Рабочая программа по внеурочной деятельности «Умники и умницы»

0
0
Материал опубликован 15 February 2022

Пояснительная записка

 

Цель курса:

развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий.

Основные задачи курса:

развитие мышления в процессе формирования основных приемов мысли­тельной деятельности: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение выделять главное, доказывать и опровергать, делать несложные выводы;

развитие психических познавательных процессов: различных видов памяти, внимания, зрительного восприятия, воображения;

развитие языковой культуры и формирование речевых умений: четко и ясно излагать свои мысли, давать определения понятиям, строить умозаключе­ния, аргументировано доказывать свою точку зрения;

формирование навыков творческого мышления и развитие умения ре­шать нестандартные задачи;

развитие познавательной активности и самостоятельной мыслительной деятельности учащихся;

формирование и развитие коммуникативных умений: умение общаться и взаимодействовать в коллективе, работать в парах, группах, уважать мнение других, объективно оценивать свою работу и деятельность одноклассников;

формирование навыков применения полученных знаний и умений в процессе изучения школьных дисциплин и в практической деятельности.

Планируемые результаты

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

Определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы).

В предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить.

Метапредметными результатами изучения курса являются формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

Регулятивные УУД:

Определять и формулировать цель деятельности с помощью учителя.

Проговаривать последовательность действий .

Учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией рабочей тетради.

Учиться работать по предложенному учителем плану.

Учиться отличатьверно выполненное задание от неверного.

Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности товарищей.

Познавательные УУД:

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).

Добывать новые знания:находитьответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную от учителя.

Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать такие математические объекты, как числа, числовые выражения, равенства, неравенства, плоские геометрические фигуры.

Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять математические рассказы и задачи на основе простейших математических моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем);

Находить и формулировать решение задачи с помощью простейших моделей (предметных, рисунков, схематических рисунков, схем).

Коммуникативные УУД:

Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи (на уровне одного предложения или небольшого текста).

Слушать и понимать речь других.

Читать и пересказывать текст.

Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и следовать им.

Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).

Предметными результатами изучения курса являются формирование следующих умений.

-описывать признаки предметов и узнавать предметы по их признакам;

-выделять существенные признаки предметов;

-сравнивать между собой предметы, явления;

-обобщать, делать несложные выводы;

-классифицировать явления, предметы;

-определять последовательность событий;

-судить о противоположных явлениях;

-давать определения тем или иным понятиям;

-определять отношения между предметами типа «род» - «вид»;

-выявлять функциональные отношения между понятиями;

-выявлять закономерности и проводить аналогии.


 

Содержание

В основе построения курса лежит принцип разнообразия творческо-поисковых задач. При этом основными выступают два следующих аспекта разнообразия: по содержанию и по сложности задач.

Развитие восприятия. Развитие слуховых, осязательных ощущений. Формирование и развитие пространственных представлений. Развитие умения ориентироваться в пространстве листа. Развитие фонематического слуха. Развитие восприятия времени, речи, формы, цвета, движения. Формирование навыков правильного и точного восприятия предметов и явлений. Тренировочные упражнения и дидактические игры по развитию восприятия и наблюдательности.

Развитие памяти. Диагностика памяти. Развитие зрительной, слуховой, образной, смысловой памяти. Тренировочные упражнения по развитию точности и быстроты запоминания, увеличению объёма памяти, качества воспроизведения материала.

Развитие внимания. Диагностика произвольного внимания. Тренировочные упражнения на развитие способности переключать, распределять внимание, увеличение объёма устойчивости, концентрации внимания.

Развитие мышления. Формирование умения находить и выделять признаки разных предметов, явлений, узнавать предмет по его признакам, давать описание предметов, явлений в соответствии с их признаками. Формирование умения выделять главное и существенное, умение сравнивать предметы, выделять черты сходства и различия, выявлять закономерности. Формирование основных мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, умения выделять главное и существенное на основе развивающих заданий и упражнений, путем решения логических задач и проведения дидактических игр.

Развитие речи. Развитие устойчивой речи, умение описывать то, что было обнаружено с помощью органов чувств. Обогащение и активизация словаря учащихся. Развитие умения составлять загадки, небольшие рассказы - описания, сочинять сказки. Формирование умения давать несложные определения понятиям.

 

 

 

 

 

 

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных операций.

Тренировка слуховой памяти.

Тренировка зрительной памяти.

Развитие логического мышления.

Совершенствование воображения.

Развитие быстроты реакции.

Логически-поисковые задания.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Совершенствование мыслительных операций.

Тренировка зрительной памяти.

Развитие логического мышления.

Совершенствование воображения.

Развитие быстроты реакции.

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания.

Тренировка слуховой памяти.

Тренировка зрительной памяти.

Развитие логического мышления.

Совершенствование воображения.

Развитие быстроты реакции.

Развитие концентрации внимания.

Тренировка внимания.

Тренировка слуховой памяти.

Тренировка зрительной памяти.

Развитие логического мышления.

Развитие наглядно-образного мышления.

Развитие быстроты реакции.

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Тренировка внимания.

Тренировка слуховой памяти.

Тренировка зрительной памяти.Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Умники и умницы». 2 класс

 

занятия в году

Дата проведения

Тема занятия

Виды деятельности

1

 

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления.

Выполнение заданий на выявление уровня развития познавательных процессов на начало года.

2

 

Развитие концентрации внимания.

