Конспект интерактивного занятия «Вежливые слова»
Педагог-психолог
МБДОУ №5 д/с «Подсолнушек»
Монастырёва О.В.
Конспект интерактивного занятия «Вежливые слова»
Цель: Способствовать формированию дружеских взаимоотношений детей в группе, сплочению детского коллектива.
Задачи:
формировать навыки культурного поведения в группе и в повседневной жизни;
закрепить у воспитанников полученные знания о культуре поведения, общения друг с другом;
воспитывать доброту, отзывчивость, вежливость.
Интерактивное занятие «Вежливые слова».
Психолог: «Ребята, сегодня мы с вами поговорим о правилах поведения и вежливых сло……», в группу вбегает Буратино и не здороваясь ходит по группе и везде суёт свой длинный нос.
Психолог: «Так, так, так, а что это за некультурный мальчик зашёл к нам в гости?»
Буратино: «Аааа, меня Буратино зовут, а почему вы сразу обзываетесь?»
Психолог: «Как же мы тебя обозвали???»
Буратино: «Некультурный!»
Психолог: «А вот мы сейчас спросим у ребят, как поступил бы в этом случае культурный ребёнок. Ребята, перед тем как открыть дверь в помещение, где идёт мероприятие, что нужно сделать? /постучать, спросить разрешения/. А ты постучал?
Буратино: «Нет».
Психолог обращается к Буратино: «А когда мы приходим в гости, что мы в первую очередь говорим?» (Далее Психолог "П", Буратино "Б").
Б: «Ураааа!»
Дети: нет.
Б: «Алле!»
Дети: Нет.
Б: «Аааа, налейте чаю!»
Дети: нет. Буратино чешет голову в раздумье.
П: «Ладно Буратино, не мучайся, дети скажите ему, что нужно говорить при встрече». Дети: Здравствуйте / привет.
П: «Всё правильно, но только нужно помнить, что если мы здороваемся со взрослыми нужно говорить «Здравствуйте», а если с друзьями, то можно говорить «Привет».
Б: Ну я всё понял! Здравствуйте!
П: «Здравствуй! А знаешь Буратино, ты попал к нам не случайно, ведь у нас как раз урок вежливости проходит, оставайся и ты узнаешь много нового, полезного и интересного».
Б: « С удовольствием!».
П: «Ну тогда продолжим…»
Стихотворения про вежливые слова.
П: «Что сказать, когда войти,
Как в гостях себя вести,
Что с волшебными словами
Делать дома и в пути?
Чтобы это узнать мы поиграем в игру «Как можно?»
поздороваться,
попрощаться;
поблагодарить;
вежливо попросить;
вежливо отказать;
вежливо обратиться.
П: «Ребята, давайте поиграем с вами в игру «Друг к дружке»
В этой игре нужно делать всё очень быстро, внимательно слушать музыку.
Как только музыка закончиться я скажу «друг к дружке», вы должны найти себе партнёра и пожать ему руку, а дальше здороваться разными частями тела, например ухо к уху; нос к носу; лоб ко лбу; колено к колену; локоть к локтю; пятка к пятке; правая рука к правой руке; спина к спине; плечо к плечу.
П: Молодцы ребята, немного подвигались, а теперь проходите пожалуйста на свои места.
Чтение коротких рассказов В. А. Сухомлинского. Обсуждение, после каждого прочитанного рассказа.
«Красивые слова и красивые дела».
Среди поля стоит маленькая хатка. Её построили для того, чтобы в ненастье люди могли спрятаться и пересидеть в тепле.
Однажды среди летнего дня небо обложили тучи, пошел дождь. В лесу в это время были трое мальчиков. Они вовремя спрятались от дождя и смотрели, как с неба льют потоки воды.
Вдруг они увидели: к хатке бежит мальчик лет десяти. Они не знали его, мальчик был из соседнего села. Он промок до нитки и дрожал от холода.
