо делать что-нибудь» из словаря Ожегова)


- Кто такой мастер слова? (человек, который всё знает о слове: из каких частей состоит)


- Каждый из вас сегодня тоже может стать мастером слова.

- У вас всё получится! (слайд)

- Весь ход нашей работы мы будем записывать в рабочую тетрадь.

- Откройте тетради и запишите число и место проведения работы. (слайд)

2 Постановка проблемы.

Цель: - детьми определяется тема урока из поставленного затруднения и составляется план урока


РАЗМИНКА (устно) (слайд)


- Прочитайте слова?

Существительное, корень, прилагательное, основа, окончание, глагол, приставка, предлог, местоимение, суффикс (слайд)


- «На какие две группы можно распределить данные слова?» (части речи и части слова)



- Перечислите части речи. (сущ., …)

- Перечислите части слова. (корень, )

- Проверим. (слайд)

- Мы с вами изучили все части слова. Мы сегодня будем обобщать изученный материал по теме «Состав слова» (слайд)

3 Актуализация знаний

Игра «Отгадай часть слова» (устно) (слайд)


- Правила игры: один из вас будет давать определение о какой-либо части слова, а вы должны догадаться, о какой части слова идёт речь.


1. - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка)


2. - это главная значимая часть слова, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. (Корень)


3. - это часть слова, которая стоит после корня и служит для
образования новых слов. (Суффикс)


4. - это изменяемая  часть слова, которая служит для связи слов в предложении. (Окончание)


5. - это часть слова без окончания. (Основа)



- Какие две части слова очень похожи по своей роли в словообразовании? (приставка, суффикс)

- Чем они похожи? (служат для образования новых слов)


- Какие две части слова непохожи? (корень, окончание)

- Чем они непохожи? (корень не изменяется, а окончание изменяется)

4. Поиск решения проблемы

Цель: -обобщить полученные знания о составе слова.


- ребята приготовили нам сказку, выходят артисты.

СКАЗКА Как живёте части слова? (слайд)

Ведущий Встретились однажды корень, суффикс, приставка, окончание и основа. Стали части слова спорить, кто же из них самый главный.

Ведущий Окончание говорит:

- Я самая важная часть слова, потому что могу изменяться и связывать слова в предложении.

Ведущий Суффикс отвечает:

- Я главнее, я стою после корня, и с моей помощью образуются новые слова.

Ведущий Приставка ответила:

-А я вообще стою перед корнем и образую новые слова.

Ведущий Основа говорит:

- А как же я, я собираю в себя все части слова, кроме окончания.

Ведущий Корень отвечает:

- Не надо ссориться, друзья, вы, конечно, все важны. Но корень – главная часть слова. Во мне заключён общий смысл всех однокоренных слов. Давайте жить дружно, ведь мы дополняем друг друга.

Ведущий С тех пор они дружат и всегда вместе.


- Что надо помнить, чтобы быстро разобрать слово по составу? (алгоритм)

- Назовите порядок разбора слова по составу. ( окончание, основа, )

- А как найти в слове окончание. (изменить слово по числам или по вопросам)

- А корень? (подобрать однокоренные слова)

Игра «Разбери матрёшку» (слайд)

- Давайте докажем, что корень – это главная часть слова.

1) - Запишите в тетрадь слово рассказчик

- Рассказчик это кто? (Расска́зчик – это  тот, кто рассказывает что-нибудь, )

- Отнимайте по одной из частей так, чтобы из оставшихся частей получалось новое слово )

- рассказ  это литературное произведение 

- СКАЗ - это описание реального события

- Прочитайте слова (рассказчик, рассказ. сказ) (слайд)

- Чем похожи слова? (У всех один корень)

- Как можно назвать эти слова? (однокоренные)

- Какие части слова вы убирали при образовании новых слов? (¬^)

- Какую часть нельзя убрать? (корень) - Почему?

- Какой вывод можно сделать?

Вывод: корень – это главная часть слова, в котором заключено основное значение слова.

-2) Запишите в тетрадь слово обходчик (Разберите матрёшку)

3) –А теперь разберём слово Переносчик (Разберите матрёшку )

Переносчик это кто?(человек, который переносит что-то)

-Разберите по составу.

- Отнимайте по одной из частей так, чтобы из оставшихся частей получалось новое слово

- Прочитайте слова ( переносчик, перенос, нос)

- Являются эти слова однокоренными? (нет. Нос – это орган обоняния, а переносчик это тот, кто переносит что-нибудь носит)

- Но корни во всех словах одинаковые. (а значение разное)

- Как называются корни одинаковые по написанию, но разные по значению (корни-омонимы)

- Назовите однокоренные слова к слову нос (носик, носище, носовое, переносица)

- Назовите однокоренные слова к слову переносчик (носит, заносит, …

- Назовите признаки однокоренных слов. (имеют общий корень, и обязательно близкие по смыслу) (слайд)



ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (зрительная)


работа в группах Лесом, лесенка, роща, лесник (слайд)


- Составьте и запишите все пары слов со словом «лес» так, чтобы каждая пара была объединена одними признаками.

- Сколько пар выписала ваша группа.

- Разберите все слова по составу.

- Проверим и докажем, что вы правильно выписали все пары слов.


