Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад «Солнышко»
Конспект
речевого развития
по обучению грамоте
«Страна гласных звуков»
для детей
подготовительной к школе группы
Составила воспитатель
Иноземцева Н.А.
Мордово
2016г
Программные задачи:
систематизировать знания детей о гласных звуках [а], [у], [и], [о], [ы], [э];
закреплять умение выделять заданный звук в словах и определять его место в словах;
развивать фонематическое восприятие и слух;
формировать умение делить слова на слоги, применяя правило: «Сколько гласных звуков в слове, столько и слогов»;
закреплять умение соотносить звук с соответствующей буквой;
закрепить знания о графическом образе (букве) гласных звуков [а], [у], [и], [о], [ы], [э];
развивать зрительное восприятие на основе узнавания гласных букв;
развивать логическое мышление при выполнении заданий;
развивать в детях уверенность в своих силах;
развивать творческие способности детей;
воспитывать умение работать в коллективе, помогать и поддерживать друг друга.
Оборудование:
ноутбук, аудиозаписи песен (музыкальное сопровождение к заданиям), банты-украшения для детей, картина «Страна гласных звуков», предметные картинки, д/и «Где живет звук», игра «Конструктор букв», набор принадлежностей для свободного творчества: цветные и простые карандаши, клей, соленое тесто, доски для лепки, украшения букв, трафареты букв и т.д.
Ход организованной образовательной деятельности
1. Вводная часть
Воспитатель показывает детям необычную коробку. Дети рассматривают , делают предположения о содержимом. Открывают, а в ней бабочки, брошки красного цвета.
Воспитатель.
- Эти украшения для нас. Так как я предлагаю вам отправиться в гости к нашим знакомым. А в гости, как вам известно, нужно приходить аккуратными, опрятными и нарядными. (Дети примеряют украшения).
- Скажите, а к кому мы все таки отправимся? И почему у нас все украшения красного цвета? (Ответы детей)
-Подумайте, ребята, что мы обозначаем красным цветом? Правильно, гласные звуки. Мы с вами отправимся в страну гласных звуков.
Что такое гласные?
Ох, пока не ясно мне!
Объясните поскорей,
Чтобы стала я умней!
Гласные – это звуки, которые мы произносим голосом, свободно, без препятствий. Они поются, и обозначаем мы их красным цветом.
Ну что же нам пора отправляться в путь. Я предлагаю взять с собой подарок-игру, в которую мы все вместе сможем поиграть. А отправимся мы с вами на транспорте, название которого начинается с гласного звука.
На каникулах, друзья,
Я и вся моя семья.
Польшу, Францию, Каир –
Мы объедем целый мир,
Все места на глобусе
В новеньком...(автобусе)
Занимайте места, мы отправляемся в страну гласных звуков. А чтобы нам не было скучно, мы прослушаем песню, из которой узнаем, что звуки произносит не только человек, но и животные тоже издают звуки. Мы даже можем по этим звукам угадать название животного. (Дети занимают места и в сопровождении песни все отправляются в страну гласных звуков.)
Музыка №1.
2. Основная часть.
-Ребята, мы приехали. Посмотрите, какая интересная, необычная страна. Давайте подойдем поближе и рассмотрим здесь все повнимательней.
-Но почему мы здесь никого не видим, никого не встретили? Наверное, потому, что это страна звуков , а звуки невидимые.
- Как вы думаете, почему у домов красные крыши? (т.к. звуки гласные)
- А почему здесь всего 6 домов? (Потому что гласных звуков всего 6)
- Назовите их , ([a],[o],[у],[э],[ы],[и]).
Назовем слова, начинающиеся на звук [a] , например, АРБУЗ (вывешивается картинка), далее – автобус, апельсин, ананас, абрикос, актер, артист и т.д.
Назовем слова, начинающиеся на звук [о] , например, ОСЛИК (вывешивается картинка), далее – окна, обруч, облако, остров, окунь, озеро и т.д.
Назовем слова, начинающиеся на звук [у] , например, УКРОП (вывешивается картинка), далее – улитка, утюг, удочка, урожай, укроп, учитель, ученик и т.д.
Назовем слова, начинающиеся на звук [и] , например, ИГОЛКА (вывешивается картинка), далее – индюк, ирис, Илья, икра, Ирина, ива, иволга и т.д.
Назовем слова, начинающиеся на звук [э] , например, ЭСКИМО (вывешивается картинка), далее – этажи, экскаватор, экран, эхо, и т.д.
