Конспект и презентация по теме «Обобщение знаний о составе слова»
Пояснительная записка к презентации
Конспект урока по теме «Обобщение знаний о составе слова»
Учитель: Комарова Е.А.
Цели урока:
обобщить полученные знания о составе слова
упражняться в нахождении в слове приставки, суффикса, корня, окончания, в подборе однокоренных слов
закреплять умение образовывать новые слова с данными приставками, суффиксами; изменять форму слова
Создать условия для формирования метапредметных умений; коммуникативных учебных умений через работу в группе и регулятивных умений через организацию работы в группе по алгоритму
Создать условия для развития воображения, мышления, связной речи.
Создать условия для развития личностных качеств обучающихся, терпения, взаимопомощи, уважения друг к другу.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, дидактический раздаточный материал для работы в группе.
Планируемый результат:
Личностные
– воспринимать одноклассников как членов своей команды;
– вносить свой вклад в работу для достижения общих результатов;
– быть толерантным к другому мнению;
– не бояться собственных ошибок и проявлять готовность к их обсуждению.
Коммуникативные
– активно участвовать в обсуждениях, возникающих в ходе урока;
– ясно формулировать ответы на вопросы других учеников и педагога;
- слушать и понимать речь других.
- умение работать в группе и паре.
Регулятивные
– принимать участие в обсуждении и формулировании цели урока, задания;
– выполнять работу в паре, помогая друг другу;
– участвовать в оценке и обсуждении результата, полученного при совместной работе;
– оценивать свой вклад в работу пары.
Предметные
- знать признаки однокоренных слов
- уметь разбирать слово по составу;
- уметь образовывать новые слова с данными приставками и суффиксами
- уметь находить в слове приставку, суффикс, корень, окончание, подбирать однокоренные слова
-отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова;
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя и учащихся | ||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организационный момент Цель: способствовать формированию положительной учебной мотивации | (слайд) Повернулись все к гостям, Улыбнутся они нам. Прозвенел уже звонок, Начинаем наш урок. - Сегодня мы побываем в мастерской слова. (слайд) - Кто из вас знает, что такое мастерская? (помещение, в котором работает мастер: мастер по ремонту машин, …) - Кто такой мастер? «(человек, который умеет хорошо делать что-нибудь» из словаря Ожегова) - Кто такой мастер слова? (человек, который всё знает о слове: из каких частей состоит) - Каждый из вас сегодня тоже может стать мастером слова. - У вас всё получится! (слайд) - Весь ход нашей работы мы будем записывать в рабочую тетрадь. - Откройте тетради и запишите число и место проведения работы. (слайд) | ||||||||||||||||||||||||||||||
2 Постановка проблемы. Цель: - детьми определяется тема урока из поставленного затруднения и составляется план урока | РАЗМИНКА (устно) (слайд) - Прочитайте слова? Существительное, корень, прилагательное, основа, окончание, глагол, приставка, предлог, местоимение, суффикс (слайд) - «На какие две группы можно распределить данные слова?» (части речи и части слова) - Перечислите части речи. (сущ., …) - Перечислите части слова. (корень, ) - Проверим. (слайд) - Мы с вами изучили все части слова. Мы сегодня будем обобщать изученный материал по теме «Состав слова» (слайд) | ||||||||||||||||||||||||||||||
3 Актуализация знаний | Игра «Отгадай часть слова» (устно) (слайд) - Правила игры: один из вас будет давать определение о какой-либо части слова, а вы должны догадаться, о какой части слова идёт речь. 1. - это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. (Приставка) 2. - это главная значимая часть слова, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов. (Корень) 3. - это часть слова, которая стоит после корня и служит для 4. - это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в предложении. (Окончание) 5. - это часть слова без окончания. (Основа) - Какие две части слова очень похожи по своей роли в словообразовании? (приставка, суффикс) - Чем они похожи? (служат для образования новых слов) - Какие две части слова непохожи? (корень, окончание) - Чем они непохожи? (корень не изменяется, а окончание изменяется) | ||||||||||||||||||||||||||||||