- (леслесник- это однокоренные слова? )

- Докажите. (Имеют общий корень –лес-, связаны по смыслу)

- (лес - лесом – разные формы одного и того же слова)

- Докажите. (основы одинаковые, изменилось только окончание)

- лес – роща (синонимы,– близкие по смыслу, но нет общего корня)

- лес – лесенка (слова с омонимичными корнями - общий корень есть, а по значению разные)


- Молодцы!

- Я думаю, вы легко справитесь со следующим заданием.


«Четвёртый лишний» (слайд)

- Я слова читаю вам

Вы прислушайтесь к словам

Может лишние попали?

Докажите, как узнали.


- Запишите в тетрадь, какое слово «лишнее»


Циркач, цирк, циркуль, цирковой (слайд)

-Докажите, почему циркуль «лишнее» слово. И все остальные слова так же

Гора, горка, горный, горелый (слайд)

Гусь, гусыня, гусеница, гусёнок (слайд)

Летать, лето, лётчик, перелёт (слайд)

Речь, речной, река, речушка (слайд)


Работа с текстом (слайд) на партах текст на листочке (работа в группе)

- Вставьте пропущенные однокоренные слова с корнем снег. Выделите в них корень. Озаглавьте текст.

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые __________. Теплым одеялом укроет __________ землю. __________ метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить ____________, строить крепости.

- Прочитайте текст.

- Какие слова вставили. (снежинки, снег, снежные, снеговика)

- Что это за слова? (однокоренные слова)

- Докажите, что однокоренные. (общий корень, связаны по смыслу)

- Обратите внимание, ребята, что однокоренные слова связали текст в единое целое.


ФИЗКУЛЬТМИНУТКА



«Собери слово» (в группе) (слайд)


- Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово.

приставка

корень

суффикс

окончание

слово

замёрз

сухая

рыба

курица


пошёл

дарит

сынок

внук


вышел

дума

каменщик

смысл


забег

морозец

горка

листочки


походка

слово

сестрицы

река



- Проверим (слайд)


- Зачем нам нужны знания о составе слова (чтобы знать в какой части слова находится орфограмма, и правильно подбирать проверочные слова, а значит меньше делать ошибок)


Вывод учителя: знания о составе слова нам необходимы, чтобы знать в какой части слова находится орфограмма, и правильно подбирать проверочные слова, а значит меньше делать ошибок

5. Подведение итогов урока.

Цель:

-оценить свою деятельность и деятельность класса.


- Что на уроке понравилось больше всего?

- Какое задание было сложным?

- Давайте оценим себя, кто же у нас стал настоящим мастером по теме «Состав слова».

- Сейчас нарисуйте зелёный кружок те, кто может назвать себя мастером по разбору слова по составу.

- Жёлтый – кто считает, что ещё надо потрудиться, чтобы стать мастером.

- Красный – те, кому было очень трудно выполнять задания.

- Поднимите руку, кто нарисовал зелёный кружочек.

- Молодцы ребята. Вы все старались.

6. Домашнее задание

По выбору:

В русском языке есть корни-рекордсмены, с которыми можно подобрать до двухсот однокоренных слов. Вам необходимо придумать как можно больше однокоренных слов с корнем –бег-

- Спасибо за урок.



- Из чего сейчас состоит основа? (∩^)

- А ещё из каких частей может состоять основа? (приставка и корень)

- Приведите примеры к этой схеме. (поезд, )

-Какая часть основы обязательно должна входить в основу. (корень)

- Приведите примеры к этой схеме. (сон, хлеб, крик)

- Может ли основа быть без корня? (нет)

- Ребята, перечислите, что может входить в основу?

Вывод: основа может состоять из корня; из приставки и корня; из корня и суффикса; из приставки, корня и суффикса.




________________________

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые _______________. Теплым одеялом укроет ________ землю. ______________ метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить _______________, строить крепости.



________________________

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые _______________. Теплым одеялом укроет ________ землю. ______________ метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить _______________, строить крепости.



________________________

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые _______________. Теплым одеялом укроет ________ землю. ______________ метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить _______________, строить крепости.



________________________

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые _______________. Теплым одеялом укроет ________ землю. ______________ метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить _______________, строить крепости.



________________________

Скоро зима. Замелькают в воздухе первые _______________. Теплым одеялом укроет ________ землю. ______________ метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить _______________, строить крепости.




приставка

корень

суффикс

окончание

слово

замёрз

сухая

рыба

курица


пошёл

дарит

сынок

внук


вышел

дума

каменщик

смысл


забег

морозец

горка

листочки


походка

слово

сестрицы

река



приставка

корень

суффикс

окончание

слово

замёрз

сухая

рыба

курица


пошёл

дарит

сынок

внук


вышел

дума

каменщик

смысл


забег

морозец

горка

листочки


походка

слово

сестрицы

река



приставка

корень

суффикс

окончание

слово

замёрз

сухая

рыба

курица


пошёл

дарит

сынок

внук


вышел

дума

каменщик

смысл


забег

морозец

горка

листочки


походка

слово

сестрицы

река




приставка

корень

суффикс

окончание

слово

замёрз

сухая

рыба

курица


пошёл

дарит

сынок

внук


вышел

дума

каменщик

смысл


забег

морозец

горка

листочки


походка

слово

сестрицы

река






приставка

корень

суффикс

окончание

слово

замёрз

сухая

рыба

курица


пошёл

дарит

сынок

внук


вышел

дума

каменщик

смысл


забег

морозец

горка

листочки


походка

слово

сестрицы

река




9


Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.