Конспект интегрированного занятия в подготовительной группе «Широкая Масленица»

5
2
Материал опубликован 13 March 2021 в группе

24


Развитие познавательного интереса на интегрированном занятии «Широкая Масленица»

Цель: расширять знания о русском народном празднике Масленица, его обычаях и традициях.

Задачи:

Образовательная:

точнить и систематизировать знания детей о характерных признаках весны/увеличивается день, тает снег, растёт трава, возвращаются перелётные птицы и т.д.;

- совершенствование грамматического строя (упражнять в согласовании существительного с прилагательным);

- активизировать глагольный словарь по данной теме.

- упражнять в образовании слов с суффиксами -ок-, -очек-, -к-, чик-, -очк- ,

-ищ- оценки (уменьшительно-ласкательными и увеличительными).

- закрепить умение осмысливать образное содержание и обобщенное значение пословиц и поговорок, с использованием мнемотехники (мнемотаблиц);

-способствовать расширению и углублению знаний семи дней Масленицы, объяснить их значение и последовательность празднования Масленицы;

о народной кукле как части народной культуры.

Развивающая:

- развивать координацию речи с движениями, связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.

Воспитательная:

- воспитывать интерес и уважение к традициям и праздникам русского народа.

-вызвать желание играть в русскую народную игру «Золотые ворота»;

-поддерживать эмоциональный настрой на протяжении занятия, используя русскую народную музыку, иллюстративный материал (презентация), а также сюрпризные моменты.

Оборудование: ТV, презентация «Масленица», мнемотаблицы, подборка музыкальных произведений; Кукла домашняя Масленица, Чучело Кострома, картинки блины с начинкой.

Предварительная работа: Беседа по теме «Весна», наблюдения на прогулке за весенними признаками. Рассказ воспитателя о празднике Широкой Масленицы, значении каждого дня Масленицы. Разучивание русской народной песни, пословиц, поговорок, игр. Рассматривание репродукций картин русских художников Б.М. Кустодиев «Масленица», «Зима. Масленичное гуляние», П.Н. Грузинского «Масленица».

Творческая мастерская: изготовление с детьми кукол «Мартиничек» из ниток.




ХОД  ЗАНЯТИЯ:

I.Организационный момент:

Звучит песня «А мы масленицу». Воспитатель в русском народном костюме с детьми заходит в группу. Дети становятся полукругом.

Воспитатель:

Здравствуйте, добры молодцы, красны девицы!

Добро пожаловать в русскую старину!

Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте дружно поздороваемся.

Дети: Здравствуйте.

Воспитатель: Ребята, отгадайте мою загадку:

Старый снег на солнце тает,

Ветерок в ветвях играет,

Звонче птичьи голоса -

Вот и к нам пришла…

Дети: Весна.

Воспитатель: Правильно. Какое время года на дворе?

Дети: На дворе весна.

Воспитатель: Какие весенние месяца вы знаете?

Дети: Март, апрель, май.

Воспитатель: Ребята, назовите признаки весны.

Звучит мелодия «Звуки весны»

Дети:

Весной солнце начинает светить ярче и теплее.

Весной тает снег.

Весной на деревьях набухают почки.

Весной появляется трава.

Весной день становится длиннее, а ночь короче.

Весной животные просыпаются от зимней спячки (медведи, барсуки, ежи).

Весной из теплых краев возвращаются перелетные птицы и начинают вить гнезда (грачи, скворцы).

Весной на проталинах расцветают подснежники.

Весной облака легкие и пушистые.

Весной просыпаются насекомые.

Воспитатель: Весной просыпается природа.

Сюрпризный момент.

Воспитатель: А посмотрите, что я вам сегодня принесла. Что это?

Дети: Чучело Масленицы. (Приложение 1)

Воспитатель: Правильно. Сегодня мы с вами будем говорить о Масленице.

Масленица – это праздник проводов зимы и встречи весны. Празднуют его в конце февраля, начале марта. (слайд 1)

Воспитатель: Дети садитесь на свои стульчики.

(Дети садятся на стульчики).

Воспитатель: Сели прямо, спина ровная, ноги вместе.

Воспитатель: София выучила стихотворение и сейчас расскажет нам.

В этот праздник не скучают,

                   Все в веселье превращают.

                   Печь на улице стоит,

                   Выпекать блины велит.

                   С маком, творогом, капустой,

                   Чтобы было очень вкусно,

                   К самовару подходи –

                   Ароматный чай бери.

Воспитатель: Почему праздник называется Масленица? 

