Автор: Илюшечкина Татьяна Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Пояснительная записка
В условиях модернизации российского образования цель школы – формирование разносторонней личности, способной неординарно мыслить, активно действовать, принимать решения, анализировать и прогнозировать ситуации. Приоритетной составляющей для воплощения этой цели является формирование творческого потенциала личности обучающегося методами и средствами технологии дифференцированного обучения, которая дает возможность организовать комфортные условия для обучения, учитывая индивидуальные возможности школьников.
Дифференциация учебной работы – одна из дидактических основ построения учебного процесса на уроке. Дифференциация – учёт индивидуальных особенностей учащихся в той форме, когда учащиеся группируются на основании каких-либо особенностей (памяти, мышления, восприятия, характера, темперамента и т.п.) для отдельного обучения. Цель разделения состоит в том, чтобы привести требования к учащимся в соответствие с их возможностями, создать оптимальные условия для обучения и способствовать систематическому росту школьника, переходу его из одной группы в другую.
Таким образом, технология дифференцированного обучения представляет собой совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определённую часть учебного процесса.
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Причастие».Тип урока: Повторительно-обобщающий.
Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану.
Класс: 7.
Форм проведения: урок.
Актуальность: Дифференцированный подход в обучении создает благоприятные условия для развития и становления личности ребенка, развития индивидуальных способностей каждого учащегося в условиях обучения по одной программе.
Цель: обобщение и систематизация знаний, полученных при изучении темы «Причастие».
Данная тема изучается на двух уроках.
Задачи первого урока:
1. Обучающая. Повторить и закрепить орфографические и пунктуационные правила, изученные в теме «Причастие».
2. Развивающая. Развивать богатство и правильность речи, приёмы умственных действий, познавательный интерес, творческие способности учащихся. Прививать навыки самостоятельной работы.
3. Воспитательная. Воспитывать бережное отношение к языку.
Продолжительность занятия: 45 минут.
Формы организации учебной деятельности: коллективная, групповая индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация Power Point.
Планируемые результаты:
1) предметные:
- уметь находить причастия, определять его грамматические признаки, правильно писать и объяснять орфограммы, связанные с написанием причастий;
- выделять причастный оборот, объяснять знаки препинания в предложениях с причастными оборотами;
2) метапредметные:
- уметь формулировать цель деятельности;
- планировать последовательность действий;
- осуществлять самоконтроль, самокоррекцию;
- строить логическую цепь рассуждения, перерабатывать, систематизировать информацию и предъявлять её разными способами;
- владеть всеми видами речевой деятельности;
Ход урока
1. Организационный момент (1 мин.)
Взаимное приветствие учителя и учащихся. Фиксация отсутствующих, организация внимания и внутренней готовности учащихся.
2. Постановка цели и задач урока (2 мин.)
Чтение стихотворения.
Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.
П. Чесноков.
Учитель:
- О чем эти строки?
- Ребята, как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Чему мы должны научиться на уроке?
Дети: формулируют задачи урока:
- повторить основные признаки причастия;
- обобщить орфографии и пунктуационные правила по теме «Причастие»;
- рассмотреть роль причастия в тексте.
Запись темы урока в тетради.
СЛАЙД №1,2
3. Повторение теоретического материала. Работа с учебником (7 мин.)
Учитель: Для повторения теоретического материала обратимся к контрольным вопросам и заданиям учебника на странице 70.
4. Словарно-орфографическая работа (7 мин.)
Выполняется дифференцированно:
Группа А - образуйте от данных глаголов причастия с указанными грамматическими признаками.
запускать – ( действ. наст. вр.)
расклеить – ( страдат. наст. вр.)
осиротеть – (действ. прош. вр.)
ласкать – (действ. страд. наст. вр.)
Группа B - образуйте от данных глаголов причастия с указанными грамматическими признаками и объясните правописание суффиксов.
запускать – ( действ. наст. вр.)
расклеить – ( страдат. наст. вр.)
осиротеть – (действ. прош. вр.)
ласкать – (действ. страд. наст. вр.)
Группа C - образуйте от данных глаголов причастия с указанными грамматическими признаками, объясните правописание суффиксов, распространите причастия.
запускать – ( действ. наст. вр.)
расклеить– ( страдат. наст. вр.)
осиротеть – (действ. прош. вр.)
ласкать – (действ. страд. наст. вр. )
СЛАЙД №3
Проверка и оценка результатов производится путем фронтальной проверки в каждой группе.
5. Работа с учебником. Упражнение на повторение. (10 мин.)
Упр.149 – коллективная фронтальная работа.
6. Устная пунктуационно - орфографическая работа (5 мин.)
Текст спроецирован на доску.
1 вариант – обозначьте орфографические задачи, которые вам пришлось решать при написании данного текста.
2 вариант – обозначьте пунктограммы данного текста, какие правила вам пришлось вспомнить?
