12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Калюшева А.Р.101
Россия, Ульяновская обл., с. Старый Атлаш
6

Обобщение знаний о составе слова «Путешествие в страну Грамматики»



Название образовательной организации: МУНИЦИПАЛЬНАЯ КАЗЕННАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ "СТАРОАТЛАШСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА" Регион РФ: Ульяновская область ФИО: Калюшева Альфия Расимовна Должность: учитель начальных классов

Номинация: начальное общее образование.

Предметная область: русский язык

УМК: «Школа России»

Тип урока: урок решения частных задач, урок- путешествие.

Тема: Обобщение знаний о составе слова: «Путешествие в страну Грамматики»

Цели урока: совершенствование знаний о значимых частях слова;

упражнение в разборе слова по составу; развитие мышления, речи, кругозора; воспитание аккуратности, чувства товарищества.

Задачи урока: отработка умения разбирать слова по составу и отработка орфографической зоркости (умение находить в корне или приставке букву, требующей проверки;. воспитывать интерес к изучаемому предмету; формировать творческие способности – смекалку, сообразительность, нестандартное мышление

Планируемый результат: закрепить названия частей слова; уметь разбирать состав слова.

Учебные задачи:

1.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:

ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности: самоанализ и самоконтроль результата.

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

формирование положительного отношения к процессу познания, нравственных ценностей учащихся: доброжелательности, уважения, внимательности к окружающим.

2.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:

коммуникативных УУД:

формирование умения слушать и слышать собеседника, вести диалог, излагать свою точку зрения и аргументировать ее;

формирование умения грамотно выстраивать речевые высказывания в устной форме;

развитие навыков сотрудничества в статичных парах и группах сменного состава;

формировать умение работать в подготовленной предметно-развивающей, информационной среде и осуществлять осознанный выбор (выбор партнеров, источников информации, выбор материалов, инструментов).

регулятивных УУД:

формирование умения принимать и сохранять цель и учебные задачи и следовать им в учебной деятельности,

формирование умения планировать, координировать, контролировать и оценивать свою деятельность;

формирование начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

познавательных УУД:

формирование навыков работы с учебной информацией;

формирование умения самостоятельно формулировать выводы на основе наблюдений с получением информации из учебной и научной литературы;

развитие умения соединять теоретический материал с практической деятельностью (т.е. формирование интеллектуальной автономности – умения конструировать новое знание на основе имеющегося опыта и тех приращений, которые возникли в ходе коммуникации);

формирование способности решать проблемы поискового характера;

формирование умения работать с ИКТ;

3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:

включение учащихся в деятельность по актуализации знания о правописании частей слова;

создание условий для отработки учащимися умения находить в словах и правильно обозначать буквами безударные гласные или парные по глухости-звонкости согласные звуки в корне, суффиксе или приставках на письме;

включение учащихся в деятельность по формированию орфографической зоркости.


 

Методическое оснащение: проектор, экран, ноутбуки, электронное приложение к учебнику В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык», карточки для групп, иллюстрация ели, елочных шаров для рефлексии, учебник «Русский язык» 4 класс, наглядные пособия, телеграмма, презентация, рисунок Паровозика, песня Паровозика, название остановок, кроссворды, буквы.


 

Формы организации познавательной деятельности: работа в парах, групповая, дифференцированная, фронтальная, индивидуальная.


 

Прогнозируемый результат: учащиеся научатся находить в словах орфограммы; объяснять написание слов с изученными орфограммами; работать со словарями и памятками, с электронным приложением к УМК «Русский язык»; оценивать результаты выполненного задания.

 

План урока

1. Организация класса.

2. Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности. Целеполагание.

3. Чистописание.

4. Подготовка к путешествию

5. Работа по теме урока.

А)Первая остановка - «Словария».

Б) Вторая остановка– «Знаний»»

В) Третья остановка «Окончание».

Г) Физминутка

Д) Остановимся на острове « Суффикс».

Е ) Вот мы приехали на остановку «Приставка». Работа в группе.

6. Домашнее задание.

7. Рефлексия.


 

Ход урока

1.Организация класса.

Цель: создание положительной мотивации на уроке.

