Конспект ОД по обучению грамоте в старшей группе на тему: «Звуки [Р] и [Р']»
Конспект ОД по обучению грамоте
в группе комбинированной направленности для детей 5-6 лет
с фонетико-фонематическим недоразвитием речи
на тему:
«Звуки [P] и [P’]»
Цель: знакомство со звуками [P] и [P’].
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
научить детей давать сравнительную характеристику звуков [P] и [P’];
закреплять умение определять место звука в слове;
учить дифференцировать звуки [P] и [P’] в слогах, словах, чистоговорках;
познакомить детей с новым словом «скороговорка»;
учить детей давать полные ответы на поставленные вопросы.
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематический слух и зрительное восприятие;
развивать пространственную ориентировку.
развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, наблюдательность, память.
Коррекционно-воспитательные:
воспитывать наблюдательность;
воспитывать любознательность, познавательный интерес к логопедическим занятиям.
воспитывать усидчивость, умение слушать товарищей.
Методические приемы: музыкальное сопровождение (Е.Железнова «Автобус»), словесный, наглядный, игровой, практический.
Оборудование. Демонстрационный материал: письмо, нарисованная карта, Звуковички (головные уборы, башмачки), паровозик, 2 иллюстрации к скороговоркам, мяч. Раздаточный материал: иллюстративный материал, ключи зеленого, желтого, красного цветов для рефлексии.
Ход образовательной деятельности.
Организационный момент.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся
Мы пожмем друг другу руки
Побежит тепло по кругу.
Вместе будем очень дружно
На вопросы отвечать.
Все хотим мы заниматься,
Все хотим мы много знать.
Логопед: Ребята, утром к нам заходил почтальон, и оставил в кабинете письмо, но я не могу его найти. Помогите найти это письмо.
Ориентировка в пространстве.
(Дети вместе с логопедом ищут письмо, учитель-логопед может давать словесную инструкцию, ориентируя детей в пространстве кабинета)
Логопед: Смотрите, вот оно! Но здесь не только письмо. Что это? Это же карта. А как узнать, кто его нам прислал?
Дети: Нужно открыть письмо.
Логопед: Ребята, вы, конечно, помните, что без взрослых, письма открывать нельзя, так как они могут быть опасными. (Педагог открывает письмо и читает)
«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Буратино.
Со мной случилось несчастье, я случайно потерял Золотой ключик. Но он оказался в руках Карабаса-Барабаса. Чтобы вернуть ключик, нужно пройти по извилистой дороге, ведущая к Карабасу-Барабасу. В этом поможет карта. Но одному мне не справиться! Я надеюсь на вашу помощь! Вы настоящие друзья!»
Буратино
Логопед: Вы готовы помочь? Давайте сядем на ковер и рассмотрим карту (дети совместно с логопедом рассматривают карту).
Логопед: Ребята, дорога оказывается с препятствиями.
Основная часть.
Станция «Скороговорки» (знакомство со звуками [p] и [p’], на карте станция обозначена символом-Звуковичком)
Логопед: Ребята, а вы знаете, что такое скороговорка?
(Это веселая игра в быстрое повторение труднопроизносимых стихов и фраз; это гимнастика для языка; это стихотворение или фраза, которую нужно быстро произносить, не запинаясь, в скороговорке используются слова с труднопроизносимым набором звуков)
Логопед: Ребята, сегодня мы познакомимся с новым звуком, который спрятался в скороговорке. Но сначала вспомним, что такое звук. (Звуки мы произносим и слышим).
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А еще его сказать.
«Три сороки-тараторки тараторили на горке».
Логопед: Повторим вместе. Послушайте и определите, какой звук часто встречается в этой скороговорке?
Дети: Звук [Р].
Логопед: А вот еще одна скороговорка:
«Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека - цап!»
Логопед: Послушайте и определите, какой звук часто встречается в этой скороговорке?
Дети: Звук [P’].
Логопед: Вы догадались, с какими звуками мы будем сегодня играть? ( [p],[p’])
Логопед: Правильно, сегодня мы познакомимся со звуками [p],[p’].
Произнесите звук [Р], [P’].
Характеристика звуков [P], [P’] по артикуляционно – акустическим признакам (использование индивидуальных зеркал)
Логопед: В каком положение находятся губы при произнесение звуков [Р]? Где находится язык? Что происходит с язычком?
Дети: Язык дрожит-вибрирует.
Логопед: Какой звук [Р]?
Дети: Звук [Р] согласный, твёрдый, звонкий.
Логопед: Назовите маленького братца звука [Р]?
Дети: Звук [Р’].
Логопед: Чем звук [Р] отличается от [Р’] ?
Дети: (ответы детей)
(Губы улыбаются, зубы разомкнуты, кончик языка поднят к бугоркам (альвеолам), сильная воздушная струя заставляет кончик языка вибрировать, голос работает)
Логопед: Предлагаю нарядить Звуковичков (правильно подобрать головной убор, башмачки). Девочки собирают мягкий звук [Р], а мальчики – твердый.
(Взаимопроверка!)
Логопед: Ребята, вас Буратино в письме назвал настоящими друзьями. Как вы это понимаете? Что значит быть настоящим другом? (ответы детей)
Логопед: Я надеюсь дружба нам сегодня поможет помочь Буратино.
Логопед: А в слове дружба слышится звук, с которым мы сегодня познакомились? (ответы детей)
Логопед: В какой части слова «дружба» мы слышим звук [Р]? Подбери схему к слову.
