Конспект интегрированного занятия на тему «Профессии. Город мастеров» (3 класс)

7
0
Материал опубликован 23 March в группе

КОНСПЕКТ

интегрированного занятия в 3 классе

«ПРОФЕССИИ. ГОРОД МАСТЕРОВ»

 

Авторы: Лобанова Оксана Евгеньевна, Клявина Елена Николаевна

Образовательная организация: Государственное казенное общеобразовательное учреждение «Кулебакская специальная коррекционная школа»

Категория обучающихся: обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

Предметы: развитие психомоторики и сенсорных процессов, логопедические занятия.

Программа: Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)(вариант 1)

Класс: 3

Тема: «Профессии. Город мастеров»».

Цель: развитие и коррекция мышления, внимания, профориентация; учить детей различать согласные звуки и буквы д-т изолированно, в слогах, словах, предложениях.

Задачи:

Образовательные: уточнить артикуляции звуков д-т, совершенствовать навыки звуко-буквенного и звуко-слогового анализа на материале слов со сложной слоговой структурой, конкретизировать, закрепить и углубить знания учащихся о профессиях.

Коррекционно-развивающие: развивать устойчивость, переключение, концентрацию внимания; развивать мышление.

Воспитательные: воспитывать исследовательскую позицию по отношению к образовательному процессу и способам организации учебной активности учащихся; воспитание навыков грамотного письма.

Методы и приёмы: рассказ, показ, художественное слово, игровые, ИКТ, поощрение.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, рабочие листы, разрезные картинки, сигнальные карточки, буквы, грецкий орех, яркий предмет (цветок), изображение города мастеров, картинки с изображением: доктора, строителя, художника, продавца, словарные слова, слова-действия для кроссворда, гуашь, мольберт, кисть.

БУД (базовые учебные действия) формируемые в процессе занятия:

Личностные: способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

Регулятивные: принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе.

Коммуникативные: слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту;

Познавательные: делать простейшие обобщения, сравнивать, классифицировать на наглядном материале, пользоваться знаками, символами, предметами-заместителями, читать, писать.

Ход занятия:

 

 

 

Деятельность педагогов

Деятельность обучающихся

I.

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.

1.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.

 

 

 

 

 

 

Вводная часть.

Организационный момент, характеризующийся внешней и внутренней (психологической) готовностью учащихся к уроку

Учитель: - Здравствуйте, ребята, вы, наверное, догадались, что занятие сегодня необычное. Сегодня с вами в классе два учителя…. И, много гостей.

Чтобы узнать тему нашего занятия, разгадаем анаграмму:

t1711222624aa.png

Словарная работа:

- Совершенно верно. Это слово «ПРОФЕССИЯ». Что означает слово «профессия»?

- Молодцы. Профессия – это вид труда, который требует от человека подготовки, знаний и умений.

Сообщение темы и целей урока.

- Тема нашего занятия: ПРОФЕСИИ. ГОРОД МАСТЕРОВ.

t1711222624ab.png

Вот славный город Мастеров

Коль поработать нужно,

Любой из жителей готов

За дело взяться дружно.

Логопед:

Но и отлично отдыхать

Тут научились тоже,

Тебе загадку загадать

Вмиг каждый мастер может.

Секреты дедов и отцов

Хранятся здесь годами,

Чтоб не ударить в грязь лицом,

Пошевели мозгами!

 

Основная часть. Знакомство с жителями Города Мастеров.

Логопед: - А кто живет в этом городе? Как вы думаете, ребята? Правильно, люди разных профессий, мастера своего дела. Итак, слушаем стихи про первого жителя города мастеров.

Он под деревом сидит.

Приходи к нему лечиться

И корова, и волчица,

И жучок, и червячок,

И медведица!

Всех излечит, исцелит

Добрый …………..

 

Молодцы. Первый житель города – доктор. (вывешивается картинка с изображением доктора)

Определите первый звук в слове доктор. Определите последний звук в слове Айболит.

t1711222624ac.png

Уточнение артикуляции звуков.