Вот сколько слов мы с вами назвали. Ребята, мы знаем что слова делятся на слоги, а гласные звуки участвуют в образовании слогов. Мы можем легко сказать сколько слогов в слове, посчитав гласные звуки. Потому что мы уже знаем правило: «Сколько в слове гласных звуков, столько и слогов».
Давайте определим количество слогов в названиях картинок, которые есть на доске.
Произнесем слово… Сколько слогов в слове…. Почему вы так думаете… Назовите эти звуки…
АРБУЗ
ОСЛИК
УКРОП
ИГОЛКА
ЭСКИМО
Если вы помните, мы принесли с собой игру. Так как звуки мы не можем увидеть, но можем определить их место в словах, я предлагаю поиграть со звуками в игру «Где живет звук»
Мы разделимся на пары. (Дети делятся на пары)
Вы получите карточку с пятью окошками и карточки-картинки с изображением различных предметов. По моей команде вам необходимо найти нужную картинку и заложить ею пустое окошко. Задание считается выполненным, если очередность картинок будет верной.
Положите на первое окошко картинку с изображением предмета, название которого начинается на гласный звук [э] (эскимо).
Положите на второе окошко картинку с изображением предмета, в названии которого гласный звук [и] стоит в середине слова (кит).
Положите на третье окошко картинку с изображением предмета, в названии которого два гласных звука [о] и [а] (бочка).
Положите на четвертое окошко картинку с изображением предмета, в названии которого два гласных звука [у] (кенгуру)
Положите на пятое окошко картинку с изображением предмета, название которого оканчивается на гласный звук [ы] (часы)
Какая картинка осталась? (Сыр) В этом слове звук [ы] стоит … в середине, сейчас вы находили слово, где звук [ы] стоит в конце. А может ли этот звук стоять в начале?
В русском языке увы, Не бывает слов на Ы!
Проверяем… (Воспитатель показывает правильно заполненный образец на доске)
С этим заданием вы справились, а сможете ли вы легко отличить гласные звуки от согласных? Проведем небольшую эстафету, вы должны как можно быстрее, по очереди принести мне карточки с изображением предметов, названия которых начинаются на гласные звуки. Будьте внимательными, не ошибитесь! Начинаем ..
Физкультминутка – игра (эстафета) «Найди гласный звук» Музыка №2
Молодцы! Ребята, это удивительная страна, только очень жаль, что жители этой страны невидимые. Но мы можем им помочь… Как? Давайте вспомним, звуки мы слышим и произносим, и у каждого звука есть свое обозначение, символ, портрет, это … буква. А буквы как известно мы видим, пишем, читаем. Мы соберем эти символы, и всем станет ясно что за звуки живут в этой стране.
Игра «Конструктор букв»
Дети коллективно собирают буквы из конструктора. (с опорой на образец)
Какие буквы у нас получились? А, О, У, Ы, Э, И.
Я предлагаю помочь и прикрепить эти буквы на домики. Но вот задача, надо догадаться куда какую букву нужно прикрепить. На помогут картинки, названия которых начинаются с гласных звуков. (Где АРБУЗ – А, ОБЛАКО – О, УЛИТКА – У, ИГОЛКА – И, ЭКСКАВАТОР – Э, в пустое окошко – Ы)
В русском языке увы, Не бывает слов на Ы!
Дети прикрепляют карточки с буквами на домики. (с помощью пластилина или магнита)
Нам пора прощаться с этой замечательной страной , мы помогли её жителям (Чем?) Вам понравилось? Что именно? И на память я предлагаю взять себе подарок –букву, но сделать её нужно своими руками.
Воспитатель подводит детей к уголку творчества и предлагает детям несколько вариантов: раскрасить цветными карандашами, штриховка буквы, лепка из соленого теста, аппликация . Дети самостоятельно выбирают вариант подарка.
Под музыку №3 выполняют творческое задание.
Ребята, я вижу вы уже готовы. Какие буквы мы забираем с собой на память? Нам пора отправляться, скажем до свидания, до новых встреч.
А пока мы будем ехать я предлагаю прослушать песню, которая называется «Алфавит»
Под музыку №4 дети уезжают домой.
3. Заключительная часть.
Вот мы и приехали. Ребята, у кого в гостях мы побывали? Вам понравилось? Вы все гласные звуки запомнили? Сколько их? Назовите. Каким цветом они обозначаются? Почему мы называем их гласными?.