12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Трефилова Раиса Поликарповна117486
Учитель биологии высшей квалификационной категории, педагогический стаж 47 лет, руководитель регионального отделения "Зеленая планета". Отличник народного просвещения. Победитель краевого и национального проекта «Образование»
Россия, Пермский край, Карагай
Материал размещён в группе «Урок биологии»
33

Урок по теме «Модификационная изменчивость»



Урок по теме

«Модификационная изменчивость»

10 класс, УМК В.В.Пасечника

Цель: Изучение характеристик модификационной изменчивости и развитие исследовательских умений учащихся в ходе лабораторной работы "Статистические закономерности модификационной изменчивости".

Задачи:
Общеобразовательные:
• изучить закономерности модификационной изменчивости;

• научить составлять вариационный ряд и график, определять норму реакции признака, приводить примеры модификационной изменчивости и объяснять их;
• закрепить умения работать с бумажными носителями информации и с ЦОР;
Развивающие:
• развивать у обучающихся способности по анализу и обобщению изученного материала, используя ЦОР;
• развивать способности действий по алгоритму, развивать логическое мышление.
Воспитательные: 
• научить воспринимать компьютер как инструмент для обработки информации;
• воспитывать аккуратность в работе, коммуникативные качества при выполнении заданий.

Оборудование:

компьютеры, диск «Электронное издание Биология 6-11 классы», презентация, линейки, ручки, сенполия, словари, листочки с терминами.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: исследовательский, практический, словесный, наглядный.

Демонстрация: примеры модификационной изменчивости на гербарных образцах и натуральных растениях (сенполия).

План-конспект урока:

Оргмомент.

Учитель приветствует учащихся и желает всем успешной работы на уроке!

Для работы открыта презентация к уроку.
Презентация к уроку по теме "Модификационная изменчивость"
PPTX / 805.52 Кб

Повторение изученного материала.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Актуализация знаний. Изучая раздел «Генетика», учащиеся познакомились с различными понятиями, характеризующими этот раздел биологической науки. Повторяем термины. К доске выходят 2 ученика, выбирают листочки с терминами, дают определения этих терминов.

Что изучает генетика?

Определение: Генетика – наука, изучающая закономерности наследственности и изменчивости.

 

Что такое наследственность?

Определение: Свойство организмов передавать наследственные признаки от родителей к потомству.

Передаваемые признаки проявляются у организмов в форме фенотипа и генотипа.

Что называют фенотипом? 

Определение: Совокупность признаков и свойств организма, которые формируются в процессе взаимодействия генотипа с окружающей средой.

Что называют генотипом? 

Определение: Совокупность всех генов одного организма.

Работа по презентации (приложение 1 - титульный слайд):

Посмотрите внимательно на экран и скажите, под какими цифрами обозначены фенотипы? (слайд 2)

Ответы учащихся: 1, 6

Что изображено на других рисунках?

3-5 – генотипы

4 – просто предмет, 2- пейзаж

Молодцы! Справились!

Чтобы перейти к теме урока, предлагаю выполнить задание 2 (слайд 3)- Мотивация учащихся

Определяют математическую закономерность и читают слово «Изменчивость»

Чтобы прочитать слово, вам пришлось использовать закономерность из другой науки.

Ещё раз посмотрите на задание и предположите, с помощью каких закономерностей мы будем изучать изменчивость?

С помощью математических закономерностей.

Подумайте и сформулируйте цель нашего урока.

Формулируют образовательные цели

Верно, всё это мы узнаем на уроке. Скажите, а чему бы вы ещё хотели научиться?

Предполагают, выполнять какие-то задания на компьютере

Компьютер нам поможет применить математические знания и умения при изучении изменчивости как свойства живых организмов.

 

Слайд 4

Что такое изменчивость?

Работаем с литературой.

На столах у некоторых обучающихся словари, а другие находят определение в учебнике.

Разные авторы отражают в определениях различные аспекты данного термина.

Виды изменчивости

Различают изменчивость модификационную (ненаследственную) и мутационную (наследственную).

Сегодня на уроке мы изучаем закономерности модификационной изменчивости.

Модификационная изменчивость – способность организмов изменять фенотип под влиянием условий окружающей среды.

Она не связана с изменениями генотипа и в последующих поколениях не передается по наследству.

Рассказ об опытах французского учёного Г. Боннье с одуванчиками. Он разрезал одно растение одуванчика на две части. Одну часть выращивал на равнине, вторую - высоко в горах.

Предположите, какими могли вырасти одуванчики? Почему?

Находят в словаре, учебнике, затем читают на слайде

Свойство живых организмов приобретать изменения в процессе жизнедеятельности

Процесс, отражающий взаимосвязь организма с внешней средой.

Записывают определение в тетради

Слушают, смотрят слайды презентации.

Ответы:

Первое растение выросло нормальным по высоте, а второе было карликовым. Разные условия среды, разные факторы действовали на растения.

Слайд 5. Виды изменчивости

Изменчивость бывает ненаследственной (модификационной) и наследственной(мутационной)

Слайд 6. Модификационная изменчивость на примере стрелолиста.

.

Делают выводы, рассматривая гербарий и рисунки в презентации.

Слайд 7. Примеры модификационной изменчивости у человека и животных.

(Приложение 2)

Объясняют причину появления изменений.

Слайд 8. Работа по составлению характеристики модификационной изменчивости.

Заполнение учащихся таблицы в тетради. Затем на экран выводится готовая таблица, идёт коррекция записей учащихся и обсуждение характеристик модификационной изменчивости.

Слайд 9. Практическая работа «Статистические закономерности модификационной изменчивости».

Вам предлагается проверить свои знания по терминам и выполнить практическую работу в виртуальной лаборатории, используя знания биологии и математики.

