Конспект ОД по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Звуки [Р] и [Р']»

6
0
Материал опубликован 26 March 2018 в группе

Конспект ОД по обучению грамоте

в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет

с фонетико-фонематическим недоразвитием речи

на тему:

«Звуки [P] и [P’]»

Цель: знакомство со звуками [P] и [P’].

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

научить детей давать сравнительную характеристику звуков [P] и [P’];

закреплять умение определять место звука в слове;

учить дифференцировать звуки [P] и [P’] в слогах, словах, чистоговорках;

познакомить детей с новым словом «скороговорка»;

учить детей давать полные ответы на поставленные вопросы.

Коррекционно-развивающие:

развивать фонематический слух и зрительное восприятие;

развивать пространственную ориентировку.

развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, наблюдательность, память.

Коррекционно-воспитательные:

воспитывать наблюдательность;

воспитывать любознательность, познавательный интерес к логопедическим занятиям.

воспитывать усидчивость, умение слушать товарищей.

Методические приемы: музыкальное сопровождение (Е.Железнова «Автобус»), словесный, наглядный, игровой, практический.

Оборудование. Демонстрационный материал: письмо, нарисованная карта, Звуковички (головные уборы, башмачки), паровозик, 2 иллюстрации к скороговоркам, мяч. Раздаточный материал: иллюстративный материал, ключи зеленого, желтого, красного цветов для рефлексии.

Ход образовательной деятельности.

Организационный момент.

Дружно за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся

Мы пожмем друг другу руки

Побежит тепло по кругу.

Вместе будем очень дружно

На вопросы отвечать.

Все хотим мы заниматься,

Все хотим мы много знать.

Логопед: Ребята, утром к нам заходил почтальон, и оставил в кабинете письмо, но я не могу его найти. Помогите найти это письмо.

Ориентировка в пространстве.

(Дети вместе с логопедом ищут письмо, учитель-логопед может давать словесную инструкцию, ориентируя детей в пространстве кабинета)

Логопед: Смотрите, вот оно! Но здесь не только письмо. Что это? Это же карта. А как узнать, кто его нам прислал?

Дети: Нужно открыть письмо.

Логопед: Ребята, вы, конечно, помните, что без взрослых, письма открывать нельзя, так как они могут быть опасными.  (Педагог открывает письмо и читает)

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Буратино.

Со мной случилось несчастье, я случайно потерял Золотой ключик. Но он оказался в руках Карабаса-Барабаса. Чтобы вернуть ключик, нужно пройти по извилистой дороге, ведущая к Карабасу-Барабасу. В этом поможет карта. Но одному мне не справиться! Я надеюсь на вашу помощь! Вы настоящие друзья!»

Буратино

Логопед: Вы готовы помочь? Давайте сядем на ковер и рассмотрим карту (дети совместно с логопедом рассматривают карту).

Логопед: Ребята, дорога оказывается с препятствиями.

Основная часть.

Станция «Скороговорки» (знакомство со звуками [p] и [p’], на карте станция обозначена символом-Звуковичком)

Логопед: Ребята, а вы знаете, что такое скороговорка?

(Это веселая игра в быстрое повторение труднопроизносимых стихов и фраз; это гимнастика для языка; это стихотворение или фраза, которую нужно быстро произносить, не запинаясь, в скороговорке используются слова с труднопроизносимым набором звуков)

Логопед: Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком, который спрятался в скороговорке. Но сначала вспомним, что такое звук. (Звуки мы произносим и слышим).

Мы не можем звук увидеть,

И не можем в руки взять.

Звук мы можем только слышать,

А еще его сказать.

«Три сороки-тараторки тараторили на горке».

Логопед: Повторим вместе. Послушайте и определите, какой звук часто встречается в этой скороговорке?

Дети: Звук [Р].

Логопед: А вот еще одна скороговорка:

«Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека - цап!»

Логопед: Послушайте и определите, какой звук часто встречается в этой скороговорке?

Дети: Звук [P’].

Логопед: Вы догадались, с какими звуками мы будем сегодня играть? ( [p],[p’])

Логопед: Правильно, сегодня мы познакомимся со звуками [p],[p’].

Произнесите звук [Р], [P’].

Характеристика звуков [P], [P’] по артикуляционно – акустическим признакам (использование индивидуальных зеркал)

Логопед: В каком положение находятся губы при произнесение звуков [Р]? Где находится язык? Что происходит с язычком?

Дети: Язык дрожит-вибрирует.

Логопед: Какой звук [Р]?

Дети: Звук [Р] согласный, твёрдый, звонкий.

Логопед: Назовите маленького братца звука [Р]?

Дети: Звук [Р’].

Логопед: Чем звук [Р] отличается от [Р’] ?

Дети: (ответы детей)

(Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам (альвеолам), сильная воздушная струя заставляет кончик языка вибрировать, голос работает)

Логопед: Предлагаю нарядить Звуковичков (правильно подобрать головной убор, башмачки). Девочки собирают мягкий звук [Р], а мальчики – твердый.

(Взаимопроверка!)

Логопед: Ребята, вас Буратино в письме назвал настоящими друзьями. Как вы это понимаете? Что значит быть настоящим другом? (ответы детей)

Логопед: Я надеюсь дружба нам сегодня поможет помочь Буратино.

