Конспект интегрированного занятия на тему «Профессии. Город мастеров» (3 класс)
КОНСПЕКТ
интегрированного занятия в 3 классе
«ПРОФЕССИИ. ГОРОД МАСТЕРОВ»
Авторы: Лобанова Оксана Евгеньевна, Клявина Елена Николаевна
Образовательная организация: Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Кулебакская специальная коррекционная школа»
Категория обучающихся: обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
Предметы: развитие психомоторики и сенсорных процессов, логопедические занятия.
Программа: Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(вариант 1)
Класс: 3
Тема: «Профессии. Город мастеров»».
Цель: развитие и коррекция мышления, внимания, профориентация; учить детей различать согласные звуки и буквы д-т изолированно, в слогах, словах, предложениях.
Задачи:
Образовательные: уточнить артикуляции звуков д-т, совершенствовать навыки звуко-буквенного и звуко-слогового анализа на материале слов со сложной слоговой структурой, конкретизировать, закрепить и углубить знания учащихся о профессиях.
Коррекционно-развивающие: развивать устойчивость, переключение, концентрацию внимания; развивать мышление.
Воспитательные: воспитывать исследовательскую позицию по отношению к образовательному процессу и способам организации учебной активности учащихся; воспитание навыков грамотного письма.
Методы и приёмы: рассказ, показ, художественное слово, игровые, ИКТ, поощрение.
Оборудование: интерактивная доска, презентация, рабочие листы, разрезные картинки, сигнальные карточки, буквы, грецкий орех, яркий предмет (цветок), изображение города мастеров, картинки с изображением: доктора, строителя, художника, продавца, словарные слова, слова-действия для кроссворда, гуашь, мольберт, кисть.
БУД (базовые учебные действия) формируемые в процессе занятия:
Личностные: способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;
Регулятивные: принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.
Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;
Познавательные: делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале, пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями, читать, писать.
Ход занятия:
№
|
Деятельность педагогов |
Деятельность обучающихся |
||||||||||||||||||||||||||||||||
I. 1.
2.
II. 1.
2.
3.
3.
4.
5.
III.
|
Вводная часть. Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку Учитель: - Здравствуйте, ребята, вы, наверное, догадались, что занятие сегодня необычное. Сегодня с вами в классе два учителя…. И, много гостей. Чтобы узнать тему нашего занятия, разгадаем анаграмму: Словарная работа: - Совершенно верно. Это слово «ПРОФЕССИЯ». Что означает слово «профессия»? - Молодцы. Профессия – это вид труда, который требует от человека подготовки, знаний и умений. Сообщение темы и целей урока. - Тема нашего занятия: ПРОФЕСИИ. ГОРОД МАСТЕРОВ. Вот славный город Мастеров Коль поработать нужно, Любой из жителей готов За дело взяться дружно. Логопед: Но и отлично отдыхать Тут научились тоже, Тебе загадку загадать Вмиг каждый мастер может. Секреты дедов и отцов Хранятся здесь годами, Чтоб не ударить в грязь лицом, Пошевели мозгами!
Основная часть. Знакомство с жителями Города Мастеров. Логопед: - А кто живет в этом городе? Как вы думаете, ребята? Правильно, люди разных профессий, мастера своего дела. Итак, слушаем стихи про первого жителя города мастеров. Он под деревом сидит. Приходи к нему лечиться И корова, и волчица, И жучок, и червячок, И медведица! Всех излечит, исцелит Добрый …………..
Молодцы. Первый житель города – доктор. (вывешивается картинка с изображением доктора) Определите первый звук в слове доктор. Определите последний звук в слове Айболит. Уточнение артикуляции звуков. Логопед: - Посмотрите в зеркало, произнесите звук «т». Где находится кончик языка? Произнесите звук «д». Где находится кончик языка? Чем похожи звуки т-д? Чем различаются звуки? Дайте полную характеристику звукам т, д.
Артикуляционная гимнастика Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку. Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам. Молоточки Шар лопнул. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
Пальчиковая гимнастика (с карандашом): 1) Катать карандаш в ладонях Карандаш в руках катаю Между пальцами верчу Непременно каждый палец Быть послушным научу. 2) Дудочка (Взять карандаш, как дудочку. Поднимать и опускать пальцы в произвольном порядке и темпе, имитируя игру на дудочке. Также можно нажимать на «дудочку» всеми пальцами последовательно.) 3) Лесенка (Зажать верхний конец карандаша вертикально между ладонью и основанием большого пальца правой руки. Перехватывая карандаш поочерёдно обеими руками, «спускаться по лесенке») 4) Лягушка (зажать карандаш в горизонтальном положении между пальцами: указательный и мизинец- сверху, средний и безымянный-снизу. Сжать ладонь в кулак; правой- затем левой рукой) 5) Одновременно, катать карандаш по столу левой рукой вверх-вниз, а правой- раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями; затем поменять –правой- карандаш, левой –орех. Работа в рабочих листах. Логопед: - Выполним задание в рабочих листах. Пропишем строчные буквы д и т. Запишите букву, которая обозначает звук д. Разложите её на элементы. Сколько их? Запишите букву, которая обозначает звук т. Разложите её на элементы. Сколько их?
