12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кошеленко Елена Валентиновна78
Учитель начальных классов
Россия, Крым респ., Ялта
5

Конспект интегрированного урока по изобразительному искусству в 4 классе Тема: «Страна восходящего солнца. Японская живопись. Рисование по флизелину»



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Ялтинская начальная школа №13» МО ГО Ялты






Использование современных образовательных технологий (игровой, ИКТ технологии, технологии творческого сотрудничества, технологии эмоционального погружения, гуманитарной технологии, личностно-ориентированное обучение) на уроке литературное чтение в 4 классе с учётом требований ФГОС



Конспект интегрированного урока

по изобразительному искусству в 4 классе


Тема: «Страна восходящего солнца.

Японская живопись. Рисование по флизелину»

t1642978312aa.jpgt1642978312ab.jpg





Подготовила

учитель высшей категории

Кошеленко Елена Валентинновна





ЯЛТА 2020

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ


ТЕМА: СТРАНА ВОСХОДЯЩЕГО СОЛНЦА. ЯПОНСКАЯ ЖИВОПИСЬ.

РИСОВАНИЕ ПО ФЛИЗЕЛИНУ.

Изобразительное искусство. 4 класс.

Программа и УМК  Б.М Неменского «Школа России».


Цель: создать условия для обобщения знаний об отличительных особенностях искусства Японии.

Задачи урока:

Обучающие: расширить представление учащихся о художественной культуре Японии; познакомить с известными художниками Японии, с живописью - суримоно, познакомить с техникой работы по флизелину, познакомить с характерными признаками национальной одежды, предметами быта, с японской поэзией, с японской письменностью. Выявить особенности японской живописи, графических рисунков, способствовать закреплению полученных знаний; дать представление об образной и смысловой стороне японской пейзажной живописи, научить рисовать по флезилину.

 Развивающие: развивать творческие способности, художественный вкус, фантазию; навыки выразительного использования формы, линии, пятна, цвета, композиции при выполнении заданий, формировать умение чувствовать, видеть прекрасное в окружающем мире. умение применять полученные знания, умения навыки на практике (в художественно-творческой деятельности).

Воспитательные: вызвать у ребят интерес к искусству Японии, воспитывать духовно-нравственно учащихся через уважительное отношение к культуре других народов, к творчеству (своему и других людей); норм поведения при фронтальной и индивидуальной работе, включить каждого ученика в деятельность и создать благоприятную атмосферу на уроке, воспитывать чувства дружбы и уважения к разным национальностям, всесторонне развивать детей.

УУД.

Предметные: расширяют свои представления о культуре Япония; получают возможность продолжить учиться, организовывать свое рабочее место ,использовать художественные материалы; усваивают суть понятий «образ», «кимоно», «танка», «хокку».

Метапредметные: понимают учебную задачу урока, отвечают на вопросы, обобщают собственные представления, оценивают свои достижения.

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со сверстниками в рабочей ситуации ,отзывчивы к красоте образа цветущей вишни в Японском искусстве.

Тип урока: интегрированный (изобразительное искусство, литература, окружающий мир).

Вид деятельности: изображение на плоскости, творческое рисование.

Оборудование учителя: ноутбук, экран, рисунки, презентация к уроку «Образ художественной культуры Японии», национальные костюмы (кимоно, фундоси), альбом Искусство Японии, образцы работы по флизелину, репродукции, музыкальное оформление «Музыка востока», репродукции: японские иероглифы, самурайский меч (катана).

Оборудование для детей: акварельные краски, кисточки, альбомный лист, баночка, флизелин.





ХОД УРОКА


Организационный момент (проверка готовности детей к уроку). Приветствие по-японски:

До дзо ёросику. Охаё: годзаимасу.

Сообщение темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы с вами совершим небольшое путешествие и отправимся в загадочную и малооткрытую страну востока. Какую? Посмотрите видеоролик и назовите страну. (Япония)

Вступительная беседа (восприятие).

Япония является одним из древнейших государств в Восточной Азии. Территория Японии состоит из цепи островов, омываемых Тихим океаном, Японским, Охотским и Восточно-Китайским морями.

Японская культура во многих отношениях уникальна и удивительна и принадлежит к старейшим культурам человечества. Япония до сих пор является страной со множеством интересных традиций, вещей. Здесь изумительная вежливость уживается со смелостью, отвагой и готовностью к самопожертвованию.

Одним из достояний Японии являются архитектурные сооружения – это пятиярусные и двухъярусные ПАГОДЫ. В нынешние времена японцы строят разноярусные сооружения. Первоначально пагоды строились для монастырей и храмов. В последствии пагоды стали домами для японцев.