Логопед: - Посмотрите в зеркало, произнесите звук «т». Где находится кончик языка? Произнесите звук «д». Где находится кончик языка? Чем похожи звуки т-д? Чем различаются звуки? Дайте полную характеристику звукам т, д.

 

Артикуляционная гимнастика

Улыбка - Трубочка. Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.

Качели. Рот открыт. Напряженным языком тянуться к носу и подбородку, либо к верхним и нижним резцам.
Следить, чтобы при подъёме языка рот был приоткрыт, нижняя губа не подталкивала язык вверх.

Молоточки
 Улыбнуться, открыть рот. Кончик языка поставить на бугорки за верхними зубами. Ударять кончиком языка по бугоркам , при этом будет слышатся звук, близкий к звуку «д». Сначала упражнение выполнять громко, затем – тихо (звук близкий к «т»)

Шар лопнул. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.

 

Пальчиковая гимнастика (с карандашом):

1) Катать карандаш в ладонях

Карандаш в руках катаю

Между пальцами верчу

Непременно каждый палец

Быть послушным научу.

2) Дудочка (Взять карандаш, как дудочку. Поднимать и опускать пальцы в произвольном порядке и темпе, имитируя игру на дудочке. Также можно нажимать на «дудочку» всеми пальцами последовательно.)

3) Лесенка (Зажать верхний конец карандаша вертикально между ладонью и основанием большого пальца правой руки. Перехватывая карандаш поочерёдно обеими руками, «спускаться по лесенке»)

4) Лягушка (зажать карандаш в горизонтальном положении между пальцами: указательный и мизинец- сверху, средний и безымянный-снизу. Сжать ладонь в кулак; правой- затем левой рукой)

5) Одновременно, катать карандаш по столу левой рукой вверх-вниз, а правой- раскатывать орех по поверхности стола ладонью кругообразными движениями; затем поменять –правой- карандаш, левой –орех.

Работа в рабочих листах.

t1711222624ad.png

Логопед: - Выполним задание в рабочих листах. Пропишем строчные буквы д и т. Запишите букву, которая обозначает звук д. Разложите её на элементы. Сколько их? Запишите букву, которая обозначает звук т. Разложите её на элементы. Сколько их?

 

Учитель: - Скажите, пожалуйста, что делает доктор? Какое его основное действие?

Правильно, доктор лечит. Когда доктора вызывают к больному, он берет с собой свой чемодан. Давайте поможем ему собрать необходимые вещи в чемодан. (задание «Собери вещи»).

 

t1711222624ae.png

 

На экране появляются предметы. Дети должны отобрать нужные для доктора предметы (стетоскоп, халат, таблетки, градусник). Словарное слово: СТЕТОСКОП.

Учитель: - Следующего жителя города мастеров вы должны узнать по его инструментам. Сложите пазл и назовите профессию следующего жителя города мастеров.

t1711222624af.png

Молодцы. Это строитель. Строитель что делает? (на доску вывешивается картинка с изображением строителя).

Логопед: - Чтобы помочь строителю достроить дом, прочитаем слоги парами.

 

t1711222624ag.png

Да – та та – да ата – ада

До – то то – до ото – одо

Ду – ту ту – ду уту – уду

Ды – ты ты – ды аты – ады

Какими буквами различаются слоги?

Логопед: - Следующего жителя города мастеров вы узнаете по его предметам.

У него есть карандаш, разноцветная гуашь,

А ещё палитра, кисть и бумаги плотный лист,

А ещё мольберт- треножник,

Потому что он…….

- Ребята, обратим внимание на трудное слово: МОЛЬБЕРТ.

- Что делает художник? Что рисует художник? Правильно, художник рисует картины. А какие картины рисует художник мы узнаем отгадав загадки.

