Конспект итоговой ОД по обучению грамоте «Сюрприз от Маши»
Конспект итоговой ОД по обучению грамоте
в подготовительной к школе группе
«Сюрприз от Маши»
Образовательная область – речевое развитие.
Продолжительность занятия 35 мин.
Форма работы: подгрупповая 12-13 человек
Цель: закрепление знаний воспитанников по основам первоначальной грамоты.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
ЗАДАЧИ:
Обучающие:
Закрепление понятий «звук, слог, слово, предложение»; совершенствование навыков звукового анализа слов, закрепление умения детей давать полную характеристику звукам речи.
Совершенствовать умения детей в делении слов на слоги; в составлении схемы к предложению и анализа предложений; упражнять в составлении предложений.
Совершенствовать фонематический слух: учить выделять звук в слове, определять его место в слове.
Обучать чтению слогов, составлению слов из предложенных слогов, читать ребусы.
Развивающие:
Активизировать и развивать словарь и лексико-грамматический строй речи;
Развивать слуховое внимание, память, активизировать мыслительную деятельность;
Развивать самостоятельность, инициативу.
Воспитывающие:
Воспитывать умение внимательно слушать и выполнять указания педагога.
Продолжать формировать умение отстаивать свою точку зрения.
Формировать чувство товарищества.
Словарная работа: предложение, слово, слог, звук, буква.
Методы: практический, игровой, наглядный, слуховой, словесный.
Дидактическое обеспечение занятия (наглядность):
Наглядный материал: Письмо с текстом, разрезная картинка «Маша», картинки-подсказки, схемы слов, игра «Поезд», буквы, игра «Полетаем», игра «Нади и раскрась букву», шкатулка, сюрприз, карточки со словами., палочки с цифрами.
Раздаточный материал: прописи, простой карандаш по количеству детей, схемы, игра «Полетаем», «Раскрась букву», корзина, мячи с цифрами
Ход образовательной деятельности
I.Вводно-мотивационная часть:
Психогимнастика «Бьющееся сердце». Дети входят и встают полукругом.
Учитель-логопед: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся. Доброе утро!
Дети встают в круг, и круг то ссужается, то расширяется. Имитация бьющегося сердца.
Учитель-логопед: Ребята, сегодня утром на столе нашла письмо. Странный какой-то конверт, на нём ничего не написано.
Давайте откроем конверт и посмотрим что там. В конверте лежит письмо, но от кого оно, мы узнаем, если соберем картинку из частей.
-Всё ясно, значит, письмо нам прислала Маша. Теперь мы можем с вами его прочесть. (Логопед читает письмо).
"Здравствуйте дорогие ребята! Хочу поздравить вас, ведь вы скоро пойдёте в школу. И по такому замечательному поводу, я приготовила для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все мои испытания. И по прохождению каждого задания вы получите подсказку, где я спрятала для вас сюрприз. Задания будут очень интересными. Желаю Вам удачи. Даю подсказку:
«Мячики лежат в лукошке,
лукошко у окошка"
Ребята, давайте найдем корзину (дети находят корзину с мячами). Смотрите, на каждом мячике цифра, такие же цифры расположены по всей группе, за каждой цифрой закреплено задание, которое надо выполнить.
- Ну что ребята начнем путешествие? (один из ребят достаёт мяч.)
По ходу всего путешествия ребята достают мячи и выполняют задания.
Вот видите, Маша приготовила задания, как вы думаете, справимся? (Да). Ну, тогда первое задание!
II. Основная часть.
1. Задание «Вопрос — ответ»
Из чего состоит наша речь? (из предложений)
С какой буквы пишется начало любого предложения? (С большой)
Что ставится в конце предложения? (точка, восклицательный знак, вопросительный знак.)
Из чего состоят предложения? (из слов)
Из чего состоит слово? (из слогов)
Из чего состоит слог? (из звуков и букв)
Чем звуки отличаются от букв? (звуки мы слышим и говорим, а буквы мы видим и пишем)
Какие бывают звуки? (гласные и согласные)
Какие бывают согласные звуки? (твердые и мягкие, глухие и звонкие, парные и непарные)
Каким цветом мы обозначаем гласные звуки? (красным)
Каким цветом мы обозначаем согласные твердые звуки? (синим)
Каким цветом мы обозначаем согласные мягкие звуки? (зеленым)
2. Игра «Рассели в вагоны».
Перед нами вот такой поезд, с тремя вагонами. Буквы тоже хотят прокатиться на нашем поезде. Мы должны рассадить их по вагонам. Сейчас слева от паровозика будут появляться буквы. Что обозначают буквы? Я буду называть слова со звуком, который обозначается этой буквой. Вы будете внимательно слушать слова. Если звук, который обозначается этой буквой, находится в начале слова, то букву мы сажаем в первый вагон, если в середине – во второй вагон, в конце слова – в третий вагон. Договорились?
Слова:
К-кот
М-компот
И- кит
Б- гриб
Т- рот
А-аист
А 4-5 детей составляют на столах схему слова.
-Молодцы, ребятки, все буквы правильно рассадили по вагончикам и мы можем двигаться дальше.
3.Гимнастика для глаз «Полетаем»
4. Повторим правило
Логопед: Молодцы! Давайте вспомним правило, как делить слова на слоги.
Дети: Сколько в слове гласных столько и слогов, это знает каждый из учеников.
И Показываем пальчиками! Звук-один пальчик, слог-два пальчика, слово-пять пальчиков, предложение-две руки вместе.
А теперь на доске появляются слова, кто-то читающий ребёнок читает это слово, а все остальные разделяют на слоги.
5.ЗАДАНИЕ В ПРОПИСЯХ…
Пропись № 2. Стр.1
6.Физкультминутка «Буквы»
В старом дереве дупло.
Это домик буквы О.
(Дети делают круговые движения руками.)
Рядом с нею на суку
Примостилась буква У.
(Садятся на корточки.)
В гости к ним издалека
Прибежала буква А.
(Бегут на месте.)
Прилетела буква Я
На спине у воробья.
(Машут руками, как крыльями.)
Буквы стали веселиться:
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут, отдохнут,
То опять плясать начнут.
(Дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями.)
7.Игра «Найди и раскрась букву»
В одной строчке есть правильно написанные, а есть перевернутые буквы
(Дети зачёркивают неправильно написанные буквы). Прочтите, что у вас получилось.
Дети: – МОЛОДЦЫ.
Учитель-логопед:
- Ребята, вот и прошли мы все испытания, кончились и все наши мячики, да только не понятно где клад? Давайте, заглянем в корзину. (Дети находят на дне корзины план). Ребята, да это же план нашей группы. И здесь показано, где находится клад. (Поиск клада).
- Ребята, здесь шкатулка и записка « Ребята, вы нашли клад, значит, справились со всеми заданиями. Молодцы, я вас поздравляю. В шкатулке вам от меня подарок. Надеюсь, что в школе вы будете учиться только на «4» и «5». С наилучшими пожеланиями. Волшебник»
- Ребята, прежде чем мы откроем шкатулку, вспомните, что мы делали сегодня на занятии. (Ответы детей).