Учитель: - Скажите, пожалуйста, что делает доктор? Какое его основное действие? Правильно, доктор лечит. Когда доктора вызывают к больному, он берет с собой свой чемодан. Давайте поможем ему собрать необходимые вещи в чемодан. (задание «Собери вещи»).
На экране появляются предметы. Дети должны отобрать нужные для доктора предметы (стетоскоп, халат, таблетки, градусник). Словарное слово: СТЕТОСКОП. Учитель: - Следующего жителя города мастеров вы должны узнать по его инструментам. Сложите пазл и назовите профессию следующего жителя города мастеров. Молодцы. Это строитель. Строитель что делает? (на доску вывешивается картинка с изображением строителя). Логопед: - Чтобы помочь строителю достроить дом, прочитаем слоги парами.
Да – та та – да ата – ада До – то то – до ото – одо Ду – ту ту – ду уту – уду Ды – ты ты – ды аты – ады Какими буквами различаются слоги? Логопед: - Следующего жителя города мастеров вы узнаете по его предметам. У него есть карандаш, разноцветная гуашь, А ещё палитра, кисть и бумаги плотный лист, А ещё мольберт- треножник, Потому что он……. - Ребята, обратим внимание на трудное слово: МОЛЬБЕРТ. - Что делает художник? Что рисует художник? Правильно, художник рисует картины. А какие картины рисует художник мы узнаем отгадав загадки. Нарисую для ребят Вазу, фрукты, шоколад, А ещё букет и торт Это будет …….НАТЮРМОРТ (вывесить словарное слово на доску)
Если видишь, что с картины Смотрит кто-нибудь на нас, Или принц в плаще старинном, или в робе верхолаз, Летчик или балерина, Или Колька, твой сосед Обязательно картина- Называется- ………..ПОРТРЕТ (вывесить словарное слово на доску) Логопед: - Задание в рабочих тетрадях. Подпишите картины по их названиям. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Учитель: - Как вы думаете, ребята, в городе мастеров живут спортсмены? Конечно, наверное, это мастера спорта. Давайте выполним несколько упражнений. 1– стоя, руки на пояс. Выполнить перекаты с пятки на носок на обеих стопах одновременно, затем с носка на пятку (3 раза). 2 – Повернуть туловище вправо, вернуться в исходное положение, затем влево, вернуться в исходное положение. При выполнении упражнения положение стоп не меняется. (4 раза) 3 – Поднять плечи максимально вверх, задержать на 3 сек., вернуться в исходное положение. 3 раза. 4 – Сидя. В максимально вытянутой руке держать яркий, небольшой предмет (цветок) и внимательно смотреть на него. Затем медленно поднести предмет к носу. Как только предмет превратится в одно яркое пятно, досчитать до 5 и медленно отвести руку обратно. 5 – Быстро поморгать примерно 5-7 сек., закрыть глаза на 5 секунд. Учитель: - У вас на партах лежит буква. Нашли? Давайте прикрепим буквы на доску в том порядке, в каком я скажу. И мы угадаем профессию следующего мастера их города мастеров.
ВЕЦДАПРО - Посмотрите внимательно на слово? По-моему у нас возникла какая-то проблема. Давайте изменим слово так, чтобы получилось название профессии. (Подсказка: нужно переставить слоги местами). Верно, это ПРОДАВЕЦ (прикрепляется картинка на доску). Что делает продавец? Какое его основное действие? Правильно, продавец продает. А как мы назовем человека, который покупает? Верно, ПОКУПАТЕЛЬ. И сейчас мы выполним задание.