Учитель: Покажите умные глазки, ровные спинки. Повернитесь,

поздоровайтесь с гостями, улыбнитесь от души. Готовы к уроку?

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку

2.Актуализация знаний. Самоопределение к деятельности. Целеполагание.

Учитель: Ребята, сегодня утром я получила телеграмму. (1слайд) …, прочитай её, пожалуйста.

Читают телеграмму, отвечают на вопросы учителя, находят нужные слова.


 

Телеграмма.

Помогите! Наше государство захватил злой Змей Горыныч.

Ваши друзья – Морфемы. Мы к вам послали нашего друга Снеговика. Мы надеемся ,что вы его научите различать части слова..


 

Учитель: Ребята, кто может объяснить значение слова морфемы? Это слово вам не знакомо. Его вы будете употреблять позднее. Морфемами называют наших старых знакомых – части слова.(слайд2)

Подводит детей к формулированию темы и задач урока.

Учитель: Что мы будем делать на уроке? Какую цель поставим перед собой?

(Ученики: Будем говорить о составе слова, и разбирать слова )

Учитель: Вспомните, пожалуйста, с какими частями слова вы познакомились.

(Ученики: Корень, приставка, суффикс, окончание. Вспомним, как нужно находить в словах значимые части: корень, приставку, суффикс, окончание, а также основу.)

Учитель: Наши друзья попали в беду, а товарищей надо выручать. Поможем им?

(Ученики: Постараемся помочь нашим друзьям.)

Учитель: А заодно мы обобщим ваши знания об однокоренных словах и значимых частях слова.

3.Чистописание.

Оформление тетрадей. Чистописание.(Слайд3)

На доске записаны слова:

Норка, дочка, книжка.

Учитель: Ребята прочитайте слова. Что общего в этих словах?

(Ученики: Это имена существительные и у них одинаковый суффикс «к»)

Учитель: Что такое суффикс?

(Ученики: Суффикс — это значимая часть слова, которая находится после корня и служит обычно для образования новых словСлово состоит из основы и окончания)

Учитель: Какое значение он имеет в этих слова?

(Ученики: Уменьшительно - ласкательное.)

Учитель: Пропишите букву «К» и буквосочетания. По образцу напишите букву Кк строчную и заглавную, а также её соединение с другими буквами.


 

Развивают навык плавного, каллиграфически правильного письма.

 

Кк кК к к ка рк чк жк шк

Учитель: Есть ли среди этих буквосочетаний орфограмма?

(Ученики: ЧК-без мягкого знака)

Учитель: Подчеркните соединения, которые, как вам кажется, удалось написать хорошо. Оцените свою работу. (!, +,-)

Самостоятельно оценивают свою работу по критериям: «правильно», «красиво», «аккуратно».


 


 

4.Подготовка к путешествию

Цель: активизация учащихся. Подготовка к восприятию нового материла.

Учитель: Дорогие ребятишки! И Снеговик нынче взял в руки книжки. Пригласил он вас путешествовать, Знания свои совершенствовать.

Открывается доска, на ней изображён маршрут путешествия по островам в страну Грамматики

Учитель: Отправляемся мы на Паровозике из Ромашкова.

Рисунок на доске. Включается песенка Паровозика.

5. Работа по теме урока.

А) Первая остановка - «Словария».


 

Учитель: На этом острове в словах, пропали буквы. Поможем Снеговику написать буквы и научим находить проверочные слова.

Вступают в диалог, подбирают проверочные слова. Осуществляют самопроверку.


 

Подбери проверочные слова

ХОД- хОдить

МИР- мИрить

ЛОВЛЯ- лОвить

САД- сАды

СПЕШКА- спЕшить (в школу)

ГОСТЬ- гОстить


 

Подведение итогов.

Учитель: Как можно назвать эти слова по-другому?

(Ученики: Слова, которые имеют наименьшую общую часть и близки по смыслу, называются родственными или однокоренными. Безударные гласные корня проверяются ударением.  Чтобы проверить безударную гласную в корне  слова надо знать способы проверки:
1. Подбор однокоренных слов.  
2. Изменение формы слова.    
При подборе однокоренных слов надо учитывать их лексическое   значение )

Б) Вторая остановка– «Знаний»»

Цель: Закрепить умения находить и называть части слова, обосновать свой ответ правилом.

