12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кузнецова Татьяна Викторовна1398
Россия, Ярославская обл., Углич
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »
3

Конспект консультации для родителей (законных представителей) детей младших и средних групп «Как расширить словарный запас ребенка?»

Конспект консультации

для родителей (законных представителей) детей младших

и средних групп «Как расширить

словарный запас ребенка?»

Учитель-логопед МУ Центр «Гармония»

г. Углич

Кузнецова Татьяна Викторовна

                                                                                       

                                                                                           

На приём пришла мама с сыном 4 года 6 месяцев. У ребёнка недоразвитие речи системного характера (заключение ЦПМПК).

На ПМПК маме сказали, что у её сына отмечается бедность активного и пассивного словаря.

Ребёнок имеет ограниченный словарный запас даже на бытовом уровне и способен называть некоторые предметы из близкого окружения. Он использует только простые предложения из 2-3 слов. Допускает грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций, испытывает трудности в использовании предлогов. Грубо недоразвита связная речь.

Запрос мамы.

Как развить у своего сына грамматически правильную фразовую и связную речь, обогатить словарный запас?

Как в домашних условиях проводить занятия с ребенком по развитию речи?

Ход консультации.

Изучив медицинскую документацию, побеседовав с мамой и с ребёнком, были сделаны некоторые выводы и даны рекомендации по развитию речи в домашних условиях.

Маме рассказано, что для этого ничего специально не нужно организовывать. Не понадобятся сложные пособия и методики. Стоит лишь настроиться на регулярную работу и внимательно посмотреть вокруг себя или даже просто перед собой. Предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, домашние совместные дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.

Не упускайте малейшего повода что-то обсудить с вашим ребёнком. Именно обсудить. Одностороннее «говорение», без диалога - малополезно. Неважно, кто при этом молчит: ребёнок или взрослый. В первом случае у детей не развивается активная речь, во втором – пассивная (умение слушать, слышать, понимать речь; своевременно и правильно выполнять речевую инструкцию; вступать в партнёрские отношения; сопереживать услышанное).

Итак, вы посмотрели перед собой и увидели, например, … мячик.

У Вас в руках готовый методический материал для развития речи ребёнка, причём любого возраста. Для начала устройте соревнование «Подбери словечко» (Мячик какой? – круглый, маленький, новый, резиновый, красный и т.д.). Игра пройдёт интереснее, если вы пригласите других членов своей семьи. Тот, кто придумал следующее слово – получает жетон.

После описания мячика, можно принести ещё один и сравнить обе игрушки - игра с союзом «А» - «Сравни два мяча» (первый мяч красный, а второй – синий, первый мяч новый, а второй – старый и т.д. Аналогичным образом любой предмет, ситуация, впечатление могут послужить материалом и поводом для развития детской речи.

Рассмотрим ещё несколько ситуаций, подходящих для речевых занятий. На прогулке вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие.

Полезно, также, проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать. Новые, незнакомые ребёнку слова, следует объяснить, повторить несколько раз. Полезно вслушиваться в звуки улицы: шелест листьев, шум шагов, гудение машин, голоса птиц, звуки ветра, дождя, снега и т. д. Это развивает слуховое внимания. Ребёнку будут интересны игры: «О чём рассказала улица?», «Что слышишь на кухне?», «Внимательные ушки», «Кто позвал?».

Рассматривание сезонной одежды людей поможет обогатить и активизировать словарь по темам «Одежда» и «Обувь». Большой интерес вызывают у детей сюжетно-ролевые игры: «Автобус», «Зоопарк», «Магазин», «Строительство песочного городка», которые помогут лучше овладеть фразовой речью и навыками речевой коммуникации. Ваша задача помочь ребёнку организовать такую игру, подсказать сюжет, показать игровые действия.

На кухне у Вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Рассказывайте сыну, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т. д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.).

ОБЯЗАТЕЛЬНО называйте все свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «добавляю», «смешиваю», «обжариваю», «чищу», «тру», «пробую» и т. д., показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова. Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. Если ребёнок ещё неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду мягким игрушкам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает вам о том, что он делает, пусть даже совсем не понятно. Поощряйте любую речевую активность ребенка.

Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т. д.

Таком образом, ребенок начинает активно использовать фразовую речь, распространенные предложения и пользоваться связной речью.

С помощью этих нехитрых игровых приемов элементами соревнования можно заниматься с ребенком расширением его словарного запаса, и развитием речи в целом.

Игра «Шаги»

Игроки становятся рядом, договариваются о том, где будет финиш (на расстоянии 8-10 шагов). И оговаривают тему шагов. Например "Все круглое". Каждый игрок может сделать шаг, назвав какой-нибудь предмет круглой формы (мяч, яблоко, арбуз, колобок, колесо, руль, юла, ёжик). Даем минуту на размышление и «Старт!»

Другие темы:

«Все горячее» (плита, огонь, чайник, солнце, батарея, горячая вода, кастрюля, чай,

«Все мокрое» (зонт, руки, ноги, плащ, волосы, бельё, пол, дорога, трава,

«Все тяжелое» (гиря, кирпич, камень, сумка, ведро с водой, доска, колесо, медведь, кит,

«Ласковые слова» (киска, рыбка, куколка, машинка, ягодка, ручка, зимушка, деревце, цветочек).

«Вежливые слова» (пожалуйста, спасибо, благодарю, простите, извините, подскажите, будьте любезны, доброе утро, добрый день, добрый вечер, спокойной ночи) и т. д.

«Слова утешения», «Слова радости», «все что едет», «всё красное» и т. д.

Игра «Волшебный мешочек»

Достать из мешочка предмет, и описать его как можно подробнее. Например: яблоко - это фрукт жёлтого цвета, круглой формы, сочный и кислый на вкус. Предметы в мешочке: апельсин, банан, арбуз, мячик, лошадка, машинка и т. д.

Игра «Ассоциации»

Игроки должны придумать как можно больше ассоциаций к изображенному или натуральному предмету. Можно называть свои варианты ассоциаций по очереди:

Машина (большая, зеленая, руль, стекло, дверцы, багажник, капот, фары, колеса, сидения, дворники, сигналит, едет, стоит, заводится, останавливается, глохнет, возит, работает, моют, протирают, ремонтируют, ставят).

Куртка (замок, карманы, капюшон, рукава, манжеты, коричневая, осенняя, теплая, мягкая, красивая, стирают, чистят, сушат, гладят, носят, одевают, снимают, вешают).

Лук (овощ, полезный, зеленый, желтый, перьевой, репчатый, горький, полезный, растет на грядке, вытаскивают, сушат, чистят, режут, варят, жарят, едят).

Сапоги (замок, нос, пятка, подошва, мех, кожа, коричневые, теплые, зимние, красивые, мягкие, чистят, сушат, моют, ходят, обувают, снимают, ставят)

Кастрюля (большая, зеленая, железная, крышка, ручки, дно, стенки, варят, кипятят, греют, готовят, ставят, разогревают, моют, чистят, сушат).

Игра: «Придумай рассказ»

Для этого упражнения необходимо приготовить сюжетную картинку. С помощью вопросов игроки распространяют предложения и составляют рассказ.

За столом сидит (КТО) – девочка. Девочка сидит (НА ЧЕМ) – на табуретке. Девочка держит (ЧТО) – кисточку. Девочка (ЧТО ДЕЛАЕТ) – рисует. Девочка рисует (ЧЕМ) – красками. Девочка рисует (ЧТО) – облака, природу, лето…

«Мальчик катает снежный ком». (КАКОЕ) время года на дворе – зима. (КТО) гуляет на улице? – мальчик. (КАК) мальчик одет? – тепло, по зимнему. (ЧТО) мальчик делает? – катает снежный ком. (ЗАЧЕМ) мальчик катает снежный ком? – мальчик будет лепить снеговика.

Впоследствии можно предложить ребенку составить небольшой связный рассказ по этой картине.

Все перечисленные выше игры рекомендую активно применять в домашних условиях, а также, принимать активное участие в любых играх с детьми. Устраивать экскурсии поездки по интересам детей, что так же поможет расширению и обогащению словаря и кругозора детей.



Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.