12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Анастасия126
0

Конспект урока обобщения и систематизации знаний по теме «Неопределенная форма глагола»

министерство образования и молодёжной политики республики коми

Государственное профессиональНОЕ образовательное учреждение

«Сыктывкарский гуманитарно-педагогический колледж имени И.А. Куратова
 

Технологическая карта

Урока по русскому языку


 


 

Студентки 531 группы школьного отделения

Драчёвой Анастасии Ильиничны

Место проведения урока: школа №12, класс 4 «а»

Дата проведения урока: 12.03.2019г.

ФИО учителя школы: Анастасия Александровна

ФИО преподавателя-консультанта: Макарова Екатерина Игоревна

Допуск к проведению урока:


 


 

Тема урока: Неопределенная форма глагола

Учебный предмет:

Класс:

Русский язык

4

Цели урока:

Деятельностная: Создать условия для формирования УУД.

Содержательная: Обобщить знания по теме «Неопределенная форма глагола»

Технологии, методы:

Беседа

Основные понятия, термины:

Глагол

Тип урока:

Обобщающий урок

Планируемый результат:

Предметный:

-Умеют ориентироваться в своей системе знаний

-Обобщают знания о глаголе как о части речи

-Выявляют признаки глаголов неопределенной формы

-Умеют распознавать глаголы неопределенной формы в речи

-Умеют ставить вопросы к глаголам неопределенной формы

-Умеют выделять суффиксы в глаголах неопределенной формы

-Умеют ставить глаголы в неопределенную форму

Личностный:

Проявляют интерес к учебному материалу

Развивают умение оценивать свои действия

Развивают умение выполнять задания в соответствии с целью

Метапредметный:

Формулируют учебную задачу урока коллективно (р.);

Самостоятельно определяют границы собственного знания и незнания по теме (р.);

Развивать умения принимать цели и задачи учебной деятельности (р.);

Осуществлять контроль деятельности(р.);

Развивать умения осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной форме (позн.);

Классифицировать по признакам (позн.);

Использовать специальную терминологию при определении части речи (позн.);

Развивать умения слушать и понимать других (к.);

Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами (к.);

Умение работать в сотрудничестве с учителем и классом (к.);

Умеют слышать и слушать своих товарищей (к.)

Организация пространства:

Формы работы по организации деятельности детей:

Фронтальная;

Индивидуальная

Парная

Групповая

Ресурсы:

Мультимедийная презентация.

Учебник

Раздаточный материал


 

Этапы урока

Задачи этапа

Наглядность, оформление доски

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности учащихся

Организационный этап. Мотивация на деятельность

Организовать направленное внимания на начало урока (л.)

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

-Здравствуйте, ребята, присаживайтесь. Меня зовут Анастасия Ильинична, и сегодня я проведу у вас урок русского языка.

-Наш урок я хочу начать с пословицы

«Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»

-Как вы ее понимаете?

-Я надеюсь, что на уроке вы будете активными и внимательными!

На уроке надо трудиться, только тогда мы добьемся результатов.

Актуализация

Учить выражать свои мысли в устной форме (к.)

Формировать умение вести диалог с учителем (к.)

Формировать умение слушать друг друга (к.)

Развивать навык

сознательного

мышления (р.)

Формировать умение активно использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач (к.)

Обобщить знания детей о глаголе (предм)

 

-Ребята, какую тему вы изучали на прошлых уроках?

-Время глагола

-Чему вы научились?

-Какие времена глагола бывают?

-На какой вопрос отвечают глаголы прошедшего времени? Настоящего? Будущего?

-Хорошо, ребята, вы отлично запомнили тему прошлого урока, время переходить к новой.

Мы научились определять время глагола

Прошедшего, настоящего, будущего.

Что делал? Что делает? Что будет делать?

   

Выход на тему

Учить слышать и слушать (к.)

Развивать умение формулировать тему урока (пр.)