Логопед: А в слове дружба слышится звук, с которым мы сегодня познакомились? (ответы детей)

Логопед: В какой части слова «дружба» мы слышим звук [Р]? Подбери схему к слову.

Остановка № 2 (остановка обозначена знаком «хлопок в ладоши»)

Игровое упражнение «Услышь звук»

Логопед: Ребята, хлопните в ладоши, когда звук [Р] в слогах, словах.

(п, т, р, о, а, р, р, ….

па, ип, ту, ра, ор, ди, ша, ры …

брошка, ура, рана, лампа, ранний, гора, липа, репа, рыжик, полено, лента, фартук, фара, повар, луна, стул.)


 

Остановка потерянных слов № 3(остановка обозначена символом «корзина»)

Игра «Словопотеряшка» (работа на интерактивной доске)

Логопед: Ребята, Карабас-Барабас оставил на этой станции 2 корзины. Даже слова разбежались от него. Помогите собрать их и распределить их в 2 корзины: в одну корзину картинки, в названии которых слышится звук [P], во вторую – со звуком [P’]. Будьте внимательны!

[P]

 

[P’]

 

(иллюстративный материал для игры: рыба, репа, кастрюля, ….)

Физкультминутка (инструкция по карте) Е.Железновой «Автобус»

«Автобус»
(1)Вот мы в автобусе сидим,
И сидим, и сидим
(2)И из окошечка глядим
Всё глядим!
(3)Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот
(4)Ну что ж автобус не везёт
Не везёт?
(5)Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот!
(6)А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
(7)И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
(8)Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!

Инструкция:
1 – покачиваемся, имитируя движение руля;
2 - смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны;
3 – «скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из-под ладони;
4 - пожимаем плечами;
5 - выполняем круговые движения руками впереди от себя;
6 - качаем согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируем движение «дворников»),
7 - «крутим руль» и бибикаем,
8- подпрыгиваем, покачиваемся, имитируя движение руля.

Логопед: Молодцы! Прибыли с вами на следующую станцию.

Остановка «Станция Железнодорожная» (остановка обозначена знаком «паровозик с вагонами»)

Игра «Подели слова на слоги»

Логопед: Ребята, перед вами паровоз с тремя вагонами. В 1 вагоне одно окошко, во втором – 2 окошка, в третьем – 3 окошка. Вам необходимо распределить картинки по вагонам в соответствии с количеством слогов в названии каждой картинки.

(Дети по очереди определяют количество слогов в словах хлопками: рыба, ракета, рисунок, кровать, рак, парк, самовар….)

Остановка «Дразнилки» (остановка обозначена знаком «дразнящий человечек»)

Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»

Логопед: Делимся на 2 команды. 1 команда произносит (с подсказкой педагога) слоги с твердым звуком, 2 – дразнится, произносит с мягким звуком, потом меняются.

1 команда: 2 команда:

ра-ра-ра ря-ря-ря

ры-ры-ры ри-ри-ри

ро-ро-ро рё-рё-рё и т.д.

Остановка «Чистоговорки» (остановка обозначена знаком «мяч»)

(логопед бросает мяч ребенку, произнося чистоговорку, ребенок повторяет, возвращая мяч обратно)

Ра-ра-ра – высокая гора

Ря-ря-ря – синие моря

Ры-ры-ры – летят комары

Ре-ре-ре – санки на горе

Ру-ру-ру – начинаем мы игру

Рю-рю-рю – репу я варю

Ар-ар-ар – летит комар

Арь-арь-арь – у меня букварь

И т.д.

Логопед: Ребята, мы все задания выполнили. Поверьте по карте, ничего мы не пропустили? Молодцы! Помогли Буратино выполнить все задания, добраться до Карабаса-Барабаса. Он возвращает Буратино Золотой ключик. Буратино убедился в том, что вы настоящие друзья. Ему пора возвращаться в сказку, а нам в детский сад.

Заключительная часть.

Логопед: Ребята, с какими новыми звуками мы сегодня познакомились? 

Логопед: Чем эти звуки похожи, чем различаются?

- В какие игры играли?

- Что вам больше всего понравилось?

- С каким новым словом познакомились? (скороговорка)

- Что обозначает это слово, напомните мне.

Рефлексия.

Логопед: Какое задание было для тебя самым трудным? Почему?

Логопед: Теперь предлагаю каждому себя оценить. Кто считает, что хорошо сегодня занимался на занятии, справился со всеми заданиями - возьмет зеленый ключик, а кто считает, что возникали трудности при выполнении заданий, старался - возьмет желтый ключик, а кто не справился с заданиями, но в следующий раз постарается справиться с ними - возьмет красный ключик (использование интерактивной доски).

Логопед: Ребята, чтобы Карабас-Барабас не забирал Золотой ключик у Буратино, предлагаю подарить ему наши маленькие ключики (которые дети выбрали), сложим их в корзинку.

Логопед: Ребята, мне сегодня с вами было очень легко и интересно, дружно вместе преодолели все препятствия. Поэтому я выбираю зеленый ключик и дарю его Карабасу-Барабасу.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.