Сценарий занятия в кружке «Азбука общения» на тему «Вежливые слова и поступки» (1–3 класс)

2
0
Материал опубликован 24 May 2018

СЦЕНАРИЙ

занятия в кружке «Азбука общения»

для обучающихся 1-3 классов


 

Автор - разработчик:

КРИЦКАЯ ОЛЬГА ВЯЧЕСЛАВОВНА – методист МБУ ДО ДДТ

Тема занятия: «ВЕЖЛИВЫЕ СЛОВА И ПОСТУПКИ»

Цель: прививать навыки культурного поведения детей в общении друг с другом и другими людьми.

Задачи:

Продолжать учить пользоваться вежливыми словами. 

Познакомить с историй слова «спасибо».

Расширять понятие детей о культуре поведения.

Ход занятия

Организационная часть.

Педагог: Здравствуйте, дорогие друзья! Я рада видеть вас на занятии. Сегодня у нас в гостях педагоги Дома детского творчества. Поприветствуем их. Вспомните разные слова приветствия. (Дети приветствуют разными словами).

Основная часть.

  1. Беседа о вежливости.

Педагог: Ребята, с каким настроением вы сегодня пришли на занятие? А почему? Давайте поделимся своими мыслями и настроением со всеми.

(Игра «Мое настроение» - дети передают мяч, говорят о том, какое у них настроение и почему.)

Дети, как вы думаете, а от чего может быть хорошим настроение у ваших родителей? (Ответы детей)

Я уверена, что у всех без исключения родителей настроение становится хорошим тогда, когда они видят своих детей хорошими людьми. А каким должен быть человек, чтобы его называли «хорошим»? ( Добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми.)

Вот сколько замечательных качеств у хорошего человека. Обо всем мы на одном занятии точно не успеем поговорить. Давайте поговорим о вежливости, о вежливых словах, о том, как быть вежливым в различных ситуациях.

А что значит быть вежливым?

Какие вежливые слова вы знаете?

Сколько вежливых слов вы говорите в день? Давайте посчитаем.

(Анализируется день и слова, которые говорят дети в течение дня.)

Ребята, а кто из вас вежливый?

Вежливые слова – это слова, от которых людям становится теплее, радостнее, светлее. В слове заключена великая сила. Доброе слово может подбодрить человека в трудную минуту, может помочь рассеять плохое настроение. Но не только слова должны быть у нас добрыми. Надо, чтобы и поступки ваши были разумными, ясными, добрыми, чтобы никогда вам не приходилось за них краснеть, стыдиться. Надо стараться всегда и во всем быть полезным людям.

Для того чтобы дети лучше запоминали вежливые слова и то, где и когда их надо употреблять, придумано много стихов, загадок. Наверняка и вы слышали такие стихи и загадки. Давайте с их помощью еще раз вспомним, а если не знали – узнаем вежливые слова.

Вежливые слова

Встретив зайку, ёж-сосед
Говорит ему: «…»
(Привет!)

А его сосед ушастый
Отвечает: «Ёжик, …»
(Здравствуй!)

К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: «…»
(До свиданья!)

Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он «…»
(Извини!)

Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: «…»
(Спасибо!)

Чудно пел среди ветвей
Голосистый соловей,
И ему на всю дубраву
Воробьи кричали: «…»
(Браво!)

Толстая корова Лула
Ела сено и чихнула.
Чтобы не чихала снова,
Мы ей скажем: «…»
(Будь здорова!)

Говорит Лиса Матрёна:
«Отдавай мне сыр, ворона!

Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!»
Ты, Лиса, не жалуйся,
А скажи: «…»
(Пожалуйста!)

Бегемот и Слон, поверь,
Не пролезут вместе в дверь.
Тот, кто вежливей, сейчас
Скажет: «Только…»
(после вас!)

Муха Жу, хоть не хотела,
В скорый поезд залетела.
Ей букашки Фло и Фти
Скажут: «…»
(Доброго пути!)

Бык ромашек накосил
И барана пригласил.
Тот один съел угощенье,
Но сказал: «…»
(Прошу прощенья!)

Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: «…»
(Добрый день!)

На закате мотылёк
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: «…»
(Добрый вечер!)

Катя пупсика Игнатку
Уложила спать в кроватку –
Больше он играть не хочет,
Говорит: «…»
(Спокойной ночи!)

Дети Даша и Егорка
Сыр для пиццы трут на терке.
Просят мышки из норы:
«Дайте! Будьте...»
(так добры!)

Увидали обезьяны,
Слон под пальмой ест бананы,
И кричат ему они:
«Вкусно? Ты хоть намекни!»
Вежлив слон, не сомневайтесь,
Он им скажет: «…»
(Угощайтесь!)

Повстречал кабан в лесу
Незнакомую лису.
Говорит красавице:
«Разреши …
(представиться!)

Девочка Рита возле дорожки
Стол накрывает собаке и кошке.
Плошки расставив, скажет им Рита
«Ешьте! Приятного вам …»
(аппетита!)

Видела девочку – Настенку,

Я на улице сейчас.

Настя - славная девчонка,

Настя ходит в 1класс!

Но давно уже от Насти

Я не слышу слова… (Здравствуйте)

Встретил Витю, я соседа,

Встреча грустная была:

На меня он, как торпеда,

Налетел из-за угла!..

Но представьте! – зря от Вити

Ждал я слова… (Извините)

А слово – то какое. Очень дорогое.

Дед про внучку говорил:

Я портфель ей подарил,

Вижу, очень рада!

Но – нельзя ж молчать как рыба,

Ну, сказала бы…(Спасибо).