Замер…шие на око(н,нн)ых стеклах ледя(н,нн)ые узоры окрасились в (нежно) розовый цвет утре(н,нн)ей з…ри. Ясное сверка…щ…е утро. Снег напад…вший ночью и еще (не) изб…рожде(н,нн)ый полозьями л…жал ровными пеленами. В воздухе ст…ял прозрачный морозный блеск захват…вающий при дыхании горло. (А. Куприн)
СЛАЙД №4
Проверка и оценка результатов производится в каждой группе по желанию обучающихся.
Учитель:
- Ребята, а какое причастие, из использованных в тексте, имеет переносное значение? Для чего это сделал автор?
7. Работа по индивидуальным карточкам (5 мин.)
8. Исправь ошибки (5 мин.)
Учитель: На доске предложения с ошибками в употреблении причастий, вы должны исправить ошибки и записать в тетрадь. При проверке объясняем орфограммы и пунктуацию.
1. Спасательное судно шло к терпящему катеру бедствие.
2. Эта избушка заброшена, стекла в ней выставившие.
3. Крестьяне, засеянные поля, отдыхали.
4. Напугавшееся людьми стадо куропаток полетело к холмам.
9. Рефлексия. Подведение итогов (2 мин.)
- Правописание каких орфограмм пунктограмм мы сегодня повторили на уроке?
- Что самое сложное было для вас при изучении темы «Причастие»?
Оценивание работы класса в целом, групп и отдельных учащихся.
10. Домашнее задание (1 мин.)
Обязательное задание.
Упр. 150
2. Дополнительное задание.
Расставьте знаки препинания в предложении, выполните синтаксический разбор предложения.
Бурное море бешено мчит свои воды освещенные неяркими тревожными лучами солнца скрытого за стеной огненных туч.
СЛАЙД №5
Заключение
Дифференцированное обучение на уроках русского языка помогает формировать учебную деятельность детей. Овладев этой деятельностью, учащиеся сами начинают её совершенствовать, что приводит к развитию их интеллектуальных способностей. Дифференцированный подход в обучении, таким образом, ставит перед учителем учащихся задачу развивающего обучения.
Кроме того, дифференцированное обучение на уроках русского языка имеет ещё один важный аспект — повышение уровня мотивации в овладении нормами современного русского языка.
Литература
1. Русский язык: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений/ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростнецова и др. – М.: Просвещение, 2014.
2. Сборник дифференцированных и тестовых заданий к разделу «Причастие» по предмету «Русский язык»/ Сост. Л.Г. Парпулова, И.С. Платицына. – Кемерово: МБВ(с)ОУ «В(с)ОШ № 16 при ИК №5», 2013.
3. Текучева И.В. Тесты по русскому языку: 7 класс: к учебнику М.Т.Баранова и др. «Русский язык. 7 класс». – М.: Издательство «Экзамен», 2004.
4. Федорова М.В. Уроки русского языка в 7 классе: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2007.
Приложение
Карточка 1.
Кипяче…ая вода, тяжело груже…ая баржа, занавеше…ое окно, засыпа…ая песком площадка, (не)отправле…ая телеграмма, (ни)чем (не)заглушаемые крики, обессил…вшие противники, (не)вспаха…ая земля.
Карточка 2.
(Не)сдела…ая работа, тетради (не)собраны, (ни)кем (не)собранные ягоды, пиш…щий человек, выкаче…ая из подвала бочка, расстреле…ые патроны, знавеше…ое шторой окно, (не) отложе…ое дело.
Карточка 3.
Еще (не)вспаха…ая земля, се…щий дождь, порва…ое платье, (не)пойма…ая рыба, колебл…мый ветром, вид…мый в дали, замаскирова…ый дом, моче…ые яблоки, глаже…ая рубашка.
Карточка 4.
Письмо (не)отправле…ое вовремя, шепч…щиеся соседи, оджаре…ое мясо, стро..щийся дом, отчая…ый хрип, стел…щееся растение, проснувш…мся детям, (не)краше…ый пол, кваше…ая капуста.
Карточка 5.
(Не)отправле…ое письмо, движ…щийся обоз, подстреле…ая птица, колющ…м предметом, (не)заряже…ое ружье, огороже…ый участок, кова…ый подсвечник, укута…ая в одеяло девочка, краше…ый пол.
Карточка 6.
(Не)Собра…ые грибы, пен…щийся поток, (не)пойма…ая мною рыба, (не)линова…ый лист, избалова…ый ребенок, ране…ый в прошлом году медведь, поле засея…о кукурузой, деньги истраче…ы.
Карточка 7.
Стро…щийся дом, (не)утрамбова…ая площадка, (не)заряже…ое охотником ружье, (не)жда…ый гость, вызволе…ый из беды, ла…щая собака, кваше…ая капуста, замаскирова…ый дом
Карточка 8.
Скач…щие кони, (не)сдела…ая, а только начатая работа, (ни)чем (не)объяснимое явление, краше…ый пол, приглаше…ый в дом гость, щебеч…щие птицы, укута…ая в одеяло девочка