Конспект интерактивного занятия: «Космос вчера, сегодня и завтра. Планеты солнечной системы».

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ Школа 1392 им. Д. В. Рябинкина, ОП Д 5
Конспект интерактивного занятия:
«Космос вчера, сегодня и завтра. Планеты солнечной системы».
Материал подготовила:
Воспитатель: Соколов анна Вячеславовна.
Москва 2025
Конспект интегрированного занятия
Тема: «Космос: вчера, сегодня, завтра. Планеты солнечной системы»
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное.
Возрастная группа: старший дошкольный возраст
Цель: Сформировать у детей потребность узнать новое по теме «Космос», вызвать у детей желание создать модель солнечной системы средствами продуктивной деятельности.
Задачи:
Образовательные
Расширить и систематизировать знания детей о космосе, планетах Солнечной системы, небесных телах.
Обучать детей опыту алгоритмической и совместно-распределительной деятельности, умению пользоваться технологическими картами.
Формировать умение объединяться в микрогруппы по 4 человека.
Развивающие
Развивать познавательный интерес, любознательность и стремление к самостоятельному поиску информации.
Совершенствовать навыки продуктивных видов деятельности таких как: конструирование (создание модели), изобразительная деятельность (аппликация, рисование)
Воспитательные
Воспитывать стремление действовать согласованно, договариваться о том, кто какую часть работы будет выполнять.
Воспитывать чувство гордости за достижения отечественной космонавтики.
Методы и приемы:
1. Словесные методы
Рассказ: Педагог рассказывает интересные факты о космосе, планетах, звездах, используя доступный для понимания детей язык.
Беседа: Вопросы педагога стимулируют детей делиться своими знаниями и мыслями о космосе.
2. Наглядные методы
Демонстрация: Использование картинок, плакатов, макетов планет и звезд.
3. Практические методы
Экспериментирование: Простые эксперименты, Лепка или аппликация моделей планет. Совместное создание общей модели Солнечной системы.
Ход образовательной деятельности:
Вводный этап. Мотивация
Воспитатель: Какое событие скоро будет отмечать страна?
Дети: День Космонавтики!
Воспитатель: Что изучают космонавты?
Дети: Космонавты изучают космос, солнечную систему, звезды, планеты, кометы…
Воспитатель: Правильно! Космонавты изучают солнечную систему.
Создание проблемной ситуации:
Воспитатель: Можете ли вы сами создать модель солнечной системы?
Дети: Нет!
Воспитатель: А вы знаете, что это такое?
Дети: Да! (Нет!)
Целеполагание:
Воспитатель: Подумайте и скажите, что мы должны сегодня узнать?
Дети: Мы должны узнать, что такое солнечная система и сделать модель солнечной системы.
Воспитатель: Где мы будем искать информацию о солнечной системе?
Дети: Узнаем из книг, спросим у взрослых.
Основной этап
Дети распределяются и работают с книгами (2-3 мин)
Заполнение таблицы
Воспитатель: Почему солнечная система называется «солнечной»?
Дети: Солнце находится в центре.
Воспитатель: Что оно нам дает?
Дети: Солнце нам дает тепло и яркий свет.
Воспитатель: Солнце — это планета или звезда?
Дети: Это звезда
Воспитатель: Что еще узнали?
Дети: Вокруг солнца движутся планеты.
Воспитатель: Давайте вспомним названия планет.
Проводится пальчиковая гимнастика «Планеты».
Воспитатель задает уточняющие вопросы:
- Сколько всего планет? (9)
- Особенности планет? (Есть маленькие и большие, находятся на разном расстоянии от солнца)
- Как называется наша планета и чем она отличается от других планет? (Земля - единственная планета, на которой есть жизнь)
Воспитатель: Какие объекты еще встречаются в космосе?
Дети: Звезды и кометы
Воспитатель: Чем они отличаются? (Выслушиваются ответы детей: звезд на небе много, скопления звезд называется созвездие, при ночном небе звезды светятся, а при дневном их не видно; комета – это падающая звезда, у нее есть голова (шар), хвост)
Воспитатель: Итак, смогли ли мы узнать об объектах солнечной системы?
Дети: Да!
Воспитатель: Сможем сами сделать модель солнечной системы? (Да)
Объединение в группы и распределение способов деятельности.
Воспитатель: Подойдите к столу и выберите карточку, на которой изображено, то чем бы вы хотели заняться, а затем объединитесь в группы по 4 человека.
Дети выбирают карточку-символ с изображением вида деятельности и объединяются в группы по 4 человека
Практическая часть
Конкретизация групповой цели
1 группа – изготовление панно в нетрадиционной технике «Рисование восковыми мелками, гуашью»
Воспитатель: (обращается к первой подгруппе детей). Перед вами картинки-подсказки (Технологическая карта № 1).
Посмотрите внимательно на картинку-подсказку и скажите мне, как вы будете рисовать панно?
- рисуем объекты солнечной системы (звезды, планеты, кометы и т.д.) восковыми мелками.
- тонируем рисунок гуашью.
Сейчас вы договоритесь, кто из вас будет рисовать восковыми мелками, а кто тонировать рисунок гуашью, и приступайте к оформлению «космического панно».
2 группа - изготовление модели солнечной системы
Воспитатель обращается ко второй подгруппе детей:
Дети из другого детского сада, решили нам помочь и сделали для вас заготовки-лучики из салфеток и макеты планет, нам осталось наклеить лучики на основу и правильно расположить планеты.
- Берем лучики-заготовки
- Изнаночную сторону промазываем клеем
- «Лучики» приклеиваем на основу-шар
Для того чтобы правильно расположить планеты вокруг солнца посмотрите на карту-подсказку.
Дети работают в группах, воспитатель в процессе занятия подходит к детям, оказывает помощь (звучит «Космическая» музыка).
Затем воспитатель обращается к детям:
Воспитатель: Все ли у вас готово?
Дети: Да!
Воспитатель: Ребята, расскажите гостям, что и как вы делали.
(Дети делятся опытом, рассказывают последовательность выполнения задания с опорой на технологическую карту)
Заключительный этап
Рефлексия
- Что мы сегодня с вами узнали? (Мы узнали о солнечной системе)
- Что мы сделали? (Сделали модель солнечной системы)
- Зачем вам нужна модель солнечной системы? (Чтоб рассказать друзьям.)
Воспитатель: Еще можно украсить зал к празднику, это будет нашим сюрпризом!