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение заданий на развитие концентрации внимания.Выполнение логически-поисковых заданий

3

 

Совершенствование мыслительных операций.

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение заданий на тренировку внимания

Выполнение логически-поисковых заданий .

Решение логических задач на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

4

 

Тренировка слуховой памяти.

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение заданий на развитие слуховой памяти.

Выполнение логически-поисковых заданий.

Решение логических задач на развитие аналитических способностей и способности рассуждать

5

 

Тренировка зрительной памяти.

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение заданий на развитие зрительной памяти.

Решение логических задач на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

6

 

Развитие логического мышления.

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение заданий на поиск закономерностей.

Выполнение логически-поисковых заданий.

Решение логических задач на развитие аналитических способностей и способности рассуждать

7

 

Совершенствование воображения.

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение заданий на совершенствование воображения. Выполнение логически-поисковых заданий. Ребусы. Задания на развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек.

8

 

 

 

2 четв

 

Развитие быстроты реакции.

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение заданий на развитие быстроты реакции.

Выполнение логически-поисковых заданий.

Решение логических задач на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

9

 

Логически-поисковые задания.

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение логически-поисковых заданий

Решение логических задач на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

10

 

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение заданий на тренировку внимания

Упражнения на развитие двигательной сферы.

Выполнение логически-поисковых заданий .

Решение логических задач на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

11

 

Совершенствование мыслительных операций.

 

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение заданий на развитие слуховой памяти.

Выполнение логически-поисковых заданий.

Решение логических задач на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

12

 

Тренировка зрительной памяти.

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение заданий на развитие зрительной памяти.

Выполнение логически-поисковых заданий.

Решение логических задач на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

13

 

Развитие логического мышления.

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение заданий на поиск закономерностей.

Упражнения на развитие двигательной сферы.

Выполнение логически-поисковых заданий.

Решение логических задач на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

14

 

Совершенствование воображения.

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение заданий на совершенствование воображения.Выполнение логически-поисковых заданий. Ребусы.Задания на развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек.

15

 

 

3 четв.

 

Развитие быстроты реакции.

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение заданий на развитие быстроты реакции.

Выполнение логически-поисковых заданий.

Решение логических задач на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

16

 

Развитие концентрации внимания.

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение заданий на развитие концентрации внимания.Выполнение логически-поисковых заданий

Решение логических задач на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

17

 

Тренировка внимания.

 

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение заданий на тренировку внимания

Выполнение логически-поисковых заданий .

Решение логических задач на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

18

 

Тренировка слуховой памяти.

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение заданий на развитие слуховой памяти.

Решение логических задач на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

19

 

Тренировка зрительной памяти.

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение заданий на развитие зрительной памяти.

Выполнение логически-поисковых заданий.

Решение логических задач на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

20

 

Развитие логического мышления.

Выполнение логически-поисковых заданий.

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение заданий на поиск закономерностей.

Решение логических задач на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

21

 

Совершенствование воображения.

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение заданий на совершенствование воображения.Выполнение логически-поисковых заданий. Ребусы.Задания на развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек.

22

 

Развитие быстроты реакции.

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение заданий на развитие быстроты реакции.

Выполнение логически-поисковых заданий.

Решение логических задач на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

23

 

Развитие концентрации внимания.

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение заданий на развитие концентрации внимания.Выполнение логически-поисковых заданий Решение логических задач на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

24

 

Тренировка внимания.

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение заданий на тренировку внимания

Выполнение логически-поисковых заданий .

Решение логических задач на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

25

 

 

4 четв

 

Тренировка слуховой памяти.

Выполнение заданий на развитие слуховой памяти.

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение логически-поисковых заданий.

Решение логических задач на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

26

 

Тренировка зрительной памяти.

Выполнение заданий на развитие зрительной памяти.

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Упражнения на развитие двигательной сферы.

Выполнение логически-поисковых заданий.

Решение логических задач на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

27

 

Развитие логического мышления.

Выполнение логически-поисковых заданий.

Решение логических задач на развитие аналитических способностей и способности рассуждать Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение заданий на поиск закономерностей.

28

 

Развитие наглядно-образного мышления.

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение заданий на совершенствование воображения.Выполнение логически-поисковых заданий. Ребусы.Задания на развитие пространственного воображения. Задания по перекладыванию спичек.

29

 

Развитие быстроты реакции.

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение заданий на развитие быстроты реакции.

Выполнение логически-поисковых заданий.

Решение логических задач на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

30

 

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Решение логических задач на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение заданий на развитие концентрации внимания.Выполнение логически-поисковых заданий.

31

 

Тренировка внимания.

Выполнение заданий на развитие слуховой памяти.

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение логически-поисковых заданий .

Решение логических задач на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

32

 

Тренировка слуховой памяти.

Выполнение заданий на развитие слуховой памяти.

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение логически-поисковых заданий.

Решение логических задач на развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

33

 

Тренировка зрительной памяти.

Выполнение заданий на развитие зрительной памяти.

Задания на сообразительность, быстроту реакции.

Выполнение логически-поисковых заданий.

34

Выявление уровня развития внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления на конец учебного года.

Выполнение заданий на выявление уровня развития познавательных процессов. Подведение итогов за год. Конкурс эрудитов.

 

 

Итого за год – 34 часа.

 

 


 

 

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.