Учитель: Итак, все готовы? Закрываем глазки и мысленно переносимся на станцию «Знаний». Что такое – корень? (правило)

(Ученики: Корень – это общая часть однокоренных слов , в которой передается их основное значение)

Учитель: Ребята, совсем недавно на этой острове природа была необыкновенной красоты. Но посмотрите, что сделал Змей Горыныч. Он сорвал листья со всех деревьев и разбросал по острову. Давайте соберём их, определим с какого они дерева и прикрепим их к ветвям.

На доске изображения двух деревьев с разными «корнями», под ними листочки с однокоренными словами. Надо правильно определить принадлежность к тому или иному «корню»и прикрепить лист.


 

1)Вода 2) Летать

Водица Лето

Водитель Летательный

Подводник Лётчик

3)Побелка 4) Ночка

Белка Ночной

Белить Ноченька

Белый Одиночка


 

Подведение итогов.

Учитель: Итак, ребята вы нашли конфликтный объект. Что же надо запомнить снеговику?

(Ученики: Корень — это главная значимая часть слова, которая выражает  основное значение данного слова и общее лексическое значение всех  однокоренных слов)

В) Третья остановка «Окончание».

Учитель: Молодцы, ребята! Змей Горыныч понял, что вы вооружены крепкими знаниями и покинул этот остров без боя. Но он укрылся на соседнем острове с названием « Окончание».

Что такое – окончание?

( Ученики: Окончание – это изменяемая часть слова )

Учитель: Для чего оно служит?

(Ученики: Окончание служит для связи слов в предложении.)

Учитель: Если вы правильно выполните следующее задание, то Змей Горыныч будет повержен и здесь.

Не имей сто (рубли), а имей сто (друзья)

Собирают пословицу. Записывают это предложение.

 

Учитель: Как вы понимаете смысл данной пословицы?

(Ученики: Хорошо иметь много друзей, друзья дороже богатства, денег. Говорится, когда друзья или знакомые выручают в беде, помогают.)

Подведение итогов.

Учитель: Что вы изменили в словах?

(Ученики: Окончание)

Учитель: Что такое – окончание? Для чего оно служит?

(Ученики: Окончание – изменяемая часть слова, которая служит для 
образования разных форм одного и того же слова, а также для 
связи слов в словосочетании и предложении)

Г) Физминутка

Учитель: Изобразим звук паровоза, прочистим свои каналы «Ту-ту! Чух-чух-чух! Ту-ту-ту!»

Изображение мимикой и жестами

Д) Остановимся на острове « Суффикс».

Цель: контролировать знания о способах образования однокоренных слов и выделить части.

Учитель:  А отправимся мы с вами освобождать следующий остров, который носит название – «Суффикс». Что такое суффикс?

(Ученики: Суффикс – это часть слова , которая стоит после корня)

Учитель:  Для чего он нужен в словах?

(Ученики: Служит для образования новых слов)

Учитель:  На этом острове уже выпал снег. Ваша задача очистить остров от снега.

Подходят к доске, срывают снежинку и выполняют задание.

 

1) Преврати большой дом в маленький.

( домик)

2) Преврати большую табуретку в маленькую. (стульчик) 3)Назови глупого человека ласково. (глупенький)

4)Преврати слово тракторист в машину. (трактор)

5)Преврати слово «Стол» в комнату . (столовая)

6)Преврати слово «Рыба» в человека. (рыбак)

7)Преврати маленький хвостик в большой. (хвостище)

8)Преврати большой кустище в маленький. (кустик)

9) Преврати большую звезду в маленькую. (звёздочка)

10) Преврати большие глаза в маленькие. (глазки)

11) Преврати большой карандаш в маленький. (карандашик)

12)Преврати большой корабль в маленький. (кораблик)


 

-ЕК- или -ИК--ОК-?

Вставляют пропущенные буквы, объясняют их написание.

Дожд И к, снеж О к, рябчИ к, ёжИк,

жуч О к , луч О к

Подведение итогов.

Учитель:  Что вы можете сказать о написание этих суффиксов? Расскажите о правописании суффиксов –ик , -ек,- ок?

