Конспект индивидуального логопедического занятия «Научи змею шипеть»
Конспект индивидуального логопедического занятия
«Научи змею шипеть»
Тема: Знакомство со звуком [Ш] и буквой Ш.
Цель: научить правильное произносить звук [Ш] и находить букву Ш.
Задачи:
- Вспомнить артикуляционный уклад звука
- Увидеть, как пишется буква Ш
- Научиться определять и правильно произносить звук в начале, середине и в конце слова
- Учить правильно дышать и увидеть букву Ш на листочке
- Учить правильно произносить звук [Ш] в слогах ( прямых и обратных)
- Учить слышать звук и находить букву около змейки в карточках
- Учить составлять предложение со словом, в котором есть звук [Ш]
Критерии: А как мы будем оценивать твою работу? Предлагаю такой вариант.
Если произнесешь правильно звук, найдешь букву, справишься с заданием без моей помощи, то можешь положить в коробочку – красную фишку
Если ты ошибался и выполнял задания с моей помощью, то – зеленую фишку
Если не справился – то белую.
Но я надеюсь, что у тебя белых фишек не будет, и ты справишься с заданиями.
Ход занятия:
Логопед: Здравствуй! Я рада тебя видеть! Как твои дела? Как настроение?
Ребёнок: Здравствуйте, у меня всё хорошо!
Логопед: Садись удобно, спинку не забывай держать прямо. К нам на занятие приползла змея и просит научить ее шипеть. Поможешь?
А какая тема нашего занятия будет – познакомиться со звуком [ш] и научиться находить букву Ш.
Подскажи, какая цель нашего занятия будет – научиться правильно шипеть, чтобы научить змею шипеть.
Чтобы нам достичь цели, нам нужно сделать следующие шаги:
- Вспомнить артикуляционный уклад звука
- Увидеть, как пишется буква
- Научиться правильно произносить этот звук правильно в слогах, в словах
- Научиться составлять предложения со словом, в которых есть звук [ш]. ЭТО ПРОГОВАРИВАЮ Я РЕБЕНКУ
Логопед: Подскажи, пожалуйста, с чего мы обычно начинаем нашу встречу? ( С пальчиковой гимнастики) Правильно, с гимнастики. Повторим ее?
«Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп")
Спать легли (ладошки под щечку).
Молодец! У тебя отлично получилось!
Логопед: Предлагаю начать гимнастику для язычка, чтобы правильно шипеть.
Для этого нам нужно помнить парвила:
- Арт.гимнастику выполняем сидя перед зеркалом.
- Следим за движениями язычка, чтобы они были четкими и неторопливыми.
- Упражнения повторяем по 5 раз, чашечку держим до 7-10 под счет.
Согласен? Чтобы нам было удобнее выполнять гимнастику, можно использовать карточки. (Альбом дошкольника Л.А. Комарова «Автоматизация звука Ш в игровых упражнениях стр. 1-2) Молодец! Ты справился!
Какого цвета фишку возьмешь? Справился без моей подсказки?
Логопед: А вот и наша змейка. Поможем ей добраться до своего домика? (Да) для этого необходимо вспомнить, как шипит змея? Посмотри в зеркало, вспомни про уклад.
Артикуляционный уклад:
- губы немного вытянуты вперед
- зубы немного сближены
- кончик языка поднят к небу, но не касается его, образует щель
- посередине языка идет теплая струя
- боковые края языка прилегают к верхним коренным зубам
Пробуем провести змейку к домику (1-2 раза)
Какого цвета фишку возьмешь?
Логопед: Смотри, к нам приползли еще две змейки. Они тоже хотят с тобой пошипеть. Ты знаешь, что когда становится холодно, то змеи сворачиваются в клубок? А это так. Поможем им свернуться клубочком и пошипеть? (Да)
Не забывай, что дышим через нос, щеки не надуваем.
Артикуляционный уклад:
- губы немного вытянуты вперед
- зубы немного сближены
- кончик языка поднят к небу, но не касается его, образует щель
- посередине языка идет теплая струя
боковые края языка прилегают к верхним коренным зуб
Какого цвета фишку возьмешь? Все получилось с первого раза?
Как думаешь, у нас получилось шипеть как змейки? А почему? Как мы вытягивали губы?
Логопед: Какое время за окном? Правильно зима. А что надевают ребятам на руки и голову, чтобы не замерзли? (рукавицы и шапка)
Все верно! У меня тоже есть рукавичка, но на нее упала снежинка и спрятала букву Ш. Поможешь сдуть снежинку и найти букву? (под снежинкой спрятана буква Ш)
Не забывай, что дышим через нос, щеки не надуваем.