Учить ставить учебные задачи (р)

Учить анализировать текст (предм)

Закреплять навык высказывать свои мысли в устной и письменной форме( к)

 

памятка выразительного чтения стихотворения:

Постарайся понять содержание и настроение стихотворения. 
2. Обрати внимание на знаки препинания. 
3. В каждой строке стихотворения определи для себя ключевое слово или словосочетание. 
4. Подумай, где и какая пауза может быть тобой выдержана при чтении.
5. Не забудь: слушают и то, что ты читаешь, и то, как ты читаешь


 

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

Ребята, посмотрите на слайд, на слайде стихотворение Валентина Берестова. Давайте его прочитаем вместе по 1 строчке! Читаем выразительно.

(На слайде памятка выразительного чтения стихотворения:

1. Постарайся понять содержание и настроение стихотворения. 
2. Обрати внимание на знаки препинания. 
3. В каждой строке стихотворения определи для себя ключевое слово или словосочетание. 
4. Подумай, где и какая пауза может быть тобой выдержана при чтении.
5. Не забудь: слушают и то, что ты читаешь, и то, как ты читаешь.)

Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!

-Ребята, о чем это стихотворение?

-Посмотрите еще раз на стихотворение, слов какой части речи в нем больше всего? (На слайде глаголы неопределенной формы подчеркиваю)

-Да, действительно, в стихотворении много глаголов. А что особенного в этих глаголах? Подумайте.

-Вы уже догадались, что мы будем повторять на уроке?

-Какие задачи поставим перед собой?

-Да, задачи нашего урока:

1. Вспомнить, что такое глагол неопределенной формы.

2. Повторить, на какие вопросы отвечает глагол неопределенной формы.

3. Вспомнить, какие суффиксы имеет, и потренироваться их выделять.

4. Закрепить умение отличать глаголы неопределенной формы от других глаголов.

5. Потренироваться самостоятельно ставить глагол в неопределенную форму.

Выполняют задние

О том, что читать полезно.

Глаголов

Они в неопределенной форме

Неопределенную форму глаголов

Вспомнить, что такое глагол неопределенной формы, на какие вопросы отвечает, какие суффиксы имеет.

Обобщение и систематизация знаний

Принимать участие в

общей беседе (к)

Закреплять умение слышать

и понимать других (к)

Закреплять умение

формулировать свои мысли

в устной речи (к)

Закрепить знания о

Глаголах неопределенной формы (пред)

Формировать умение выявлять признаки глаголов в неопределенной форме (пред)

Закреплять умение работать в группе (к)

Закреплять умение воссоздавать деформированный текст (предм)

Закреплять умение самостоятельно контролировать свою деятельность (р)

правила работы в группе:

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

-Действительно, сегодня на уроке мы с вами повторим, что такое глагол в неопределенной форме. Узнаем, кто будет на уроке самым старательным, внимательным.

-Но для начала давайте вспомним, что такое глагол в неопределенной форме, на какие вопросы он отвечает и какие суффиксы имеет.

-Что нам в этом поможет?

-Да, только правило не обычное, пока я шла к вам на урок, слова в правиле перепутались. Вы поможете мне собрать их заново?

-Хорошо, поработаем по колонкам, посмотрим, какая колонка справится с заданием быстрее и качественнее. Но для начала вспомним правила работы в группе:

1. Уважай своего товарища.

2. Умей каждого выслушать.

3. Не согласен – предлагай!

Вам нужно дописать пропущенные слова. Попробуйте воссоздать их самостоятельно, но если не получится, вы можете обратиться к конверту, в нем будут пропущенные слова, вам нужно будет только вставить их в нужное место.

(Правило:

Неопределенная форма – это … форма глагола. Это … форма глагола. Она не указывает ни на …, ни на … глагола.

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы … …? Или … …? Чаще всего они имеют суффикс … или …)

(Слова из конверта: начальная, неизменяемая, время, число, что делать, что сделать, ть, ти)

-Давайте проверим, верно ли мы восстановили правило.