Нарисую для ребят

Вазу, фрукты, шоколад,

А ещё букет и торт

Это будет …….НАТЮРМОРТ (вывесить словарное слово на доску)

 

Если видишь, что с картины

Смотрит кто-нибудь на нас,

Или принц в плаще старинном,

или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька, твой сосед

Обязательно картина-

Называется- ………..ПОРТРЕТ (вывесить словарное слово на доску)

t1711222624ah.png

Логопед: - Задание в рабочих тетрадях. Подпишите картины по их названиям.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Учитель: - Как вы думаете, ребята, в городе мастеров живут спортсмены? Конечно, наверное, это мастера спорта. Давайте выполним несколько упражнений.

t1711222624ai.png

1– стоя, руки на пояс. Выполнить перекаты с пятки на носок на обеих стопах одновременно, затем с носка на пятку (3 раза).

2 – Повернуть туловище вправо, вернуться в исходное положение, затем влево, вернуться в исходное положение. При выполнении упражнения положение стоп не меняется. (4 раза)

3 – Поднять плечи максимально вверх, задержать на 3 сек., вернуться в исходное положение. 3 раза.

4 – Сидя. В максимально вытянутой руке держать яркий, небольшой предмет (цветок) и внимательно смотреть на него. Затем медленно поднести предмет к носу. Как только предмет превратится в одно яркое пятно, досчитать до 5 и медленно отвести руку обратно.

5 – Быстро поморгать примерно 5-7 сек., закрыть глаза на 5 секунд.

Учитель: - У вас на партах лежит буква. Нашли? Давайте прикрепим буквы на доску в том порядке, в каком я скажу. И мы угадаем профессию следующего мастера их города мастеров.

 

ВЕЦДАПРО

- Посмотрите внимательно на слово? По-моему у нас возникла какая-то проблема. Давайте изменим слово так, чтобы получилось название профессии. (Подсказка: нужно переставить слоги местами).

Верно, это ПРОДАВЕЦ (прикрепляется картинка на доску). Что делает продавец? Какое его основное действие? Правильно, продавец продает. А как мы назовем человека, который покупает? Верно, ПОКУПАТЕЛЬ. И сейчас мы выполним задание.

 

t1711222624aj.png

У вас в рабочих листах есть такая же схема, как на доске. Слева нарисован покупатель, справа – продавец. В центре написаны словосочетания. Ваша задача: распределить словосочетания между продавцом и покупателем. Соедините линией слово «ПОКУПАТЕЛЬ» с нужными словосочетаниями. Тоже проделайте со словом «ПРОДАВЕЦ». При распределении словосочетаний задавайте себе вопрос: что делает…. Что делает продавец? Что делает покупатель?

Проверка.

Покупатель: выбирает продукты, спрашивает цену, оплачивает покупку.

Продавец: предлагает товар, взвешивает фрукты, отдает сдачу.

Логопед: вызывает одного ученика для работы на доске. Необходимо выписать словосочетание: предлагает товар, подчеркнуть в нем д-т.

Учитель: - «Дорогие ребята! У нас вышел спор. Что самое важное для жителей Города Мастеров?» Чтобы ответить на этот вопрос, разгадайте кроссворд «Кто что делает?». Давайте вспомним персонажей нашего города, с которыми мы познакомились сегодня. И их действия.

1. доктор - лечит

2. строитель - строит

3. художник - рисует

4. продавец – продает

Л

Е

Ч

И

Т

 

 

 

 

 

С

Т

Р

О

И

Т

 

Р

И

С

У

Е

Т

 

 

П

Р

О

Д

А

Е

Т

 

Логопед. Кто догадался, что самое важное для жителей Города Мастеров? Конечно, это слово ТРУД. Какая буква в слове ТРУД стоит на конце? Правильно, буква «Д». А какой слышится звук при произношении? «Т». Какое проверочное слово можно подобрать?

 

Подбор родственных слов.

Логопед: - Подберите родственные слова к слову труд, которые отвечают на вопрос какой? Какое слово объединяет все эти слова? Как называется общая часть родственных слов? В карточке слова: труд, трудный, трудовой, трудолюбивый. Выделите корень.

Работа с пословицами.

Вспомним мудрость народа о труде (детям раздают индивидуальные карточки, одна на парту).