(упражнение «Сдуй снежинку») Молодец! У тебя все получается!
Какого цвета фишку возьмешь? Молодец! Будь внимательным и все получится!
Логопед: Смотри, кто к нам ползет? Еще одна змейка, которая хочет научиться шипеть. Подойдем к змейке, поможем? Ты будешь перешагивать через змею, и проговаривать слоги:
Постарайся не ошибаться, когда будешь произносить звук [ш]. Помни, как правильно вытягивать губы, форма язычка напоминает чашечку. Нам важно научиться сегодня произносить звук [ш] правильно.
-аш-аш-аш - ша-ша-ша
-ош-ош-ош -шо-шо-шо
-уш-уш-уш -шу-шу-шу
-иш-иш-иш -ши-ши-ши
У тебя получилось? Почему? Ты правильно ставил язычок….
Какого цвета фишку ты возьмешь в свою копилку?
Логопед: Около нашей змейки я нашла колокольчик. Поиграем? Я буду говорить разные слоги, а ты звони в колокольчик, если услышишь наш звук [ш]. а еще я предлагаю тебе найти этот слог на карточках, которые лежат около змейки. Ты справишься, если будешь очень внимательным! (внимательно слушать)
- ТА-ША-ЛА-НА
-ПО-РО-ШО-СО
-МЕ-ШЕ-ЧЕ-СЕ
-ШУ-ТУ-ДУ-ВУ
Отлично! Как ты думаешь, почему ты справился? (внимательно слушал) У тебя все получилось!
Бери фишку в свою копилку! Какого цвета фишка? Почему?
Логопед: хочешь поиграть? Предлагаю отгадать загадки. Справишься?
Будь внимателен! Слушай правила игры – перед нами лежат карточки с правильным ответом на загадку. Я читаю загадку, ты говоришь отгадку. Потом ты переворачиваешь карточку, и смотрим правильный ответ. Помни, что если встречается звук [ш]. то ты губы немного вытягиваешь вперед, язык принимает форму чашечки. Готов?
Носит яркий гребешок
Наш веселый ПЕТУШОК
Вот бежит малышка
Серенькая МЫШКА
Зашуршали тихо шины
Это едет к нам МАШИНА
Ура! У нас получилось! Фишка у тебя в копилке? Какого цвета?
Логопед: Ты сказал, что зимой ребятам надевают шапку. У меня тоже есть необычные шапки. Хочешь с ними поиграть? Под каждой шапкой что-то спрятано. Я задаю вопрос: «Что под шапкой?»
Ты поднимаешь шапку и говоришь: «Под шапкой …..»
(картинки под шапку – шуба, шапка, шар, мышь, камыш, ландыш, вишня, кошка, машина). Кроме этого, я попрошу тебя определить, где спрятался звук [ш].
Не забывай правильно ставить язычок, четко произносить звук [ш] в словах. Наша цель сегодня – научиться правильно, произносить звук [ш], научиться находить букву Ш.
А ты помнишь нашу пальчиковую гимнастику, с которой мы начинали занятие? Повторим ее?
«Прогулка»
Раз, два, три, четыре, пять (загибаем пальчики)
Мы во двор пошли гулять
(указательным и средними пальчиками "идем" по столу)
Бабу снежную слепили (катаем ручками "комок")
Птичек крошками кормили ("кормим птичек ")
С горки мы потом катались
(ведём указательным пальцем правой руки по ладони левой руки)
А ещё в снегу валялись
(кладём ладошки на стол то одной стороной, то другой)
Все в снегу домой пришли (отряхиваем ладошки)
Суп поели ("едим суп")
Спать легли (ладошки под щечку).
Молодец! У тебя отлично получилось!
Логопед: Вспомни, пожалуйста, тему нашего занятия? (Тема: Знакомство со звуком [Ш] и буквой Ш)
Вспомни нашу цель?( научить правильное произносить звук [Ш] и находить букву Ш.)
Как ты работал на занятии? Ты смог сам научиться правильно шипеть? А змею научил?
Посчитай, пожалуйста, свои фишки? Какого цвета оказалось больше в твоей копилочке?
Как думаешь, над чем тебе стоит поработать? Какое упражнение было сложно тебе выполнять? Почему? я уверена, если мы еще немного поработаем, то у тебя все получится!
Предлагаю тебе взять этот листочек домой, вместе с родителями выполнить задания!
Спасибо за работу!