4. Поиск решения проблемы Цель: -обобщить полученные знания о составе слова. | - ребята приготовили нам сказку, выходят артисты. СКАЗКА Как живёте части слова? (слайд) Ведущий Встретились однажды корень, суффикс, приставка, окончание и основа. Стали части слова спорить, кто же из них самый главный. Ведущий Окончание говорит: - Я самая важная часть слова, потому что могу изменяться и связывать слова в предложении. Ведущий Суффикс отвечает: - Я главнее, я стою после корня, и с моей помощью образуются новые слова. Ведущий Приставка ответила: -А я вообще стою перед корнем и образую новые слова. Ведущий Основа говорит: - А как же я, я собираю в себя все части слова, кроме окончания. Ведущий Корень отвечает: - Не надо ссориться, друзья, вы, конечно, все важны. Но корень – главная часть слова. Во мне заключён общий смысл всех однокоренных слов. Давайте жить дружно, ведь мы дополняем друг друга. Ведущий С тех пор они дружат и всегда вместе. - Что надо помнить, чтобы быстро разобрать слово по составу? (алгоритм) - Назовите порядок разбора слова по составу. ( окончание, основа, ) - А как найти в слове окончание. (изменить слово по числам или по вопросам) - А корень? (подобрать однокоренные слова) Игра «Разбери матрёшку» (слайд) - Давайте докажем, что корень – это главная часть слова. 1) - Запишите в тетрадь слово рассказчик - Рассказчик это кто? (Расска́зчик – это тот, кто рассказывает что-нибудь, ) - Отнимайте по одной из частей так, чтобы из оставшихся частей получалось новое слово ) - рассказ – это литературное произведение - СКАЗ - это описание реального события - Прочитайте слова (рассказчик, рассказ. сказ) (слайд) - Чем похожи слова? (У всех один корень) - Как можно назвать эти слова? (однокоренные) - Какие части слова вы убирали при образовании новых слов? (¬^) - Какую часть нельзя убрать? (корень) - Почему? - Какой вывод можно сделать? Вывод: корень – это главная часть слова, в котором заключено основное значение слова. -2) Запишите в тетрадь слово обходчик (Разберите матрёшку) 3) –А теперь разберём слово Переносчик (Разберите матрёшку ) Переносчик это кто?(человек, который переносит что-то) -Разберите по составу. - Отнимайте по одной из частей так, чтобы из оставшихся частей получалось новое слово - Прочитайте слова ( переносчик, перенос, нос) - Являются эти слова однокоренными? (нет. Нос – это орган обоняния, а переносчик это тот, кто переносит что-нибудь носит) - Но корни во всех словах одинаковые. (а значение разное) - Как называются корни одинаковые по написанию, но разные по значению (корни-омонимы) - Назовите однокоренные слова к слову нос (носик, носище, носовое, переносица) - Назовите однокоренные слова к слову переносчик (носит, заносит, … - Назовите признаки однокоренных слов. (имеют общий корень, и обязательно близкие по смыслу) (слайд) ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (зрительная) работа в группах Лесом, лесенка, роща, лесник (слайд) - Составьте и запишите все пары слов со словом «лес» так, чтобы каждая пара была объединена одними признаками. - Сколько пар выписала ваша группа. - Разберите все слова по составу. - Проверим и докажем, что вы правильно выписали все пары слов. - (лес – лесник- это однокоренные слова? ) - Докажите. (Имеют общий корень –лес-, связаны по смыслу) - (лес - лесом – разные формы одного и того же слова) - Докажите. (основы одинаковые, изменилось только окончание) - лес – роща (синонимы,– близкие по смыслу, но нет общего корня) - лес – лесенка (слова с омонимичными корнями - общий корень есть, а по значению разные) - Молодцы! - Я думаю, вы легко справитесь со следующим заданием. «Четвёртый лишний» (слайд) - Я слова читаю вам Вы прислушайтесь к словам Может лишние попали? Докажите, как узнали. - Запишите в тетрадь, какое слово «лишнее» Циркач, цирк, циркуль, цирковой (слайд) -Докажите, почему циркуль «лишнее» слово. И все остальные слова так же Гора, горка, горный, горелый (слайд) Гусь, гусыня, гусеница, гусёнок (слайд) Летать, лето, лётчик, перелёт (слайд) Речь, речной, река, речушка (слайд) Работа с текстом (слайд) на партах текст на листочке (работа в группе) - Вставьте пропущенные однокоренные слова с корнем снег. Выделите в них корень. Озаглавьте текст. Скоро зима. Замелькают в воздухе первые __________. Теплым одеялом укроет __________ землю. __________ метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить ____________, строить крепости. - Прочитайте текст. - Какие слова вставили. (снежинки, снег, снежные, снеговика) - Что это за слова? (однокоренные слова) - Докажите, что однокоренные. (общий корень, связаны по смыслу) - Обратите внимание, ребята, что однокоренные слова связали текст в единое целое. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА «Собери слово» (в группе) (слайд) - Из предложенных слов вам необходимо взять только ту его составную часть, которая указана в таблице. Соединив все части – получите слово.
