Конспект индивидуального логопедического занятия. Тема: Автоматизация звука [р] в обратных слогах.
Конспект индивидуального логопедического занятия.
Тема: Автоматизация звука [р] в обратных слогах.
Задачи:
-закрепить правильное произношение звука [р] в обратных слогах;
- развивать фонематический слух;
- формировать умение выполнять действие согласно инструкции педагога;
- развивать зрительное внимание и память;
- воспитывать самостоятельность, активность, самоконтроль за речью.
Оборудование: картинка лев, картинки-символы для артикуляционной гимнастики, «звуковые дорожки», «слоговые дорожки», профиль артикуляции звука [Р]
Ход занятия.
Орг. момент:
Приветствование ребенка. Представление гостя.
-Посмотри, кто к нам сегодня пришел в гости? Кто это? (ребенок отвечает: лев). Правильно, а покажи, как лев умеет рычать (ребенок показывает, как рычит лев). Наш гость хочет посмотреть, чему ты научилась за это время. Давай ему покажем, какие упражнения ты умеешь делать.
Основной этап:
Артикуляционная гимнастика
Давай потренируем язычок. «Сказка о Весёлом Язычке»
Жил-был Язычок. Проснувшись рано утром, он отправился на прогулку и встретил лягушку.
Подражаем мы лягушкам,
тянем губы прямо к ушкам.
Упр. «Лягушка»
Понаблюдал Язычок за лягушкой и пошёл дальше. Видит, лошадка детей катает.
Сел Язычок на лошадку и тоже поскакал.
Язычком пощёлкай громко-
стук копыт услышишь звонкий.
Упр. «Лошадка»
Спрыгнул Язычок с лошадки и побежал на качелях покачаться.
На качелях я качаюсь
вверх-вниз, вверх-вниз,
я до крыши поднимаюсь,
а потом спускаюсь вниз.
Упр. «Качели»
Слез Язычок с качелей и вдруг увидел грозного сердитого индюка.
Я – индюк «балды-балда».
Разбегайтесь кто куда.
Упр. «Индюк»
Вдруг подул сильный ветер, Язычок испугался и побежал домой к маме.
Упр. «Фокус»
А дома мама испекла блинов с малиновым вареньем. Поел Язычок блинов с вареньем, да все губы испачкал. Надо губы аккуратно облизать.
Ох и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Упр. «Вкусное варенье»
Поел Язычок блинчиков с вареньем и решил чаю выпить.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
Упр. «Чашечка»
Попил Язычок чаю из своей красивой чашки и пошёл спать. А перед сном он пошёл умываться и чистить зубки. Давай и мы с тобой почистим наши верхние зубки.
Зубки нужно чистить дважды:
Каждое утро и вечер каждый
Анализ артикуляции перед зеркалом. Характеристика звука.
- Язычок мы подготовили. Ты молодец! У тебя все замечательно получилось! Посмотри на меня как я его произношу звук [р]. Рассмотрим профиль этого звука.
— Какое положение принимают губы? (губы открыты)
— А зубы? (зубы сближены, но не соприкасаются)
— Как работает кончик языка? (кончик языка поднят к бугорочкам за верхними зубами и вибрирует)
— Где проходит воздушная струя? (воздушная струя идет посередине языка)
— Когда ты произносишь звук [р], есть преграда во рту? (да)
— Значит, какой это звук? (согласный)
— Глухой или звонкий? (звонкий)
— Проверим. Положи руку на горлышко и скажи, что ты чувствуешь? (я чувствую дрожание)
— Какой этот звук еще может быть? (твердый или мягкий)
Развитие фонематического слуха.
- Молодец! Сейчас я буду произносить звуки, а ты, когда услышишь звук [р], то хлопни в ладоши. Договорились?
а) на уровне ряда звуков:
Р Р Н Г Р З Р Р Р В Р Д Р Ж М Р Р Р
б) на уровне ряда слогов:
РА- ЛО-ПО-РУ-МЫ-ОР-ВА-РА-РЫ-КО-РУ-АР
Учитель-логопед: Теперь я буду произносить слова, а ты будешь уже не хлопать, а топать (1 раз).
Арбуз, окно, кефир, комар, небо, ранец, батон, ракета, робот, стакан, крот, топор, дом, пожар.
Произношение звука [р] изолированно с разной громкостью.
Ребенку предлагается завести моторчик: Р-Р-Р-Р-Р, зарычав как лев.
Громко, тихо, шёпотом (вести пальчиком по дорожке и произносить звук)
Автоматизация звука [р] в слогах.
Ребенку предлагается вести пальчиком по дорожке и произносить, соединяя гласные звуки со звуком [р]. АР, ОР, УР, ЫР.
Упражнение «Пальчики здороваются». Ребёнок поочерёдно соединяет все пальцы с большим, произнося слоги: ар, ор, ур, ыр, ир, ер, яр (по 2-3 раза обеими руками).
Проговаривание слогов с выделением голосом ударного слога
АР-ОР-УР, ЫР- ИР-АР, ОР-АР-ИР, ОР-АР-УР. УР-АР-ЫР.
Игра «Доскажи словечко».
Слова: па…, кома…, база…, бобе…, гонча…, кочега…, кондукто…, пожа…, самова….
Итог занятия.
- Занятие подходит к концу. Давай вспомним, какие задания мы сегодня выполняли? Какое задание было для тебя сложным? Какое задание показалось легким? Что тебе запомнилось больше всего? Как ты думаешь льву понравилось, как ты научился произносить звук [р]?
Ольга (учитель-логопед и учитель-дефектолог)