Итог: Ну что же, вы знаете вежливые слова. Не стесняйтесь употреблять их, вспоминайте о них при каждом удобном случае.

2.2.. Беседа об истории слова «спасибо».

Педагог: Ребята, вот девочка в последней истории не сказала слово «спасибо» за что? А за что говорят спасибо? За что и кому вы говорите спасибо? (Ответы детей)

В древние времена наши предки, говоря слова благодарности, использовали только глагол «благодарить»: они произносили: «Благодарствую!», «Благодарю!». Как вы понимаете значение этого слова, из каких слов оно сложилось? (Ответы детей)

Но со временем слово «благодарю» заменили на «спасибо».
Родилось оно в XVI-м веке из словосочетания
«спаси Бог». Впоследствии выражение преобразовалось, сократилось. И на свет появилось всем нам знакомое с детства слово «спасибо». Это слово есть на всех языках мира. Предлагаю разучить, как звучит слово «спасибо» в разных странах.

Английский: Тhank you (сэнк ю)

Грузинский: Mahd-lobt (мадлобт)

Датский: Tak (цак)

Итальянский: Grazie (грацие)

Китайский: Xie-xie (Сье-сье)

Немецкий: Danke schön (данке шон)
Польский: Dziekuje bardzo (джинкуе бардзо)

Татарский: Rekhmet (рехмет)
Французский: Merci beaucoups (мерси боку)

Чешский: Czech: Dekuju (дякую)

Японский: Domo arigato (домо аригато)

Итог: Думаю, что придя домой сегодня, вы порадуете своих родных благодарностью на русском или каком-то иностранном языке. Главное – не забывать говорить слова благодарности.

2.3. Обыгрывание ситуаций.

Педагог: Продолжаем разговор о вежливости. Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Старшие стараются научить младших вести себя вежливо и культурно в разных ситуациях. А вы, ребята, уже много знаете о правилах вежливого поведения, знаете много вежливых слов, так что я предлагаю вам побыть в роли взрослого, который дает наставления ребенку.

Первая ситуация.

Пусть Ваня будет папой, а Максим и Никита - его дети. Вы собираетесь в гости. «Папа» должен объяснить «детям», как нужно и как нельзя вести себя в гостях.

Вторая ситуация.

Мама велела прийти домой в 3 часа дня. Но у вас нет часов. Вы гуляете в парке, где на лавочке сидит старичок и читает газету. Вам придётся обратиться к нему. Как вы это сделаете?

Третья ситуация.

Сейчас послушайте вопрос-задачу и скажите, какую ошибку допустил Костя. «Приходит утром Костя в школу. Костя, увидев в классе учительницу, обрадовался, подбежал к ней и начал рассказывать, какую он вчера интересную книгу читал». (Ответы)

Правильно. Не берите пример с такого мальчика. Запомните, что при входе в класс нужно аккуратно раздеться, культурно и вежливо пройти, здороваясь со старшими и со своими друзьями. А если вы пришли вместе с одноклассницей девочкой. Кто первым должен войти в класс? Вежливый мальчик всегда пропускает девочку вперед, а вежливая девочка – благодарит мальчика за это.

Итог: Надеюсь, вы все стараетесь поступать именно так.

Игры на закрепление.

Педагог: Друзья, предлагаю вам поиграть. Игры все вам знакомы, изменяется лишь тема игры. Поэтому о правилах я много говорить не буду.

Игра «Я знаю…»

Педагог: Предлагаю поиграть в игру «Я знаю..», но не просто называть слова, а с повторением с предыдущих слов. А называть мы будем вежливые слова.

Игра «Угадай-ка»

Педагог: Выбираем водящего, я загадывает ему вежливое слово. Водящий должен объяснить, где и когда это слово употребляться. Все остальные должны отгадать слово.

Игра «Вежливо – невежливо»

Педагог: Мы все становимся в круг. Я говорю фразу. Если фраза вежливая – вы садитесь на корточки, если нет – стоите.

- счастливого пути;

- чао!

- приветствую вас;

- не болей – не кашляй;

- добрый день;

- до скорой встречи;

- чмоки-чмоки;

- извините;

- простите;

- красавчик, дай пять;

- спасибо.

Игра «Кроссворд»

Детям предлагается кроссворд для коллективного разгадывания.

Слово, которым следует попросить прощения у учителя. (простите)

Новому знакомому говорят: «Приятно было…» (познакомиться)

Приветствие при встрече со взрослым. (здравствуйте)

Прощаясь говорят: «До скорой …» (встречи)

Толкнув нечаянно товарища, следует сказать…. (извини)

Каким словом можно заменить слово «спасибо». (благодарю)

Какое слово вежливый человек добавляет к просьбе. (пожалуйста)

Педагог: Друзья, какое слово сложилось из букв в выделенных квадратах? Когда мы, как вежливые люди, будем употреблять его?

Итог: Молодцы, ребята. Надеюсь, вы после наших игр еще лучше запомнили, как следует вести себя в обществе, как вежливо разговаривать.

6. Заключительная часть.

Педагог: Наше занятие подходит к концу. Как вы считаете, с пользой ли прошло наше занятие или все известно и об этом больше не надо было говорить? (Ответы детей)

Ребята, помните! Вежливый человек приветлив и всегда внимателен к людям.

Вежливость - это умение вести себя так, чтобы другим было с тобой приятно.

Всякой встрече грозит расставанье,

Но увидимся с вами опять.

Так приятно сказать «До свиданья!»,

Чтобы «здравствуйте» завтра сказать.

Как бы ни было в жизни нам туго,

Нужно вежливость не растерять.

Мы окажем вниманье друг другу

И друг друга сумеем понять.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.