Конспект урока по изобразительному искусству «Страна восходящего солнца» (4 класс)
Конспект урока по изобразительному искусству
В 4-м классе на тему «Страна восходящего солнца. Япония»
Учитель Игнатенко Олеся Сергеевна
Цель урока: Познакомить учеников с традиционным японским костюмом.
Задача урока:
Обучающая: Нарисовать традиционный японский наряд
Развивающая : расширение кругозора
Оборудование :
- Зрительный ряд Презентация на тему
- Музыкальный ряд Японская классическая музыка- Tohno
- Литературный ряд Стихи
Художественные материалы : Акварель, банка, кисти , карандаши , ластик, альбом ,тряпочка.
План урока:
Организационный момент.
Организация настроя на урок
Объяснение темы урока
Выполнение практической работы
Итоги урока, обсуждение
1. Оргмомент, готовность к уроку.
Учитель: Ребята, сегодня мы узнаем о удивительной и загадочной стране. Ее очень часто называют страной восходящего солнца. Вы, наверное, догадались, что это за страна?
Ученик: Япония. (Слайд 2)
1. Япония – островное государство. Острова находятся в Тихом океане. Жители этого государства первыми встречают лучи восходящего Солнца. Японцы называют Японию – «Ниппон», что означает «Страна восходящего Солнца». Покровительница государства в древне-японской мифологии – Богиня Солнца Аматерасу.
2. Вулкан Фудзияма, священное место для японцев. Столица – город Токио, здесь 8 миллион. жителей. В Японии две религии: синтоизм и буддизм. (Слайд 3)
3. В Японии существуют определенные правила жестикуляции, и чем сдержаннее человек, тем больше уважения он вызывает, поэтому похлопывание по плечу и хватание за руку в Японии не вызывает радости.
4. Ни одна страна в мире не может сравниться с Японией по числу Государственных праздников – их в Японии 15. Например: 5 мая – День детей. В этот день дома украшают бумажными цветными куклами. 11 февраля – день освоения государства. Пожалуй, только в Японии существуют праздники цветов и деревьев. Особо почитаемым до сих пор остается праздник цветения сакуры (вишни). (Слайд 4)
5. В Японии популярны бейсбол, футбол, некоторые виды боевых искусств (дзюдо, карате). Основой японской кухни является рис, рыба, особое место занимает японская чайная церемония. (Слайд5)
6. Япония играет ведущую роль в мировой политике, является лидером в области автомобилестроения, вагоностроения и электронной промышленности.
7. Основную одежду, как мужчин, так и женщин этой страны составляет свободная накидка, подвязанная широким поясом – оби. Данный вид накидки называется кимоно, что означает «Вещь для носки». К кимоно относилось раньше все – от короткого халата до самого изысканного туалета. Кимоно тщательно подбирали в соответствии со временем года или определенного события.
8. На прошлом уроке мы говорили о Японии как о стране, а сегодня поговорим о убранстве и нарядах этой страны, для закрепления ответим на вопросы.
Вопросы:
1. Почему Японию называют страной восходящего солнца?
2. Как называется столица Китая ?
3. Как называется святое месть вулкан в Японии?
2. Презентация:
Женское кимоно (6 слайд)
Обычно под кимоно подразумевается основной вид
наплечной одежды, представляющей собой длинный халат без застежек, запахивающийся направо.(2 слайд)
Мужское кимоно (7 слайд)
Роскошные ткани, идущие на женские кимоно, нередко расписываются вручную, ткутся и окрашиваются с использованием традиционных японских способов. По узору можно определить сезон его носки, например, рисунок с бабочками или вишнёвым цветом будет носиться весной, водные рисунки обычны для лета, листья японского клёна — популярный осенний мотив, а для зимы подходит расцветка с соснами и бамбуком. (8 слайд)
Шили кимоно из четырех прямоугольных кусков ткани, которые сшивались сзади по линии позвоночника, а также по бокам. Рукава женского кимоно очень широкие – до 150 см.
Отверстия для кистей рук делаются не во всю ширину, рукава, образуя мешок, сшиваются внизу и по переднему обрезу. В рукавах прятали веера, носовые платки, косметику. (9 слайд)
Подвязывали кимоно поясом «оби», который представлял собой ленту длиной до 4м и изготавливался из шелка. Ленту туго завязывали за спиной и укладывали в форме банта, который дополнительно фиксировался для жесткости специальной бумагой. (10 слайд)
ФУРИСОДЭ — традиционный японский наряд незамужних девушек (и невест), кимоно с длинными рукавами . (11 слайд)
ТОМЭСОДЭ - тип кимоно для замужних женщин. Отличается от фурисодэ укороченным рукавом, рисунок идёт только по подолу ниже оби, не затрагивая рукава; на томэсодэ обязательно должны присутствовать гербы. ( 12 слайд)
Начиная с 17 века и позднее, японцы носили тростниковые или кожаные сандалии с ремешками - ДЗОРИ и деревянные башмаки – ГЭТА .Такую обувь удобно снимать при входе и одевать при выходе. Дзори и теперь носят с парадным кимоно, а гэта – с юката (легкое летнее кимоно).Узкие перекладины на подошве гэта часто высокие, чтобы не пачкать ноги. (13 слайд)
В конце 17 века мода требовала ношения 30-см высоты таких перекладин. В такой обуви передвигаться было практически невозможно. ( 14 слайд)
Мужской костюм выглядел более строго. Он изготавливался из темных однотонных тканей. Украшали его неширокой вышивкой.
Торжественная мужская одежда представляет собой черное шелковое кимоно. Оно короче женского и допускает большую свободу в движениях.
Никаких украшений не предусмотрено, кроме вышитого белого фамильного герба (МОН) ( 15 слайд)
Женские прически были довольно сложными. Для устойчивости в высокую прическу подкладывали валики. Для того, чтобы волосы держали форму и блестели, их покрывали маслом или воском. Украшались прически шпильками, гребнями, цветами.
Гребни и шпильки изготавливались из панциря черепахи или слоновой кости. (16 слайд)
Веера, обычно из бамбука, оклеенного раскрашенной бумагой, являлись традиционной принадлежностью туалета мужчины и женщины.
Одежда и внешность определялась строгими правилами этикета. Знатные женщины тратили много времени, чтобы выглядеть достойно. В позднем средневековье установился эталон «японской красавицы». ( 17 слайд)
японский национальный мужской аксессуар «катана» (18 слайд)
Лицо должно было быть плоским, а его овал — удлиненным. Красивыми считались раскосые глаза с узкими и высокими бровями. Рот должен был быть маленьким и походить на небольшой красный цветок. Кожа женщины должна была быть белой как снег, потому японки издавна белили лицо и другие выступающие из-под кимоно части тела. (19 слайд)
3. Практическая работа
5. Сегодня мы дорисуем наши картины, добавив гейшу м дерево сакуры.
7. Самостоятельная работа.
4. Подведение итогов и рефлексия
Учитель: Ребята, что понравилось сегодня на уроке?
– Что было трудного в выполнении рисунка? (Ответы уч-ся).
Учитель: В знак благодарности вашему учителю и близким людям – маме, папе, сестре, бабушке – приготовьте веточку сакуры. Я думаю, им будет приятно в зимний морозный день ощутить цветущую сакуру весной.