Неотъемлемая принадлежность японского дома, храма – пейзажный сад. Сад – один из самых значительных компонентов японского храма. В японском саду строится все по науке ФЭН-ШУЙ., т.е. каждое растение занимает единственное глубоко продуманное место. Характерные черты японского сада – это свободная композиция. Сад похож на маленький уголок природы; никакой геометричности и симметричности; гармония человека с природой. Сад является местом, где мысль витает за пределами бытия. Передача большого в малом, обожествление природы.

Самой большой драгоценностью является посуда, специально сделанная для церемонии ЧАЕПИТИЯ. В Японию чай завезли из Китая. В Китае чай ценили как лекарственное растение, снимающее усталость, депрессию. А в Японии чаепитие закрепилось как культовый ритуал.

А кто знает, кто такие самураи? (это японские воины).

В самурайских кругах существовали игры, которые носили название «чайное соревнование». Чай привозился из разных мест. Выпивая чашку чая, участники должны были определить его родину. С тех пор чай полюбился японцам, чаепитие вошло в обычай (показ самурайского костюма и самурайского меча КАТАНА).

Живопись в Японии начинает активно развиваться в 11-12 веках. С появлением поэтических трехстиший ХАЙКУ и японских пятистиший ТАНКА стала развиваться японская живопись ЯМАТО-Э. Послушайте хайку японского поэта ЁСЫ БУСОНА (чтение стихотворений ребенком в японском костюме рейфуну).

Возвращаются гуси

поздно ночью, когда над полями

блуждает меж туч луна…


Заливное поле.

Вишни в воду роняют цветы –

Луна и звезды…


Со свечою в руке

Человек гуляет по саду –

Провожает осень…


В японских стихотворениях вы не найдете рифм. Стихи загадочные и непредсказуемые.

В самурайских кругах ЯМАТО-Э – это живопись водяными красками. С помощью этой живописи украшают висячие ширмы БЕБУ, употреблялось при росписи вееров, священных текстов, небольших картин. Но главным ее назначением было иллюстрирование художественной прозы – романов, дневников, заметок.

Чаще всего в живописи Японии присутствовало 2 жанра: пейзаж и портрет.

Наиболее известным художником Японии является: КАТАГАВА УТАМАРО, который обогатил японскую палитру. Он воспевал женскую красоту (показ репродукций). Утамаро писал женщин хрупких, печальных и веселых, нежных. Он рисовал и священное японское дерево – японскую вишню САКУРУ.

Известным художником является и КАЦУСИКА ХОКУСАЙ, он оставил огромное количество произведений СУРИМОНО – охватывает почти все жанры японской живописи: изображение фигур и животных, птиц и цветов, деревьев и ветвей, пейзаж.

Картины Хокусая наполнены небывалой глубиной, воздушностью, легкостью, и в то же время напряженностью и мощью. Бархатистые цвета, не смешиваясь переходят один в другой (показ репродукций художника).

IY. Педагогический показ.


t1642978312aa.jpg




t1642978312ab.jpg

Располагаем флизелин по вертикали. Флизелин – тонкий и легкий материал, хорошо впитывающий воду. Акварельными красками наносим лаконичные ахроматические мазки - черным цветом пишем по белому флизелину, белым – по черному. Легко наносим рисунок кисточкой, без карандашного наброска. Задний план – горизонт. Это горы, скалы, море. Небо зимнее, холодное; прозрачное, голубое; серое печальное. Можно нарисовать японскую вишню – сакуру, бамбук, сандал, иву. Многие деревья в Японии похожи по строению на деревья нашего региона (хурма, сосна, ива и т.д.). Дерево можно расположить на переднем плане.


Под влиянием ветра форма дерева может измениться.

И, главное, иероглифы в японских картинах пишутся по вертикали. В помощь я вам раздам иероглифы. Можете выбрать несколько иероглифов или один. При написании иероглифов берем меньше воды, больше краски для насыщенности. Можно добавить слегка желтого, голубого, коричневого. Но наносить краску легкими мазками.


Y. Практическая часть.

Релаксационная физкультминутка.

Ученики выполняют работу под японскую музыку.

YI. Выставка лучших работ. Анализ работ.

YII. Итог урока. Рефлексия.

Как называются японские дома, храмы? (пагоды)

Кто такие самураи? (воины)

Какие самурайские игры, связанные с традицией чаепития, проводятся в Японии?

Каких японских художников вы запомнили? (Утамаро Катагава, Кацусика Хокусай)

Что такое танка и хайку?

Как называется японская вишня?

Оцените цветными карточками свою работу на уроке.

YIII. Организованное окончание урока.

- Саёнара (До свидания).



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.