-Где можно посмотреть правило? Как можно себя проверить?

-Действительно, давайте обратимся к учебнику. Откройте его на странице 72.

-Верно ли мы воссоздали правило?

-Давайте еще раз проговорим, что такое глагол неопределенной формы?

-На какие вопросы отвечает глагол неопределенной формы?

-Какие суффиксы глаголы неопределенной формы имеют?

-Да, мы повторили правило по неопределенной форме глагола, а это значит, что в заданиях вы справитесь хорошо!

-Ребята, молодцы, поздравляю колонку, которая быстрее справилась с заданием, а остальным желаю удачи в следующих заданиях.

Правило

Неопределенная форма - это начальная форма глагола. Это неизменяемая форма глагола. Она не указывает ни на время, ни на число глагола. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос что делать? Или что сделать? Чаще всего они имеют суффикс ть или ти.

В учебнике

Да

Это глагол, в начальной, неизменяемой форме.

Что делать, что сделать

Ть, ти.

Применение знаний и умений

Закреплять умение слышать и понимать других (к)

Закреплять умение формулировать свои мысли в устной речи (к);

Развивать умение принимать участие в общей беседе (к);

Развивать умения распознавать глаголы в неопределенной форме и правильно употреблять их в речи (предм.)

Закреплять умение отличать глаголы неопределённой формы от других глаголов по вопросам(предм.)

Содействовать систематизации знаний учащихся о неопределенной форме

глагола (предм.)

Развивать умение выполнять задания в соответствии с целью (л)

Развивать умение работать в сотрудничестве с учителем и классом (к.)

Способствовать самостоятельному определению границ собственного знания и незнания по теме (р.);

Закреплять навык правописания суффиксов в глаголах неопределенной формы (предм.)

Развивать мелкую моторику (предм)

Закреплять умение работать в паре (к)

Формировать умение выполнять действие в соответствии с поставленной целью (р)

 

1 задание

- А теперь, ребята, будете работать индивидуально, у вас на столах лежат листочки, возьмите их, пожалуйста. Сейчас я буду читать вам стихотворение Михаила Матусовского, а ваша задача записать все глаголы в неопределенной форме, которые вы услышите. Помните, вам нужно выписать только глаголы неопределенной формы! Читать я буду по абзацу, один абзац повторю два раза, будьте внимательны!

-Прежде чем начнем, давайте еще раз вспомним, на какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

Желаю удачи.

Стихотворение для задания:

Хорошо ночевать нам в палатке,
Через лес
проходить напрямик.
Знать до тонкостей птичьи повадки,
Понимать их весёлый язык.

Нас приветствуют звонкие птицы,
Шум листвы и журчанье ручья.
Так
шагать по земле и учиться,
До чего интересно, друзья!

Если очень стараться, ребята,
Если очень
хотеть и мечтать,
Мы из школьных кружковцев – юннатов
Можем завтра учёными
стать.

Подчинять человеку природу,
Чтоб земля процветала твоя,
И
трудиться на благо народа
До чего интересно, друзья!

(М. Матусовский)

-Давайте проверим, какие глаголы вы выписали.

-Поднимите руку те, кто не допустил ни одной ошибки.

-Что пожелаем тем, кто допустил ошибки?

2 задание

«Мешок знаний»

-Ребята, а теперь предлагаю вам задание, которое называется «Мешок знаний». Мы с вами при помощи бумаги наполним свой мешок по знанию глаголов неопределенной формы. У каждого из вас на столе лежит кусочек бумаги. Я буду называть вам глагол, а вы по очереди должны будете назвать этот же глагол, только в неопределенной форме. Называя глагол, вы делаете комочек из своего кусочка, а затем кладете его в мой мешочек. Каждый кусочек бумаги - это кусочки наших знаний по теме глагол неопределенной формы. Давайте проверим, сможем ли мы наполнить наш мешочек, а заодно разомнем наши ручки и пальчики, ведь впереди нас ждут письменные задания.