Остановка № 2 (остановка обозначена знаком «хлопок в ладоши»)
Игровое упражнение «Услышь звук»
Логопед: Ребята, хлопните в ладоши, когда звук [Р] в слогах, словах.
(п, т, р, о, а, р, р, ….
па, ип, ту, ра, ор, ди, ша, ры …
брошка, ура, рана, лампа, ранний, гора, липа, репа, рыжик, полено, лента, фартук, фара, повар, луна, стул.)
Остановка потерянных слов № 3(остановка обозначена символом «корзина»)
Игра «Словопотеряшка» (работа на интерактивной доске)
Логопед: Ребята, Карабас-Барабас оставил на этой станции 2 корзины. Даже слова разбежались от него. Помогите собрать их и распределить их в 2 корзины: в одну корзину картинки, в названии которых слышится звук [P], во вторую – со звуком [P’]. Будьте внимательны!
[P]
|
[P’]
|
(иллюстративный материал для игры: рыба, репа, кастрюля, ….)
Физкультминутка (инструкция по карте) Е.Железновой «Автобус»
«Автобус»
(1)Вот мы в автобусе сидим,
И сидим, и сидим
(2)И из окошечка глядим
Всё глядим!
(3)Глядим назад, глядим вперёд
Вот так вот, вот так вот
(4)Ну что ж автобус не везёт
Не везёт?
(5)Колёса закружились
Вот так вот, вот так вот
Вперёд мы покатились
Вот так вот!
(6)А щётки по стеклу шуршат
Вжик-вжик-вжик, вжик-вжик-вжик
Все капельки смести хотят
Вжик-вжик-вжик!
(7)И мы не просто так сидим
Бип-бип-бип, Бип-бип-бип,
Мы громко-громко все гудим
Бип-бип-бип!
(8)Пускай автобус нас трясёт
Вот так вот, вот так вот
Мы едем-едем всё вперёд
Вот так вот!
Инструкция:
1 – покачиваемся, имитируя движение руля;
2 - смыкаем пальцы рук «окошечком», смотрим в него, поворачиваясь в одну и в другую стороны;
3 – «скручивания» в одну и другую сторону, смотрим из-под ладони;
4 - пожимаем плечами;
5 - выполняем круговые движения руками впереди от себя;
6 - качаем согнутыми в локтях руками перед лицом (имитируем движение «дворников»),
7 - «крутим руль» и бибикаем,
8- подпрыгиваем, покачиваемся, имитируя движение руля.
Логопед: Молодцы! Прибыли с вами на следующую станцию.
Остановка «Станция Железнодорожная» (остановка обозначена знаком «паровозик с вагонами»)
Игра «Подели слова на слоги»
Логопед: Ребята, перед вами паровоз с тремя вагонами. В 1 вагоне одно окошко, во втором – 2 окошка, в третьем – 3 окошка. Вам необходимо распределить картинки по вагонам в соответствии с количеством слогов в названии каждой картинки.
(Дети по очереди определяют количество слогов в словах хлопками: рыба, ракета, рисунок, кровать, рак, парк, самовар….)
Остановка «Дразнилки» (остановка обозначена знаком «дразнящий человечек»)
Дидактическое упражнение «Скажи наоборот»
Логопед: Делимся на 2 команды. 1 команда произносит (с подсказкой педагога) слоги с твердым звуком, 2 – дразнится, произносит с мягким звуком, потом меняются.
1 команда: 2 команда:
ра-ра-ра ря-ря-ря
ры-ры-ры ри-ри-ри
ро-ро-ро рё-рё-рё и т.д.
Остановка «Чистоговорки» (остановка обозначена знаком «мяч»)
(логопед бросает мяч ребенку, произнося чистоговорку, ребенок повторяет, возвращая мяч обратно)
Ра-ра-ра – высокая гора
Ря-ря-ря – синие моря
Ры-ры-ры – летят комары
Ре-ре-ре – санки на горе
Ру-ру-ру – начинаем мы игру
Рю-рю-рю – репу я варю
Ар-ар-ар – летит комар
Арь-арь-арь – у меня букварь
И т.д.
Логопед: Ребята, мы все задания выполнили. Поверьте по карте, ничего мы не пропустили? Молодцы! Помогли Буратино выполнить все задания, добраться до Карабаса-Барабаса. Он возвращает Буратино Золотой ключик. Буратино убедился в том, что вы настоящие друзья. Ему пора возвращаться в сказку, а нам в детский сад.
Заключительная часть.
Логопед: Ребята, с какими новыми звуками мы сегодня познакомились?
Логопед: Чем эти звуки похожи, чем различаются?
- В какие игры играли?
- Что вам больше всего понравилось?
- С каким новым словом познакомились? (скороговорка)
- Что обозначает это слово, напомните мне.
Рефлексия.
Логопед: Какое задание было для тебя самым трудным? Почему?
Логопед: Теперь предлагаю каждому себя оценить. Кто считает, что хорошо сегодня занимался на занятии, справился со всеми заданиями - возьмет зеленый ключик, а кто считает, что возникали трудности при выполнении заданий, старался - возьмет желтый ключик, а кто не справился с заданиями, но в следующий раз постарается справиться с ними - возьмет красный ключик (использование интерактивной доски).
Логопед: Ребята, чтобы Карабас-Барабас не забирал Золотой ключик у Буратино, предлагаю подарить ему наши маленькие ключики (которые дети выбрали), сложим их в корзинку.
Логопед: Ребята, мне сегодня с вами было очень легко и интересно, дружно вместе преодолели все препятствия. Поэтому я выбираю зеленый ключик и дарю его Карабасу-Барабасу.