Конспект интегрированного занятия по безопасности в подготовительной к школе группе
Участники: дети подготовительных групп №7 и 8, воспитатели.
Идея сценария на основе сказки Э.Успенского. Шапокляк приходит с секретным заданием: проникнуть в Дом Дружбы.
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно-исследовательская, продуктивная, музыкально – художественная.
Предварительная работа:
-Рассматривание ситуативных картинок: «Незнакомый взрослый звонит в дверь», «Незнакомый взрослый звонит по телефону», «Незнакомый взрослый предлагает ребенку конфету», «Незнакомый взрослый предлагает ребенку покататься на машине»;
-Чтение сказок : А.Толстой «Золотой ключик»,Э.Успенский «Крокодил Гена и его друзья», русские народные сказки «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка», «Жихарка». Беседа по каждой сказке.
- Прослушивание музыкальных композиций: «Песня волка» из сказки «Красная шапочка»; «Песня кота Базилио и лисы Алисы» из сказки «Приключения Буратино»; «Песня козы» из сказки «Волк и семеро козлят»; «Песня про колобка»; «Мама – первое слово» из сказки «Волк и семеро козлят»; «Песня волка и козлят».
Цель: Формирование модели правильного поведения в различных опасных ситуациях при встрече с незнакомыми людьми.
Задачи:
- Формировать опыт социального взаимодействия; приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам.
- Развивать диалогическую и монологическую формы речи; обогащать и активизировать словарь: незнакомец, опасная ситуация, добрые и злые намерения.
- Способствовать воспитанию ответственного отношения к своей жизни, развитию осторожности, внимания, смекалки.
Демонстрационный материал:
Ситуативные картинки для обсуждения («Незнакомый взрослый звонит в дверь», «Незнакомый взрослый звонит по телефону», «Незнакомый взрослый предлагает ребенку конфету», «Незнакомый взрослый предлагает ребенку покататься на машине»);
Иллюстрации к сказкам «Золотой ключик», «Волк и семеро козлят», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Красная шапочка».
Оборудование и материалы:
- Цветные карандаши;
- Листы формата А2;
- Ноутбук (для воспроизведения музыкальных композиций)
- Мягкие модули для конструирования с буквами, для составления названия «Дом Дружбы»,
- бутафорский тортик для Шапокляк.
Музыкальный материал: песня на выход Шапокляк, отрывок для строительства «Ручеёк» (автор И.Смирнова), фон для выбора пароля «Бабочка» (автор. И.Смирнова)
Используемая литература:
«Правила поведения в опасных ситуациях» О. В. Соколова;
«Правила безопасности поведения» Е. Соколова;
«Физкультминутки» С. А. Левина;
«Русские народные сказки» Б. Проказов;
«Красная шапочка и другие сказки» Ш. Перро;
«Золотой ключик, или Приключения Буратино» А. Н. Толстой.
«Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2012.
Ход занятия
В.: Ребята, приветствуем всех в музыкальном зале. Приятно видеть вас весёлыми, красивыми, здоровыми!
А вы сегодня все виделись? Пожелали друг другу здоровья, хорошего настроения?
Поприветствуйте друг друга так, как будто вы за стеклом и вас не слышно.
(дети приветствуют друг друга)
Мы живем в мире, где много разных людей, хороших и плохих. Хорошие люди заботятся о детях, любят, оберегают их, хотят, чтобы вы выросли здоровыми, умными, добрыми. Но, к сожалению, есть и люди, которые творят зло. Это опасные люди. Они могут ограбить квартиру, украсть ребенка или даже навредить человеку.
Проблемная ситуация: Как мы можем себя защитить?
(ответы детей, принимаются все, подводим к строительству дома).
Строим дом. Любуемся. Дети благодарят друг друга за помощь.
Звучит музыкальная тема старухи Шапокляк. Выходит Шапокляк и видит Дом Дружбы. Удивляется. Читает название.
Ш.: Какой красивый дом! Как раз для меня, есть где разгуляться, строить вредные планы. Как же мне туда попасть? Все любят приятные сюрпризы. Где –то у меня тортик был (солит и перчит). Звонит в дверь.
Стоп кадр №1 (герой замирает, воспитатель задает вопрос детям)
В. -Что нужно делать, если вам звонят в дверь, и взрослых нет дома?
(Ответы детей)
В.-А если человек за дверью говорит, что он почтальон? (Полицейский)? Знакомый твоих родителей и называет вас по имени? (Ответы детей)
Правило в стихах ( Клименко Виктория)
Дверь незнакомым не открывай,
Словам и подаркам не доверяй,
Скажи: «Скоро мама с работы придет,
Сама, если надо, вам дверь отопрет.
В. Итак, запомните ребята, что никогда и не под каким предлогом нельзя открывать дверь людям, которых ты не знаешь.
В.- Предлагаю сыграть в игру, которая называется «Закончи стихотворение».
Правило: нужно вставить в стихотворение недостающие слова.
Не пускайте дядю в дом,
Если дядя незнаком!