-Пример: я называю глагол готовит, вам нужно поставить его в неопределенную форму, задав вопрос что делать? или что сделать?. Получается готовить, значит вы на мой глагол готовит отвечаете готовить.

Слова для задания:

Держу, молчит, говорит, делает, спит, кидает, сжигает, думает, пишет, держит, звонит, говорит, молчит, поет, жжет, кричит, кушает, составляет, хлопает, танцует, радует, поздравляет, собирает, крепит.

-Ребята, вы большие молодцы, мы вместе с вами собрали полный мешок знаний, а это означает, что вы хорошо владеете знаниями о глаголе.

3 задание

-А теперь хочу проверить, насколько вы внимательны. Я буду называть вам разные глаголы - глаголы будущего, прошедшего, настоящего времени, а также глаголы неопределенной формы.

-Если вы слышите глагол неопределенной формы- хлопайте, если другой глагол- топайте.

Глаголы: стелить, говорить, делает, молчит, пишет, топтать, думает, шепчет, писать, сотворит, предложить.

-Молодцы, вы отлично справились с заданием.

3 задание

-В начале урока мы сказали, на какие вопросы отвечает глагол неопределенной формы. Кто мне напомнит эти вопросы?

-Сейчас я проверю, как вы умеете ставить вопросы к глаголам неопределенной форме.

-У вас на столах лежат в конвертах глаголы, некоторые из них отвечают на вопросы что делать, а некоторые на вопросы что сделать. Вам нужно разделить их на две части. На левую сторону парты поместите глаголы неопределенной формы, которые отвечают на вопросы что делать?, на правую - что сделать?.

-Работать будете в парах. Не забывайте соблюдать правила: Говорим шепотом. Работаем вместе. Приступайте!

Глаголы в конвертах: писать, решать, делать, везти, написать, сделать, решить, привезти.

-Давайте проверим, какие из глаголов отвечают на вопрос что делать? А какие на что сделать?

-Молодцы, вы и с этим заданием справились хорошо.

-А теперь давайте поработаем с учебником. Откройте его на странице 73 и прочтите упражнение под номером 150.

-Откройте свои тетради, напишите число - двенадцатое марта, запишите номер упражнения и приступайте к работе.

-Давайте вместе проверим. Какие глаголы вы подчеркнули?

-Молодцы.

Что делать, что сделать.

Ночевать, проходить, знать, понимать, шагать, учиться, стараться, хотеть, мечтать, стать, подчинять, трудиться.

Быть более внимательными, обратиться еще раз к правилу.

Выполняют задание

Что делать? Что сделать?

Что делать: писать, решать, делать, везти.

Что сделать: написать, сделать, решить, привезти.

Салютовать, цвести, быть, подмести, выйти, греть.

Рефлексия

Учить осознавать значимость пройденного материала (р.)

Формировать умение оценивать общую эффективность собственной работы на уроке (р.)

1. Вспомнить, что такое глагол неопределенной формы.

2. Повторить, на какие вопросы отвечает глагол неопределенной формы.

3. Вспомнить, какие суффиксы имеет, и потренироваться их выделять.

4. Закрепить умение отличать глаголы неопределенной формы от других глаголов.

5. Потренироваться самостоятельно ставить глагол в неопределенную форму.

-Ребята, что мы сегодня делали на уроке?

-Давайте вспомним, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока?

-Все ли задачи мы выполнили?

-Поднимите руку, у кого все получилось на уроке: находить глаголы в неопределенной форме, составлять их, подбирать вопрос, на который они отвечают, выделять суффиксы.

-Поднимите руку, у кого были ошибки.

-Что пожелаем тем, у кого были ошибки?

Спасибо за урок, до свидания!

Мы закрепляли знания о глаголе в неопределенной форме.

1. Вспомнить, что такое глагол неопределенной формы

2. Повторить, на какие вопросы отвечает

3. Вспомнить, какие суффиксы имеет.


 


 


 


 

Еще раз поработать с правилом, поупражняться.


 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.