- Проверим (слайд) - Зачем нам нужны знания о составе слова (чтобы знать в какой части слова находится орфограмма, и правильно подбирать проверочные слова, а значит меньше делать ошибок) Вывод учителя: знания о составе слова нам необходимы, чтобы знать в какой части слова находится орфограмма, и правильно подбирать проверочные слова, а значит меньше делать ошибок | ||||||||||||||||||||||||||||||
5. Подведение итогов урока. Цель: -оценить свою деятельность и деятельность класса. | - Что на уроке понравилось больше всего? - Какое задание было сложным? - Давайте оценим себя, кто же у нас стал настоящим мастером по теме «Состав слова». - Сейчас нарисуйте зелёный кружок те, кто может назвать себя мастером по разбору слова по составу. - Жёлтый – кто считает, что ещё надо потрудиться, чтобы стать мастером. - Красный – те, кому было очень трудно выполнять задания. - Поднимите руку, кто нарисовал зелёный кружочек. - Молодцы ребята. Вы все старались. | ||||||||||||||||||||||||||||||
6. Домашнее задание | По выбору: В русском языке есть корни-рекордсмены, с которыми можно подобрать до двухсот однокоренных слов. Вам необходимо придумать как можно больше однокоренных слов с корнем –бег- - Спасибо за урок. |
- Из чего сейчас состоит основа? (∩^)
- А ещё из каких частей может состоять основа? (приставка и корень)
- Приведите примеры к этой схеме. (поезд, )
-Какая часть основы обязательно должна входить в основу. (корень)
- Приведите примеры к этой схеме. (сон, хлеб, крик)
- Может ли основа быть без корня? (нет)
- Ребята, перечислите, что может входить в основу?
Вывод: основа может состоять из корня; из приставки и корня; из корня и суффикса; из приставки, корня и суффикса.
________________________
Скоро зима. Замелькают в воздухе первые _______________. Теплым одеялом укроет ________ землю. ______________ метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить _______________, строить крепости.
________________________
Скоро зима. Замелькают в воздухе первые _______________. Теплым одеялом укроет ________ землю. ______________ метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить _______________, строить крепости.
________________________
Скоро зима. Замелькают в воздухе первые _______________. Теплым одеялом укроет ________ землю. ______________ метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить _______________, строить крепости.
________________________
Скоро зима. Замелькают в воздухе первые _______________. Теплым одеялом укроет ________ землю. ______________ метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить _______________, строить крепости.
________________________
Скоро зима. Замелькают в воздухе первые _______________. Теплым одеялом укроет ________ землю. ______________ метели заметут лесные тропы. А детям радость. Будут лепить _______________, строить крепости.
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
замёрз | сухая | рыба | курица | |
пошёл | дарит | сынок | внук | |
вышел | дума | каменщик | смысл | |
забег | морозец | горка | листочки | |
походка | слово | сестрицы | река | |
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
замёрз | сухая | рыба | курица | |
пошёл | дарит | сынок | внук | |
вышел | дума | каменщик | смысл | |
забег | морозец | горка | листочки | |
походка | слово | сестрицы | река | |
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
замёрз | сухая | рыба | курица | |
пошёл | дарит | сынок | внук | |
вышел | дума | каменщик | смысл | |
забег | морозец | горка | листочки | |
походка | слово | сестрицы | река | |
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
замёрз | сухая | рыба | курица | |
пошёл | дарит | сынок | внук | |
вышел | дума | каменщик | смысл | |
забег | морозец | горка | листочки | |
походка | слово | сестрицы | река | |
приставка | корень | суффикс | окончание | слово |
замёрз | сухая | рыба | курица | |
пошёл | дарит | сынок | внук | |
вышел | дума | каменщик | смысл | |
забег | морозец | горка | листочки | |
походка | слово | сестрицы | река | |
9