У вас в рабочих листах есть такая же схема, как на доске. Слева нарисован покупатель, справа – продавец. В центре написаны словосочетания. Ваша задача: распределить словосочетания между продавцом и покупателем. Соедините линией слово «ПОКУПАТЕЛЬ» с нужными словосочетаниями. Тоже проделайте со словом «ПРОДАВЕЦ». При распределении словосочетаний задавайте себе вопрос: что делает…. Что делает продавец? Что делает покупатель? Проверка. Покупатель: выбирает продукты, спрашивает цену, оплачивает покупку. Продавец: предлагает товар, взвешивает фрукты, отдает сдачу. Логопед: вызывает одного ученика для работы на доске. Необходимо выписать словосочетание: предлагает товар, подчеркнуть в нем д-т. Учитель: - «Дорогие ребята! У нас вышел спор. Что самое важное для жителей Города Мастеров?» Чтобы ответить на этот вопрос, разгадайте кроссворд «Кто что делает?». Давайте вспомним персонажей нашего города, с которыми мы познакомились сегодня. И их действия. 1. доктор - лечит 2. строитель - строит 3. художник - рисует 4. продавец – продает
Логопед. Кто догадался, что самое важное для жителей Города Мастеров? Конечно, это слово ТРУД. Какая буква в слове ТРУД стоит на конце? Правильно, буква «Д». А какой слышится звук при произношении? «Т». Какое проверочное слово можно подобрать?
Подбор родственных слов. Логопед: - Подберите родственные слова к слову труд, которые отвечают на вопрос какой? Какое слово объединяет все эти слова? Как называется общая часть родственных слов? В карточке слова: труд, трудный, трудовой, трудолюбивый. Выделите корень. Работа с пословицами. Вспомним мудрость народа о труде (детям раздают индивидуальные карточки, одна на парту). Прочитайте пословицы. Объясните, как вы понимаете смысл прочитанной пословицы. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Кто любит труд, того люди чтут. Труд кормит, а лень портит. Какие труды, такие и плоды. Логопед: - В рабочих листах у вас написана пословица: Кто любит труд, того люди чтут. Впишите пропущенные буквы. Работа с сигнальными карточками. Логопед: - Ребята, сейчас я буду называть профессии. Если вы услышите звук Д в слове, поднимите букву Д. Если услышите Т, поднимите букву Т. (Работа с сигнальными карточками) Доярка, штукатур, садовник, художник, пастух, портной, продавец, пилот, почтальон, строитель Учитель: - Конечно, ребята, в городе мастеров живут гораздо больше людей разных профессий. И сейчас я вам предлагаю посчитать профессии вместе со мной. Я буду читать вам стихотворение «Школа», а вы будете считать профессии. План на бумаге чертил инженер. Место под стройку отвёл землемер. Каменщик ровные стены сложил. Кровельщик шифером крышу покрыл. Рамы оконные сделал столяр. Стены и двери покрасил маляр. Плотник паркетом полы настелил. Слесарь горячую воду пустил. Электролампы повесил монтёр. Парты со склада доставил шофёр. Мастер дорожный асфальт проложил. В парке цветы садовод посадил. Вот сколько было закончено дел, Чтобы за партой ты в школе сидел!
- Так сколько же перечислено профессий в одном стихотворении? Правильно – 12. Учитель: - Молодцы, ребята. Хочу обратить внимание на стенд в классе. На нем висят ваши рисунки «Моя будущая профессия». Пусть каждый из вас назовет свою будущую профессию.
Рефлексия. Подведение итогов. Логопед: - Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы были сегодня очень активны. Чем мы занимались сегодня на уроке? Правильно, мы учились различать звуки и буквы Д-Т. И знакомились с разными профессиями. Что больше всего вам понравилось на занятии? Дорогие ребята, мы уверены, что у каждого из вас будет своя любимая профессия и вы будете мастером своего дела, как жители Города Мастеров. |
Выполняют работу в рабочих листах
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответ детей: доктор Айболит
В слове доктор первый звук д. Последний звук в слове Айболит – т.
За верхними зубами. Дети. [т] – глухой, т. к. горлышко молчит. [д] – звонкий, т. к. горлышко дрожит. Дети. [т] – согласный, глухой, твёрдый. [д] – согласный, звонкий, твёрдый.
Дети выполняют гимнастику.
В букве д два элемента, в букве т – три. Дети записывают буквы в строчку. Ответ детей: доктор лечит.
Дети называют предметы для чемодана доктора.
Дети собирают пазл, работа в парах.
Ответ детей: строитель строит.
Дети читают слоги.
Буквами Д-Т.
Ответ детей: художник.
Художник рисует.
Дети отгадывают загадки.
Дети подписывают картины.
Выполнение упражнений.
У каждого обучающегося карточка с буквой. Дети прикрепляют буквы на доску. Отгадывают слово.
Работа в листах. Распределяют словосочетания.
Один ученик работает на доске.
Называют персонажей и их действие.
Ответ учеников: ТРУД. ТРУДЫ и т.п. Называют подходящие слова. Подчеркивают общую часть слова
Рассказывают смысл пословиц.
Ученики работают в рабочих листах. Вставляют пропущенные буквы. Поднимают сигнальные карточки. Считают количество профессий.
Ученики рассказывают о том, какую профессию они нарисовали.
Отвечают на вопросы.
|