Методические инструкции и этапы выполнения работы имеются в данной программе.

Эта программа выдаст результат, который будет вашей оценкой за работу.

 

Оценка понижается программой, если допущены ошибки или взяты подсказки, поэтому будьте внимательны.

Открывают программу, знакомятся с правилами работы.

Какова цель практической работы?

Высказывают своё мнение. Записывают в тетради.

В качестве объекта исследования взята сенполия или фиалка узамбарская (приложение 3).

Показ горшочка с растением.

Что вам известно об этом растении?

Рассказ о сенполии – сообщение ученицы

Далее нам надо определить объект и предмет исследования

Формулируем гипотезу

(предположение о длине листьев)

Сенполия – объект

Длина её листьев – предмет исследования.

Гипотеза: Предположим, что средняя длина листа составит 5,5 см.

Выполняют работу в программе, исследуя параметры листьев сенполии.

В тетради составляют вариационный ряд, чертят вариационную кривую, вычисляют среднее арифметическое значение длины листа, делают вывод о соответствии реального значения длины листа и гипотезы, о норме реакции. Записывают выводы по работе.

Слайд 10. Выводы по уроку: важные сведения

Обсуждение итогов урока.

Слайд 11. Закрепление знаний

Что такое модификационная изменчивость?

Как составляется вариационный ряд?

Как выглядит вариационная кривая?

Что такое норма реакции признака?

Каково среднее арифметическое значение длины листа сенполии.

Подтвердилась ли гипотеза?

Ответы обучающихся.

Домашнее задание

§ 48, с.163-165, с.166, вопросы 1-3

Рефлексия.

Какие цели вы достигли на уроке? Помогли ли вам математические знания выявить закономерности изменчивости?

Как вы оцените свою активность на уроке?

Спасибо за урок!

Ответы обучающихся.

Слайд 12. Использованные интернет-ресурсы.

 

Источники информации

Каменский А.А., Криксунов Е.А., Пасечник В.В. Биология. Общая биология.10-11 классы:учеб.для общеобразоват. учреждений / 7-е изд., стереотип.-М.:Дрофа, 2011.

https://st03.kakprosto.ru/tumb/680/images/article/2014/6/30/1_53c6629f2731d53c6629f2735a.jpg заяц

http://smotrium.ru/wp-content/uploads/2017/05/may7.jpg капуста

https://uraloved.ru/images/mesta/perm-krai/vishera/zhigalan-1.jpg водопад

http://www.clipartbest.com/cliparts/pi5/6bo/pi56boB4T.png будильник

http://konspekta.net/studopediainfo/baza1/848692878942.files/image102.jpg стрелолист

http://img-0.photosight.ru/edb/6094636_xlarge.jpg стрелолист

https://www.sazhaemsad.ru/catalog/wp-content/gallery/sagittaria/Sagittaria_montevidensis.jpg стрелолист

https://buysellmakeoffer.com/wp-content/uploads/2016/02/2007-04-20Saintpaulia_ionantha04.jpg сенполия

http://nsportal.ru/shkola/biologiya/library/2016/07/27/modifikatsionnaya-izmenchivost-i-eyo-zakonomernosti мой урок по данной теме

https://easyen.ru/load/biologija/10_klass/modifikacionnaja_izmenchivost/123-1-0-55393 мой урок

http://uchitelya.com/biologiya/94064-konspekt-uroka-modifikacionnaya-izmenchivost-10-klass-umk-vv-pasechnik.html мой урок

Приложение 1

 

Приложение 2
Приложение 3
Сенполия (фиалка узамбарская)

 

Опубликовано в группе «Урок биологии»


Комментарии (22)

сменить сортировку
Аладышева Татьяна Петровна, 11.07.18 в 20:44 10Ответить Пожаловаться
Продуман каждый этап урока. Вы, Раиса Поликарповна, использовали самые современные и результативные методы преподнесения учебного материала. Много наглядности, что позволяет добиться высокой заинтересованности обучающихся. Вашим ученикам повезло, что у них такой высокопрофессиональный преподаватель.
Трефилова Раиса Поликарповна, 11.07.18 в 21:08 9Ответить Пожаловаться
Татьяна Петровна, большое спасибо за добрые слова и оценку материала!
Евгений Алексеевич, 21.07.18 в 21:55 7Ответить Пожаловаться
Раиса Поликарповна! С вниманием прочитал Ваш урок, приятное впечатление. Спасибо!!!
Трефилова Раиса Поликарповна, 21.07.18 в 22:13 9Ответить Пожаловаться
Благодарю Вас, Евгений Алексеевич, за позитивный отзыв!
Селиванова Галина Геннадьевна, 27.07.18 в 19:40 7Ответить Пожаловаться
Хороший урок, Раиса Поликарповна! Задачи выполнены, этапы продуманы.
Трефилова Раиса Поликарповна, 27.07.18 в 21:07 10Ответить Пожаловаться
Галина Геннадьевна, большое спасибо за оценку урока!
Горбачёва Марина Юрьевна, 28.07.18 в 07:07 10Ответить Пожаловаться
Благодарю за качественный ресурс,Раиса Поликарповна! Всё ясно,чётко и до мелочей продумано!
Трефилова Раиса Поликарповна, 06.08.18 в 22:56 7Ответить Пожаловаться
Спасибо, Марина Юрьевна!
Фоминова Елена Владимировна, 14.08.18 в 21:53 7Ответить Пожаловаться
Раиса Поликарповна, огромное спасибо за хороший урок.
Трефилова Раиса Поликарповна, 14.08.18 в 22:30 8Ответить Пожаловаться
Спасибо, Елена Владимировна, за оценку урока!
показать еще Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.