И не открывайте тёте,
Если мама на работе,
Ведь преступник, он хитёр,
Притворится, что… (монтёр)
Или даже скажет он,
Что пришёл к вам… (почтальон)
Он покажет вам пакет
А под мышкой ….(пистолет).
Или он надел халат,
А под ним штук пять… (гранат)
А за ним спешит «старушка»,
У неё в авоське… (пушка).
В жизни всякое бывает
С тем, кто двери… (открывает).
Чтоб тебя не обокрали,
Не схватили, не украли,
Незнакомцам ты не верь,
Закрывай покрепче… (дверь)!
Шапокляк звонит по телефону.
Ш.- Здравствуйте! Я почтальон, по вашему адресу отправлена посылка, но дверь мне никто не открывает! Взрослые дома есть? Куда мне девать коробку, она большая и тяжёлая?
Стоп кадр №2 (герой замирает)
В.- Что можно сказать об этой ситуации. (Ответы детей)
В.-Бывает, что опасный человек звонит по телефону и спрашивает тебя о том, кто в доме, как тебя звать и когда вернуться родители.
В. -Для чего плохой человек все узнает?
(узнав, что ребенок один дома, он захочет проникнуть в квартиру.)
Правило в стихах (Петухова Алена)
Если телефон звонит,
Кто-то в трубку говорит:
-Как тебя зовут, малыш?
Дома с кем сейчас сидишь?
И куда же я попал?
Номер я какой набрал? –
Ничего не отвечай,
Срочно маму подзывай!
Если взрослых дома нет,
Не веди не с кем бесед,
-До свидания» - скажи,
Быстро трубку положи!
В.- Что нужно отвечать по телефону?
(Я вам ничего не скажу; сообщите ваш номер телефона, родители вам перезвонят; или просто скажите «до свидания»)
В.- Правильно, нельзя сообщать по телефону, что вы одни дома, свое имя и тем более адрес.
В.-Итак, мы с вами рассмотрели ситуацию, когда незнакомый человек звонит вам по телефону. Вы запомнили, как правильно нужно отвечать на вопросы незнакомого человека?
Предлагаю немного отдохнуть.
Физкультминутка «Колобок»
Колобок, колобок, (Идут в полуприседе, поставив руки на пояс)
Колобок — румяный бок.
По дорожке покатился (Бегут на носочках, держа руки на поясе)
И назад не воротился.
Встретил мишку, волка, зайку,(Встав лицом в круг, изображают медведя, волка, зайца)
Всем играл на балалайке. (Изображают игру на балалайке)
У лисы спел на носу, — (Пляшут вприсядку)
Больше нет его в лесу. (Разводят руками)
В. Очень поучительная разминка!
Шапокляк снова звонит в дверь. Громко предлагает конфеты.
Стоп кадр № 3(герой замирает)
В.- возможна ли такая ситуация?...Вы гуляете на улице, к вам подошел незнакомый человек и предлагает например конфету. Как нужно поступить? Почему? (Ответы детей)
В.- А если человек говорит, что у него в машине котенок и зовет посмотреть, что вы будете делать? (Ответы детей)
В.- А кататься поедите с незнакомцем? (Ответы детей)
В.- Правильно, никогда не надо ничего брать у незнакомых людей, а тем более садиться в машину и ехать куда-то.
Правило в стихах( Кононова Вероника).
Угощают часто нас,
Только помни каждый раз:
Бери угощения лишь у знакомых,
А не у чужих, с виду скромных и добрых.
В.- Бывает, что человек зовет не в машину, а в какое- нибудь другое место. Нельзя идти по его зову. Кто знает, что у этого человека на уме.
Играй во дворе возле дома,
Играй на знакомой площадке,
Но стройка и улица – не для игры!
И правило это – для всей детворы.
В.- Ребята, что будете делать, если незнакомый человек попытается куда-то увести вас силой? (Ответы детей)
В.- Вот что надо делать. Преступники бояться шума, поэтому во всех этих случаях надо громко кричать, чтобы окружающим было понятно: вас пытаются увести незнакомые люди!
Например: «Дяденька, я вас не знаю! Отпустите меня!», «Помогите, меня уводит незнакомый человек!»
В.- Не бойтесь, что над вами будут смеяться. Если это поможет избежать опасности, то все правильно. Хуже, если вы постесняетесь или испугаетесь. Вы можете попасть в беду.
В.- Обо всем, что происходит в вашей жизни, вы должны рассказывать родителям. Они должны обязательно знать, с какими ситуациями вы сталкиваетесь. Родители всегда помогут и научат, как правильно поступить.
Правило в стихах (Болдина Есения)
Мама все мои секреты знает
И всегда мне во всем помогает.
Если что-нибудь случится вдруг,
Мама – самый верный друг
Шапокляк плачет, вспомнила свою маму. Ребята жалеют старушку и приглашают в Дом Дружбы. Она обещает быть доброй и принести свежий, не соленый, без перца, тортик.