(Ученики: Суффиксы–ик, -ок превращают слова в маленькие предметы)

Учитель:  Какое значение имеют эти суффиксы?

Как же называются суффиксы, которые заставляют звучать слова ласково и обозначают маленькие предметы?

(Ученики:  Уменьшительно – ласкательные)

Учитель:  Скажите, ребята, а так ли уж нужны эти суффиксы в речи? 

(Ученики: Они украшают нашу речь, делают её богаче)

Е ) Вот мы приехали на остановку «Приставка». Работа в рабочей тетради. Работа в группе.

Учитель:  Осталось освободить последний остров. Какой?

(Ученики: «Приставка»)

Учитель:  Что такое приставка? - Для чего она служит?

(Ученики: Приставка – это часть слова, которое стоит перед корнем и служит для образования новых слов)

Учитель:  Чтобы окончательно прогнать Змея Горыныча подчеркнуть в тексте слова с приставками и назвать их.

Запись слов с приставками. Выделение приставок. Подчеркивают в тексте слова с приставками и называют их. Проверка работы групп . По очереди в порядке выполнения заданий. Группа должна сформулировать задание, которое они получили и рассказать, как они его выполнили,

и объяснить, какие правила и орфограммы им для этого понадобились.

 

Салат «Счастливая мышь»

Четыре плавленых сырка пОтереть на крупной тёрке, пОрубить два варёных яйца, пОдавить чеснок, всё пЕремешать с майонезом или сметаной. Мелко нАрезать петрушку и укроп, украсить салат.


 

Подведение итогов.

Учитель: Что такое приставка? - Для чего она служит?

( Ученики: Приставка – это часть слова, которое стоит перед корнем и служит для образования новых слов )

6. Домашнее задание.

Проводит разбор домашнего задания, проводит пояснения к заданию, дает конструктивные задания. Записывают задание на дом, задают вопросы.

Сочинить рассказ о зиме.

7. Рефлексия.

Получают позитивный настрой от урока

Цель: Подвести итог проделанной работе на уроке.

Учитель:  Итак, враг разбит. Он навсегда покинул сказочную страну. Её жители благодарят вас. Но ведь мы и не могли поступить по-другому. Не зря говорят: сам погибай, а товарища выручай. Снеговик благодарит вас. Какие же острова стали свободными?

(Ученики: «Словария»,«Знаний»»,«Окончание»,«Суффикс»,«Приставка»)

Учитель: Ребята, кто может теперь объяснить значение слова морфемы?

(Ученики:   Морфема – это наименьшая значимая часть слова.  Главной морфемой является корень. В нём заключён основной смысл слова)  

Учитель:  Что мы знаем о корне? Приставке? О суффиксе? Об окончании?

(Ученики:  повторение всех правил)

Учитель:  Сегодня вы работали хорошо, поэтому я говорю вам – МОЛОДЦЫ! А вы себя как оцениваете? Предлагаю оценить свое эмоциональное состояние. Ребята, посмотрите, пожалуйста, на плакат, который я для вас приготовила. Как вы думаете, чего не хватает елочке?


 

- Оцените свои впечатления от сегодняшнего урока. Если вам все удалось, все понравилось, то выбирайте красный шарик, а если вам всё понравилось, но не всё получилось, ёщё допустили ошибки – желтый, если у вас остались неразрешимые проблемы, вам нужна помощь – синий.

(Ученики:  Я знаю состав слов, могу назвать их, умею показывать их графически, умею находить общие части однокоренных слов. Я оценил свои знания на «…»)

Учитель:  Урок окончен.



 

Литература:

Весёлая грамматика. В.Волина.–М.: Знание, 1995

Праздник букваря. В.Волина.-М.:АСТ-ПРЕСС,1996

Предметные недели и праздники/авт.-сост. И.В.Аверьянова, Н.Н.Лапшина.- Волгоград: Учитель, 2008

Русский язык. 1-4 классы: занимательные материалы, задания, упражнения /авт. – сост. С.В.Ракитина. – Волгоград: Учитель, 2009

Источники:

1.http://school-assistant.ru

2.https://www.google.ru



Презентация к уроку путешествие
PPT / 5.61 Мб

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.