Дети: Масленицу назвали так, потому что хозяйки пекли вкусные, масляные блины.

Воспитатель: Что является символом этого праздника?

Дети: Символом этого праздника являются блины.

Воспитатель: Как вы думаете почему?

Дети: Блин такой же круглый, как солнышко, такой же теплый и румяный. Люди провожали зиму, они ждали теплую, солнечную весну.

Воспитатель: Но блины бывают не только масляные, а какие еще?

Д/и «Блины какие?» (Подбор прилагательных к существительному)

(слайд 2)

Блины - вкусные

Блины - сытные

Блины - толстые

Блины - тонкие

Блины - кружевные

Блины - сладкие

Блины - круглые

Блины - масленые

Блины - дрожжевые

Блины - аппетитные

Блины - желтые

Блины - румяные

Блины - золотистые

Блины - пшеничные

Блины - гречишные

Блины - горячие

Блины - пресные

Блины - пышные.

Воспитатель: Как еще называют Масленицу?

Дети: Масленицу еще называли Сырной неделей.

Воспитатель: Почему эта неделя имеет такое название?

Дети: Сырная называется потому что, в эту неделю мясо не кушали, а можно было кушать сливочное масло, творог, сметану, сыр, молоко, яйца.

Воспитатель: Длится праздник всю неделю. Все люди ждут Масленицу с большим нетерпением. Каждый день - особенный. А какой вы сейчас сами и расскажите. Дидактическая игра «Подскажи словечко»

Воспитатель:

1.Веселись и радуйся

Утро, день и вечер.

Наступает первый день-

Понедельник…

Дети: Встреча (слайд 3)

Воспитатель: Почему этот день называется встреча?

Дети: В этот день встречали Масленицу.

Воспитатель: Как люди встречали Масленицу? (слайд 4)

Дети: В этот день делают чучело Кострому.

Воспитатель: Из чего делают чучело?

Дети: Чучело Кострому делают из соломы и одевают старую женскую одежду. Насаживали чучело на шест и с пением возили по улице на санях, а потом Кострому везли в центр города или поселка, где стояло до воскресенья.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, а что это за кукла? (воспитатель показывает куклу - домашнюю Масленицу). (Приложение 2)

Дети: Была еще традиция в каждом доме делать маленькую тряпичную куколку - оберег и усаживали ее на почетное место. Это была - домашняя Масленица, или дочка Масленицы. Если кто-то обижал хозяйку, она рассказывала все кукле – домашней Масленице и вешала ей на руку ленточку. И так эта кукла хранилась весь год, а потом, когда приходила новая Масленица ее сжигали в печи. Все обиды и проблемы уходили с огнем.

Воспитатель: Ребята, что хозяйки начинают делать в этот день? (слайд 5)

Дети: Хозяйки начинают печь блины. У каждой хозяйки был свой рецепт, который она держала в строгом секрете от соседей.

Воспитатель: С понедельника хозяйки начали печь самые вкусные блины с разными начинками. Ребята, у вас на тарелочках лежит блинчик, посмотрите и скажите, а с чем у вас блинчик (У каждого ребенка на столе стоит тарелочка. На тарелке лежит картинка блин с начинкой) (слайд 6)

Дидактическая игра «С чем блинчик?» (Приложение 3)

Блинчик с помидором;

блинчик с медом;

блинчик с клубникой;

блинчик с творогом;

блинчик со сметаной;

блинчик с маслом;

блинчик с джемом;

блинчик с сыром;

блинчика с грибами;

блинчик с грушей;

блинчик с яблоком;

блинчик с яйцом;

блинчик с красной рыбой;

блинчик с красной и черной икрой;

блинчик с колбаской;

блинчик с киви;

блинчик с морковкой;

блинчик с огурчиком;

блинчик с зеленым горошком.

Воспитатель: Вот какие разные начинки можно приготовить для блинов.

Воспитатель:

2.Понедельник пролетел,

Вот и вторник зашумел.

Звучит веселый наигрыш

А вторник у нас… 

Дети: Заигрыш (слайд 7)

Воспитатель: Что делали люди в этот день? (слайд 8)

Дети: В этот день люди начинали строить ледяные и снежные горки и скатывались на санях: кто не скатился с горки, тот обидел Масленицу.

Воспитатель: Что еще делали люди в этот день? (слайд 9)

Дети: Люди надевали костюмы, маски и устраивали театрализованные представления.

Дети: Играли в различные игры. (слайд 10)

Воспитатель: Ребята, я приглашаю вас поиграть в игру «Золотые ворота»

Русская народная игра «Золотые ворота».