Прочитайте пословицы. Объясните, как вы понимаете смысл прочитанной пословицы.

Без труда не вытащишь и рыбку из пруда.

Кто любит труд, того люди чтут.

Труд кормит, а лень портит.

Какие труды, такие и плоды.

Логопед: - В рабочих листах у вас написана пословица: Кто любит труд, того люди чтут.

Впишите пропущенные буквы.

Работа с сигнальными карточками.

Логопед: - Ребята, сейчас я буду называть профессии. Если вы услышите звук Д в слове, поднимите букву Д. Если услышите Т, поднимите букву Т. (Работа с сигнальными карточками)

Доярка, штукатур, садовник, художник, пастух, портной, продавец, пилот, почтальон, строитель

Учитель: - Конечно, ребята, в городе мастеров живут гораздо больше людей разных профессий. И сейчас я вам предлагаю посчитать профессии вместе со мной. Я буду читать вам стихотворение «Школа», а вы будете считать профессии.

План на бумаге чертил инженер.

Место под стройку отвёл землемер.

Каменщик ровные стены сложил.

Кровельщик шифером крышу покрыл.

Рамы оконные сделал столяр.

Стены и двери покрасил маляр.

Плотник паркетом полы настелил.

Слесарь горячую воду пустил.

Электролампы повесил монтёр.

Парты со склада доставил шофёр.

Мастер дорожный асфальт проложил.

В парке цветы садовод посадил.

Вот сколько было закончено дел,

Чтобы за партой ты в школе сидел!

 

- Так сколько же перечислено профессий в одном стихотворении? Правильно – 12.

Учитель: - Молодцы, ребята. Хочу обратить внимание на стенд в классе. На нем висят ваши рисунки «Моя будущая профессия». Пусть каждый из вас назовет свою будущую профессию.

 

Рефлексия. Подведение итогов.

Логопед: - Ребята, наше занятие подошло к концу. Вы были сегодня очень активны. Чем мы занимались сегодня на уроке?

Правильно, мы учились различать звуки и буквы Д-Т. И знакомились с разными профессиями.

Что больше всего вам понравилось на занятии?

Дорогие ребята, мы уверены, что у каждого из вас будет своя любимая профессия и вы будете мастером своего дела, как жители Города Мастеров.

 

 

 

 

 

 

Выполняют работу в рабочих листах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответы детей.

 

 

 

 

 

 

 

Ответ детей: доктор Айболит

 

В слове доктор первый звук д. Последний звук в слове Айболит – т.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

За верхними зубами.

Дети. [т] – глухой, т. к. горлышко молчит.

[д] – звонкий, т. к. горлышко дрожит.

Дети. [т] – согласный, глухой, твёрдый.

[д] – согласный, звонкий, твёрдый.

 

Дети выполняют гимнастику.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В букве д два элемента, в букве т – три.

Дети записывают буквы в строчку.

Ответ детей: доктор лечит.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети называют предметы для чемодана доктора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети собирают пазл, работа в парах.

 

 

 

Ответ детей: строитель строит.

 

Дети читают слоги.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Буквами Д-Т.

 

 

 

 

Ответ детей: художник.

 

Художник рисует.

 

 

 

 

Дети отгадывают загадки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети подписывают картины.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнение упражнений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У каждого обучающегося карточка с буквой. Дети прикрепляют буквы на доску.

Отгадывают слово.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа в листах. Распределяют словосочетания.

 

 

 

 

 

 

Один ученик работает на доске.

 

 

 

 

Называют персонажей и их действие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ учеников: ТРУД. ТРУДЫ и т.п.

Называют подходящие слова.

Подчеркивают общую часть слова

 

Рассказывают смысл пословиц.

 

 

 

 

Ученики работают в рабочих листах. Вставляют пропущенные буквы.

Поднимают сигнальные карточки.

Считают количество профессий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики рассказывают о том, какую профессию они нарисовали.

 

Отвечают на вопросы.

 

 

 


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации