Конспект урока изобразительного искусства в 4 классе по теме «Рисование с натуры. Фрукты»
Конспект урока по теме: Рисование с натуры. Фрукты.
Цель: формирование изобразительных навыков в технике акварели;
выполнить творческую работу по теме «Рисование с натуры. Фрукты» в технике акварели.
Задачи:
Обучающие:
- учить выполнять изображения с натуры;
- учить различать оттенки красок, смешивать краски;
- познакомить с понятием «композиция»;
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изобразительному искусству, аккуратность.
Развивающие:
- развивать умения анализировать пропорции, форму, цветовую окраску предметов
- развивать творчество, фантазию, воображение
Оборудование: муляжи фруктов, геометрические фигуры, репродукция картины русского художника И.И.Машкова «Фрукты на блюде», демонстрационные карты, образец педагогического рисунка
Планируемые результаты:
Предметные: различают оттенки красок; имеют простейшие представления о понятии «композиция»; умеют анализировать форму предмета, применять цвет для достижения своего замысла; овладевают необходимыми приемами работы с акварельными красками, кистью.
Метапредметные: овладевают способностью понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; организовывать рабочее место.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях; стремятся к овладению приемами творческого самовыражения.
Сценарий урока
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Методическое обоснование |
|
Организационный момент (3 мин) |
Приветствие учащихся. - Вот опять звенит звонок, Начинается урок! Проверка готовности к уроку. - Прежде чем начать урок, проверим, все ли у вас готово к уроку? - Ребята, о каком времени года говорили на уроке? - Ребята, а вы любите получать подарки? Вот сегодня на урок нам осень отправила подарок. Кто знает, что может быть в этой коробке? |
Дети настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. Фронтальная работа, устный опрос, диалог. |
|
Введение в тему урока (5 мин) |
-Чтобы узнать, нужно отгадать загадки: Кто отгадал, находит его в коробке. 1.Круглое, румяное, Я расту на ветке: Любят меня взрослые И маленькие детки.(Яблоко) 2.Фрукт похож на неваляшку, Носит желтую рубашку. Тишину в саду нарушив, С дерева упала... (груша)
3.Желтый цитрусовый плод В странах солнечных растет. А на вкус кислейший он. Как зовут его? (Лимон)
4.Этот фрукт в рубашке яркой Любит, чтобы было жарко. Не растет среди осин Круглый рыжий... (апельсин)
5.Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран. Высоко растет... (банан)
Ну а это угадать Близнецы на тонкой ветке, Как назовем одним словом- Что отправила нам осень? ( фрукты) Что знаете о фруктах? - Ребята, кто знает, что же мы все- таки будем рисовать? - Правильно. Мы с вами будем сегодня рисовать фрукты. - Как называют человека, который рисует или пишет картины? (художник) Мы сегодня тоже будем художниками. - Перед тем, как начать рисовать, давайте мы с вами посмотрим, узнаем как же художники изображают фрукты на своих картинах. |
Внимательно слушают учителя.
Отгадывают загадки, рассматривают фрукты.
|
Фронтальная работа, устный опрос, диалог. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы |
|
Основная часть (7 мин) |
- Посмотрите внимательно на картину Ильи Ивановича Машкова «Фрукты на блюде». Что вы можете сказать об этой картине? Что на ней изображено? Какие фрукты изображены? - Обратите внимание, что изображение целиком заполняет картинную плоскость. Мы видим угол стола покрытого белой скатертью, на нем лежат фрукты. Ярко-оранжевый апельсин образует центр композиции, он выделяется своими размерами, формой, цветом, тоном, особенно на фоне окружающих его темных, сине-фиолетовых слив. Построение композиции фруктов очень своеобразно: изображение как бы расходится кругами от центра: кольцо слив, за ним – кольцо белого блюда и, наконец, кольцо разноцветных, бархатистых персиков. - Ребята, сегодня мы с вами будем учиться рисовать фрукты с натуры: яблоко и грушу. На доске учитель вывешивает геометрические фигуры: круг, треугольник. Назовите эти фигуры. - для чего я повесила эти фигуры? давайте соотнесем эти фигуры с фруктами - Какую форму имеет яблоко? - Груша имеет такую же форму, что и яблоко? А какую? Посмотрите, как она сужается вверху. - Посмотрите на яблоко, какого оно цвета? - А какого цвета груша? - Но желтый цвет может быть разных оттенков: ярким, насыщенным, густым, светлым, бледным. - Какой цвет мы выберем для нашей груши? - А для лимона? - Посмотрите внимательно, что еще есть у каждого фрукта? - Какого цвета веточки? |
Рассматривают и описывают репродукции картин, отвечают на вопросы.
Анализируют, сравнивают форму, размер и цвет фруктов. Высказывают свои предположения. Обсуждают. Приходят к верному ответу на поставленный учителем вопрос.
|
Беседа с целью описания изображенных в произведениях живописи фруктов. Фронтальная работа, устный опрос.
Фронтальная работа, устный опрос, диалог. Анализ формы изображаемых предметов. Изучение цвета предметов. |
|
Физминутка (2 мин) |
Дети выполняют движения, |
|||
Основная часть (5 мин) |
- Теперь зная форму и цвет фруктов, можно приступить к выполнению рисунка. Но сначала посмотрите внимательно на образец того, что у вас должно получиться. - Кто мне скажет, какие материалы были использованы для выполнения этой работы? - Верно. Мы будем с вами использовать акварельные краски. Учитель объясняет последовательность выполнения работы и показывает на образце. 1. Подумайте, как вы разместите фрукты на листе бумаги. Разделите лист на 2 части горизонтальной чертой. Нижняя часть это плоскость стола. Посмотрите , как изображены предметы, определите, верно ли такое расположение ( На листе) 2. Построение формы предметов: - обозначим форму яблока– круг,( Кто затрудняется нарисовать круг- возьмите шаблоны и обведите круг), прорисуем детали. груша – треугольник, 3. Заливка контура цветом: раскрашиваем фрукты в основные цвета. Груша – светло-желтого цвета. Для получения такого оттенка желтую краску наносим на палитру и разводим ее водой. Также хорошо подумайте как раскрасить другие фрукты. 4.Прорисовывание деталей: прорисовываем каждый фрукт более детально. В рисунок каждого фрукта можно внести оттенки другого цвета как на макете. Затем тонкой кисточкой рисуем мелкие детали: веточки, листочки. - Я вам в помощь приготовила демонстрационные карты с поэтапным рисованием фруктов. Посмотрите на них внимательно. - Ребята, всем понятно, что мы должны с вами сегодня сделать? |
Рассматривают и анализируют образец педагогического рисунка, слушают внимательно объяснение учителя, наблюдают за действиями. Обсуждают последовательность выполнения работы и наблюдают за приемами работы , демонстрируемыми учителем. |
Анализ педагогического рисунка, Объяснение и демонстрация приемов работы над рисунком. |
|
Творческая практическая работа (16 мин) |
- Учитель контролирует процесс выполнения работы обучающимися. |
Самостоятельно выполняют творческую работу |
Композиционные поиски Индивидуальная работа Использование аудио материалов |
|
Итог урока. Рефлексия. (2 мин) |
- Посмотрите, как многие из вас смогли точно передать цвет фруктов и их форму. Яблочки – румяные, груши – сочные. Так и съел бы их! Молодцы! - У кого и что получилось наиболее удачно? - В чем возникло затруднение? - Урок окончен. |
Рассматривают работы, оценивают их;
Уборка рабочего места |
Выставка работ обучающихся |
Конспект урока по теме: Рисование с натуры. Фрукты.
Тип урока: смешанный урок
Цель: формирование изобразительных навыков в технике акварели;
выполнить творческую работу по теме «Рисование с натуры. Фрукты» в технике акварели.