Правила игры: Двое ведущих берутся за руки и строят «ворота» (поднимают сомкнутые руки вверх). Для того, чтобы выбрать пару детей на роль «ворот», нужно воспользоваться считалкой. Остальные берутся за руки и хоровод начинает двигаться, проходя под «воротами». Хоровод нельзя разрывать!

Все хором произносят слова:

«Золотые ворота, проходите, господа:

Первым Март пройдет всех детей проведет.

Первый раз прощается,

Второй воспрещается,

А на третий раз не пропустим вас!»

Когда звучит последняя фраза, «ворота закрываются» - водящие опускают руки и ловят, запирают тех, которые оказались внутри «ворот». Тех, кого поймали, становятся в середину круга, образуя самостоятельный круг. И так играют несколько раз. На последний раз ворота становятся в первый круг и два круга начинают двигаться противоходом, произносят слова. В конце последней строки «А на третий раз не пропустим вас!»

все игроки поднимают руки вверх, образуя ворота.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Садитесь на свои стульчики.

Воспитатель:

3. Разгулялись, господа,

А на дворе уже среда.

Сладкая маковка

Под названьем… 

Дети: Лакомка. (слайд 11)

Воспитатель: Ребята, почему этот день называется лакомка? (слайд 12)

Дети: Все лакомятся блинами.

Дети: В этот день хозяйки готовили много блюд и можно было вдоволь есть.

Дети: «Что есть в печи-все на стол неси».

Дети: В этот день люди ходили друг другу в гости на блины, запасались пословицами и поговорками.

Воспитатель: Ребята, а какие пословицы знаете вы про Масленицу?

Дидактическая игра с использованием мнемотаблиц (слайд 13,14,15,16)

«Назови пословицу»

Дети: «Блин не сноп - на вилы не наколешь»

Воспитатель: Как вы понимаете эту пословицу?

Дети: Блины – это не просто еда, а блюдо обрядовое, и культура поедания
блинов насчитывает многие тысячелетия. Великий грех разрезать блин ножом или проткнуть вилкой, это значит - ранить солнце, обречь весь народ на голод и болезни.

Дети: «Это Масленица идет, блин да мед несет»

Воспитатель: Как вы понимаете эту пословицу?

Дети: Главным угощением на Масленицу являются блины с медом.

Дети: «Первый блин комом»

Воспитатель: Как вы понимаете эту пословицу?

Дети: С первого раза обычно редко что-либо получается хорошо.

Воспитатель: «Как на Масляной неделе в потолок блины летели»

Дети: Эта пословица говорит о большом веселье всю неделю.

Воспитатель:

4. Он и чистый, и широкий

То четверг уж на пороге

В этот день ты не зевай,

Он зовётся…

Дети: Разгуляй. (слайд 17)

Воспитатель: Как еще называли четвертый день Масленицы?

Дети: Четвертый день называется Широкая Масленица.

Воспитатель: Что делали люди в этот день?

Дети: В этот день гуляли с утра и до вечера. Катались на лошадях.

Дети: Устраивали большие ярмарки, на которых разгуливали веселые скоморохи и весели людей. (слайд 18)

Дети: Люди пели песни, частушки, водили хороводы, танцевали.

Воспитатель: Становитесь, ребята вкруг, будем песню запевать нашу Масленицу встречать.

Дети становятся в круг и поют песню «Вошла в избу девица»

(Слова песни)
1. Вошла в избу девица, двери распахнула.
Это, видно, Масленица в гости заглянула.
Уж и тесто завели, печка жаром дышит.
Начинаем печь блины, пальчики оближешь!

Припев:
Наши русские блины – просто объеденье!
Со сметаной и с икрой, с маслом и вареньем.
Почитает весь народ Масленицу нашу.
Веселее не найдёшь праздника и краше!

Воспитатель: Молодцы, ребята. Садитесь на свои стульчики.

Воспитатель:

5. Вот и пятница пришла

Гостей в дом привела

Есть блины, кататься с горки

Это тёщины

Дети: Вечёрки. (слайд 21)

Воспитатель: Ребята, кто такая теща?

Дети: Тещей называет папа бабушку, мамину маму.

Воспитатель: А почему это день называется тещины вечерки?

Дети: Папа бабушку вечером к себе в гости приглашает, блинами угощает.

