Конспект интегрированного урока по биологии и географии «Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции»

2
0
Материал опубликован 26 October 2021 в группе













Технологическая карта интегрированного урока

(биология и география)

Тема «Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции»

9 класс.











Технологическая карта интегрированного урока (биология и география) с проведением экскурсии на животноводческую ферму.



Предмет

Биология.

Класс

9

Тема

Закономерности изменчивости. Модификационная изменчивость. Норма реакции.

Главная дидактическая цель

Создать условия для осознания и осмысления новой учебной информации

Задачи

Образовательные:

Сформировать знания о модификационной изменчивости, причинах ее проявления, о свойствах модификаций и их закономерностях

Обеспечить практическую и профориентационную направленность учебного процесса

 Определить географическое положение предприятия


Развивающие:

Продолжить формирование общеучебных умений и навыков (работа с текстом учебника, натуральными объектами, умение выделять главное, анализировать получаемую информацию, делать выводы)

Научить школьников вести краткие записи по ходу объяснений экскурсовода, анализировать, сравнивать производительность и условия содержания животных

Воспитательные:

способствовать развитию познавательного интереса учащихся к изучению биологии

способствовать формированию культуры межличностного общения на примере слушать друг друга, оценивать работу друг друга

способствовать развитию личностных качеств (уверенность в своих силах, самостоятельность в преодолении трудностей).



Планируемые результаты

Личностные:

Обучающиеся готовы к восприятию научной картины мира, к саморазвитию и самообразованию

Ответственно относятся к выполнению учебных задач

Демонстрируют коммуникативную компетентность, уважительное отношение к мнению другого человека

Предметные:

Формирование представления о модификационной изменчивости

Выявление свойств модификационной изменчивости

Выявление закономерностей, которым подчиняется модификационная изменчивость

Объяснение роли модификационной изменчивости в практической деятельности людей

Метапредметные:

Ставят учебную задачу под руководством учителя и работают в соответствии с ней

Работают с информацией и преобразуют ее

Тип урока

Урок изучения нового материала и первичного закрепления

Методы обучения

Словесный, репродуктивный, практический

ФОПД

Индивидуальная, фронтальная



Структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся

Организационный момент

Учитель биологии: Приветствует обу­чающихся, просит их проверить готов­ность к уроку.

Осуществляют само­проверку готовности к уроку.


Актуализация

Учитель биологии Задает вопросы (смотри задания для учащихся).


Отвечают на вопросы.

Какую тему изучаем?

Что изучает генетика?

Что такое наследственность?

Что такое изменчивость?

Что такое генотип?

Что такое фенотип?


Мотивация и целеполагание

Учитель биологии: Сегодня мы с вами продолжим разговор об изменчивости. Познакомимся ещё с одним видом изменчивости.

Совместно с учащимися формулирует тему и цели урока.

Формулируют тему и цели урока. Записывают тему в тетрадь.


Первичное усвоение знаний

Учитель биологии : Давайте попробуем дать определение, что такое фенотипическая (модификационная) изменчивость? Помогает учащимся сформулировать определение. Знакомит с понятием модификация.

Какое значение модификационной изменчивости для особи, вида в целом? (Приспособление к условиям среды)

Все ли признаки одинаково зависят от условий среды? Предлагает примеры признаков.

Можно ли их как то классифицировать? (Качественные и количественные).

Какие признаки легче изменить?





Предлагает прочитать примеры модификаций и сформулировать вывод на основе этих примеров.

Даёт определение нормы реакции.

Пределы модификационной изменчивости называют нормой реакции. А чем обусловлены эти пределы? (генотипом)

Норма реакции может быть широкой и узкой. Какой нормой реакции обладают качественные и количественные признаки?





Учитель географии: предлагает подумать как и какие климатические условия могут повлиять на изменчивость организмов.

Выдвигают гипотезы. Формулируют определение. Записывают в тетрадь определение.



Отвечают на вопросы учителя.

На предшествующем экскурсии уроке получают вопросы, ответы на которые они должны получить.









Читают примеры модификаций и формулируют вывод. (Есть пределы модификационной изменчивости).



Отвечают на вопросы.







Отвечают на вопросы.




Какое значение модификационной изменчивости для особи, вида в целом?

Все ли признаки одинаково зависят от условий среды?

Можно ли их как то классифицировать?

Какие признаки легче изменить?









1. Если корову кормить хорошо, она даст много молока, а если ее кормить плохо, молока будет мало (но никогда корова не сможет дать 500л молока в день)
2. Растения, выращенные на плодородной почве с хорошим поливом, дадут более богатый урожай, чем растения, выращенные в засушливых условиях на неплодородных почвах. Однако любое растение вырастает только в пределах определенной нормы (например, томат не может вырасти до 5 м и приносить плоды по 2-3 кг каждый)
3. Степень развития мускулатуры является количественным признаком. Если люди со слаборазвитой мускулатурой начнут усиленно тренироваться в спортивной секции, то у них разовьются мышцы, появится сила и ловкость, однако лишь в пределах своего биологического вида.

Осознание и осмысление учебной информации

Экскурсия на животноводческую ферму.

Учитель биологии: На основе сказанного мы познакомились с некоторыми свойствами модификаций. Давайте продолжим эту работу.

Предлагает совершить экскурсию на животноводческую ферму. Сообщает учащимся о цели мероприятия.

Настраивает на плодотворную работу Знакомит с техникой безопасности и правилами поведения, обращает внимание на то, что в проведении заключительной части экскурсии необходимо подвести итоги увиденного и услышанного.

Готовятся участвовать в мероприятии





Зоотехник: животноводческой фермы знакомит школьников с наименованием предприятия, к какой отрасли промышленности оно относится, какую продукцию производит предприятие, 

Рассказывает о том, в каких условиях содержатся животные, рацион питания, от чего зависят высокие показатели продукции труд работников каких профессий и специальностей используется.

Учитель биологии: Направляет поток вопросов к экскурсоводу в рациональное русло.



Внимательно слушают. Делают записи в тетради.

Выясняют вопросы, возникшие по ходу экскурсии


Закрепление учебного материала

Учитель географии: предлагает определить географическое положение предприятия.

Отвечают на вопрос: Почему предприятие размещено в этом населенном пункте?


Учитель биологии:Организует беседу о практическом значении модификационной изменчивости.

Нужны ли человеку знания, полученные Вами сегодня на уроке? Где человек может их использовать?

Люди, каких профессий чаще пользуются этими знаниями?

Какие выводы по теме урока можно сделать.


Определяют географическое положение предприятия.

Отвечают на вопрос.




Высказывают своё мнение.

Делают вывод:

-норма реакции организма определяется генотипом;

-различные признаки отличаются пределами изменчивости под влиянием внешних условий;

-модификационная изменчивость в естественных условиях носит приспособительный характер.




Домашнее задание

Параграф 3.2 , вопросы. Напоминает учащимся о необходимости в срок, назначенный учителем, подготовить отчет об экскурсии

Записывают домашнее задание.


Рефлексия и подведение итогов

Подводит итог урока.

Рассказывают каких целей достигли.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.