Задачи:
Обучающие:
- учить выполнять изображения с натуры;
- учить различать оттенки красок, смешивать краски;
- познакомить с понятием «композиция»;
- овладевать образным языком изобразительного искусства по средствам формирования художественных знаний, умений и навыков при работе с живописным материалом
Воспитательные:
- воспитывать интерес к изобразительному искусству
- воспитывать доброжелательность
- воспитывать эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства
- воспитывать аккуратность, уважение к труду.
Развивающие:
- развивать умения анализировать пропорции, очертания предметов
- развивать умение анализировать форму, цветовую окраску предметов
- развивать творчество, фантазию, воображение
- формировать художественно-творческую активность
- развивать художественный вкус
- развивать у обучающихся изобразительные способности
- развивать пространственное, перспективное мышление
Зрительный ряд: репродукции картин русских художников (И.И.Машков «Фрукты на блюде», И.Е.Репин «Яблоки и листья»), демонстрационные карты, образец педагогического рисунка
Музыкальный ряд: Фредерик Шопен – «Осенняя мелодия», «Осенняя прогулка».
Литературный ряд: загадки о фруктах, стихотворение «Художник»Материалы и инструменты: бумага для акварели, простой карандаш, палитра, кисти, акварельные краски, баночка с водой
Оборудование: компьютер, проектор, мультимедийная доска, колонки, презентация, муляжи фруктов, геометрические фигуры, образец педагогического рисунка
Словарная работа: композиция
Планируемые результаты:
Предметные: различают оттенки красок; имеют простейшие представления о понятии «композиция»; умеют анализировать форму предмета, применять цвет для достижения своего замысла; активно овладевают необходимыми приемами работы с акварельными красками, кистью.
Метапредметные: овладевают способностью понимать учебную задачу урока; отвечать на вопросы; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; организовывать рабочее место.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных ситуациях; стремятся к овладению приемами творческого самовыражения.
Карта урока
Этапы урока и время |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Методическое обоснование |
Организационный момент (3 мин) |
Приветствие учащихся. Проверка готовности учеников к уроку. Чтение стихотворения |
Дети настраиваются на урок, проверяют свою готовность к уроку Слушают учителя, обсуждают прочитанное стихотворение |
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка обучающихся к усвоению изучаемого материала. |
Введение в тему урока (5 мин) |
Вступление. Загадки (см. приложение) |
Внимательно слушают учителя. Отвечают на вопросы учителя, рассуждают. Отгадывают загадки, рассматривают фрукты. |
Фронтальная работа, устный опрос, диалог. Словесно-иллюстративный рассказ с элементами беседы |
Основная часть ( 7 мин) |
Анализ репродукций |
Сравнивают репродукции, находят общее и различное. Слушают, участвуют в обсуждении; учатся задавать уточняющие вопросы. Анализируют, сравнивают форму, размер и цвет фруктов. Высказывают свои предположения. Обсуждают. Приходят к верному ответу на поставленный учителем вопрос. Рассматривают фрукты, отвечают на вопросы, составляют вопросы для получения необходимых сведений. |
Беседа с целью описания изображенных в произведениях живописи фруктов. Фронтальная работа, устный опрос. |
Физ. минутка ( 2 минуты) |
См. приложение |
Выполняют упражнения вместе с учителем. |
|
Основная часть ( 5 мин) |
Объяснение последовательности выполнения работы и показ на образце |
Рассматривают и анализируют образец педагогического рисунка, слушают внимательно объяснение учителя, наблюдают за действиями. Обсуждают последовательность выполнения работы и наблюдают за приемами работы , демонстрируемыми учителем. |
Коллективное рассматривание Анализ педагогического рисунка, Объяснение и демонстрация приемов работы над рисунком. |
Творческая практическая работа обучающихся (16 мин) |
Контроль процесса выполнения работы обучающимися (во время работы звучит музыка) |
Творческое выполнение самостоятельной работы |
Творческая работа. Композиционные поиски Индивидуальная работа Использование аудио материалов |
Итог урока. Рефлексия (2 минуты) |
Обобщение темы урока. Анализ работ. |
Рассматривают работы, оценивают их; |
Самооценка работ учащимися, коллективная работа |