И вот самый старший из тех, кто убежал от дождя и сидел в сухой одежде, сказал:
– Как это плохо, что ты, мальчик, попал под дождь. Мне жаль тебя…
Второй мальчик тоже произнес красивые и жалостливые слова.
– Наверно, страшно очутиться в такую погоду среди поля. Я сочувствую тебе, мальчик…
А третий не сказал ни слова. Он молча снял свою рубашку и отдал дрожащему от холода мальчику.
Красивы не красивые слова. Красивы красивые дела.
«Как Андрейка перевёз Нину».
Андрейка и Нина возвращались из школы. На их пути был овражек. Пригрело солнце, растаял снег, и в овраге побежала вода.
Шумит в овражке бурливый ручеёк. Стоят перед ручейком Андрейка и Нина.
Андрейка быстро перешёл через ручеек и стал на противоположном берегу. Посмотрел мальчик на Нину, и ему стало стыдно. Ведь он в сапожках, а Нина – в туфлях. Как же она перейдёт?«Ой, как нехорошо я сделал, – подумал Андрейка. – Почему я сразу не увидел, что Нина в туфлях?» Мальчик вернулся назад, подошел к Нине и говорит:
– Это я хотел узнать, глубоко ли. Ведь переправляться будем вдвоём.
– Как? – удивилась Нина. – Ведь я в туфлях.
– Садись мне на спину, – сказал Андрейка. Нина села Андрейке на спину, и мальчик перевез её.
Психолог: «Ребята, а давайте дополним этот рассказ. Например, что сказала бы Нина Андрейке, когда он перенёс её через ручей? А чтобы ответил Андрейка?»
Физкультминутка «Быстро встаньте».
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите.
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Во время бега у Буратино выпадают разноцветные картинки.
П: Буратино, что это сыпется у тебя из карманов? Ребята помогите собрать Буратино картинки и садитесь на свои места.
Б: Ой! Я совсем забыл, эти картинки мне дал папа Карло и сказал, что они помогут мне понять, что такое хорошо, а что такое плохо. Но….. что то я ничего не понял. Может мне ребята помогут?
П: Буратино, а какое нужно сказать вежливое слово?
Б: Пожалуйста!
Дети по одному подходят к Буратино, берут картинку, показывают её остальным ребятам и говорят, хороший изображён поступок или плохой. (Приложение 1)
Б: Спасибо вам ребята, вы так меня выручили! Как хорошо, что я познакомился с вами! Теперь я знаю вежливые слова, знаю что такое хорошо и что такое плохо! А теперь мне пора домой!
П: Подожди Буратино, полученные знания необходимо закреплять. Давай вместе с ребятами поразгадываем загадки.
«Отгадай загадку».
1. Растает даже ледяная глыба от слова теплого …(Спасибо).
2.Зазеленеет старый пень, когда услышит…(Добрый день).
3.Если больше есть не в силах, скажем маме мы … (Спасибо).
4.И во Франции, и в Дании на прощание говорят…(До свидания).
5.Говорить друзьям не лень, улыбаясь…(добрый день)
6.Друг другу на прощание мы скажем…(до свидания)
7.Друг друга не стоит винить, лучше скорее…(извинить).
8.До чего ж оно красиво слово доброе…(спасибо).
9.Когда виноваты, сказать спешите, прошу вас, пожалуйста…( извините).
10.Мальчик вежливый и развитый, говорит, встречаясь…(здравствуйте).
11.Когда нас бранят за шалости, говорим…(простите пожалуйста)
А для того, чтобы у Вас было много друзей, помните несколько советов кота Леопольда:
- Никогда не груби своим товарищам.
- Не называй обидными словами.
- Не давай прозвищ.
- Не толкайся и не дерись.
Психолог: «Ребята, наше занятие подходит к концу и нам пора прощаться с нашим гостем. Буратино, что нужно сказать на прощание?»
Буратино: «Досвидания!» А ещё я хочу сказать спасибо. Я столько полезного узнал на вашем занятии».
Психолог и дети прощаются с Буратино.
Приложение 1