В.- Итак, ребята, мы с вами рассмотрели еще одну опасную ситуацию с незнакомым человеком. Вы узнали, что никогда не надо ничего брать у незнакомых людей, а тем более садиться в машину и ехать куда-то. Нельзя идти куда – либо с незнакомым человеком. Играйте только вблизи дома! Также вы узнали, что нужно делать, если незнакомый человек попытается куда-то увести вас силой: в таких случаях надо громко кричать, чтобы окружающим было понятно: вас пытаются увести незнакомые люди. Из стихотворения, вы узнали, что всегда необходимо делиться своими секретами с мамой. Ведь именно мама – ваш самый верный друг.
И этим может воспользоваться преступник, сказать, что он от мамы, поэтому у вас должен быть пароль, такое слово, которое знает только ребенок и его мама.
Работа в парах. Мама-ребенок, придумываем пароль, меняемся ролями.
(Шапокляк помогает, составляет недостающую пару).
Резервное задание (если дети быстро выполнят задания.)
В.- Мы с вами читали очень много сказок, есть такая пословица «сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок». Это значит, что каждая сказка чему-то учит.
В.- Давайте вспомним слишком доверчивых героев сказок, которые оказались в подобных ситуациях и повели себя неправильно
«Золотой ключик»
В.-Кто в этой сказке повел себя неправильно?
(Буратино показал золотые монеты незнакомым и согласился идти с ними в страну дураков. Он даже не подумал об опасностях, которые с ним могут приключиться), как надо было поступить Буратино? (Ответы детей: нельзя разговаривать с незнакомыми людьми, а тем более идти с ними)
«Волк и семеро козлят»
В.-Какая опасная ситуация произошла здесь?
(Козлята поддались на уговоры волка и открыли ему дверь. Волк съел козлят)
В.-Как надо было поступить? (Ответы детей: не нужно было открывать дверь волку)
«Колобок»
В.-Что же неправильно делал главный герой этой сказки?
(Ответы детей: колобок был безответственным героем, никого не слушал. Разговаривал с неизвестными ему животными. Из-за беспечности Колобка конец этой сказки был очень грустным. Лиса съела Колобка.)
«Заюшкина избушка»
В.-Кто скажет, какая ситуация возникла здесь?
(Ответы детей: заяц доверился хитрой лисе, которая его впоследствии выгнала из избушки. Он поверил лисе и остался без жилья.)
«Красная шапочка»
В.- Вспомним эту сказку и обсудим ситуации, которые происходили с героями.
Встреча Красной шапочки и волка.
(Ответы детей: героиня сказки начала разговаривать с незнакомым ей волком, рассказала куда и зачем идет. Этого нельзя было делать, ведь мы не знаем намерений незнакомца)
В.- Бабушка поверила волку и разрешила зайти в дом. Что произошло в итоге? Волк съел бабушку. Нельзя верить каждому встречному.
В.- Еще одна ситуация: встреча Красной шапочки и переодетого волка. Девочка неосмотрительно приняла волка за бабушку и доверчиво с ним общалась, за что и поплатилась. Он её тоже съел.
В.- Как видите ребята, сказки хоть и выдумки писателя, но в них скрыто много полезного.
Физминутка «Буратино» (проводит Шапокляк)
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развел –
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Подведение итогов.
В.-Сегодня мы разговаривали о том, как вести себя с незнакомыми людьми.
В.-Что вы узнали? (ответы детей)
- Нельзя открывать дверь незнакомым, если нет взрослых.
- Нельзя рассказывать о том, что ты один в доме.
- Нельзя разговаривать по телефону с чужими людьми, называть им свое имя и адрес.
- Нельзя ничего брать у незнакомых людей, садиться к ним в машину или ходить с ними куда-то.
- Нужно доверять родителям, рассказывать им все, что с вами происходит.
- Нужно не стесняться кричать и звать на помощь в случае опасности.
В.- Молодцы, ребята, все справились с заданием!
В.- А еще я вам скажу, что нельзя грубить незнакомцу. Может это вовсе не злой человек, а хороший, любящий детей, и ты ему покажешься грубияном, невоспитанным ребенком. А если это злой человек, то на грубость он может ответить грубостью – толкнуть, ударить.
В.- Ребята, мы с вами сегодня поговорили о том, как нужно вести себя при встрече с незнакомцами. Вы все активно участвовали в нашем мероприятии, и я надеюсь, все поняли. Я уверена, что вы правильно поступите если вдруг такая встреча произойдет.
Будьте внимательны, осторожны и бдительны!!!
Танец « Дружба»
По желанию в группе дети выполняют рисунки по сказкам под музыку, где герои попадали в опасные ситуации и вели себя не правильно.
(«Песня волка» из сказки «Красная шапочка»; «Песня кота Базилио и лисы Алисы» из сказки «Приключения Буратино»; «Песня козы» из сказки «Волк и семеро козлят»)
Формы работы:
Фронтальная
Групповая
Индивидуальная (разучивание с детьми стихотворений по данной теме; )
Приемы работы:
Вводная беседа
Демонстрация иллюстраций
Беседа по картинкам
Закончи предложение
Вопросы
Рисование на закрепление темы