Воспитатель: Ребята, обыкновенный блин можно назвать разными словами. Слушайте внимательно, отвечайте старательно:

Дидактическая игра «Закончи предложение»

Воспитатель: Испекли для дочек - назовём… 

Дети: Блиночек

Воспитатель: Будет кушать их сынок - назовём тогда…. 

Дети: Блинок

Воспитатель: Есть двойняшки сынки, они похожи как…

Дети: Блинки

Воспитатель: Будут кушать дочки - назовем…

Дети: Блиночки

Воспитатель: Чик-чик испекли мы вкусный…

Дети: Блинчик

Воспитатель: Огромный, как домище - назовём…. 

Дети: Блинище.

Воспитатель:

6. А теперь пришла суббота,

Сидеть девчатам неохота,

И резвятся, словно белки,

Это – золовкины… 

Дети: Посиделки. (слайд 22)

Воспитатель: Ребята, кто такая золовка?

Дети: Золовка – сестра папы.

Воспитатель: Почему этот день называется золовкины посиделки?

Дети: В этот день мама приглашает папиных сестер в гости на блины, показывает какая она хозяйка. Мама дарит сестрам подарки.

Дидактическая игра «Назови действия»

Воспитатель: Что делают люди на Масленицу?

Дети:

На Масленицу хозяйки пекут блины.

На Масленицу едят вкусные, сладкие блины.

На Масленицу угощают друг друга блинами.

На Масленицу поют песни.

На Масленицу делают чучело Кострому.

На Масленицу ходят друг другу в гости.

На Масленицу водят хороводы.

На Масленицу проводили игры.

На Масленицу устраивали театрализованные представления.

На Масленицу катались на лошадях.

На Масленицу катались с ледяных гор.

На Масленицу запасались пословицами и поговорками.

Воспитатель приглашает детей встать вкруг.

Воспитатель:

7. День последний подошёл,

Великий пост с собой привел.

В последний день едим блины печёные

А зовётся воскресение…

Дети: Прощенное (слайд 23)

Воспитатель: Почему так называется этот день?

Дети: Этот день называется так, потому что все люди друг у друга прощения просят.

Воспитатель: Ребята, а за что можно просить прощения.

Дети: Просить прощения можно

за то, что не слушался родителей;

за то, что словом обидел человека;

за то, что совершил плохой поступок.

Воспитатель: Что делают с чучелом? (слайд 24, 25)

Дети: В последний день Масленицы сжигают соломенное

чучело - символ зимы. Провожают зиму до следующего года.

Воспитатель приглашает детей в круг.

Воспитатель: Как символ дружбы в этот день дарили друг другу куколок.

Воспитатель: Ребята, сейчас я вам раздам куколок, которых вы делали своими руками. (Приложение 4)

Воспитатель: Как называются такие куклы?

Дети: Мартинички.

Воспитатель: А из чего делали такие куклы?

Дети: Таких кукол делали из ниток. Одну - из красных ниток, вторую - из белых ниток. Белая куколка – это зима. А красная куколка – это весна.

Воспитатель: Ребята, а куда вешали этих кукол?

Дети: Куколок вешали на плодовые деревья, чтобы был хороший урожай.

Дети: Так же Мартиничек вешали на одежду как украшение.

Дети: Девушки крепили к куклам ленточки и заплетали в волосы.

Воспитатель: А еще ребята, в прощенное воскресенье люди дарили друг другу Мартинички. Взмахивали этими куколками и говорили волшебные слова: «Ты прости, меня прости. Все обиды отпусти».

Ребята, взмахните своими Мартиничками и повторяйте со мной

«Ты прости, меня прости. Все обиды отпусти».

Воспитатель: Ребята, а каком празднике мы сегодня говорили? Что нового вы сегодня узнали о Масленице? Что интересного вы запомнили?

Воспитатель: Молодцы ребята, вы сегодня очень активно работали, я вами довольна Сегодня, когда придете домой, подарите своих Мартиничек родным и близким, попросите у них прощения, сказав волшебные слова

- Ты прости, меня прости.

Все обиды отпусти».



























Приложение 1

t1615660285aa.jpg





Приложение 2

t1615660285ab.jpg





Приложение 3

t1615660285ac.jpgt1615660285ad.jpgt1615660285ae.jpgt1615660285af.jpgt1615660285ag.jpgt1615660285ah.jpgt1615660285ai.jpgt1615660285aj.jpgt1615660285ak.jpgt1615660285al.jpgt1615660285am.jpg














Приложение 4


t1615660285an.jpg


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Слайды указаны , а презентации нет.

14 March 2021

Презентацию скинула.

14 March 2021