Конспект логопедического занятия по развитию речи по теме «Обувь»
Конспект логопедического занятия по развитию речи
Тема: «Обувь»
Коррекционно-образовательные цели. Активизация словаря по теме «Обувь». Совершенствование грамматического строя речи (образование относительных прилагательных, образование однокоренных слов, работа со словами-омонимами, закрепить умение подбирать антонимы, образование качественных прилагательных).
Коррекционно-развивающие цели. Развитие связной речи, слухового восприятия, зрительного внимания, тонкой и общей моторики.
Коррекционно-воспитательные цели. Формирование взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Оборудование:
Экран, раздаточный материал: предметные картинки; листы для индивидуальной работы; слова для игры «Семейка слов», атрибуты сыщиков: шляпа, очки, усы, лупа.
Лексика. Существительные: обувь, сапоги, ботинки, кроссовки, туфли, тапки, сандалии, унты.
Прилагательные: кожаный, бархатный, деревянный, хрустальный, теплый.
Глаголы: обуваться, разуваться, застегнуть, расстегнуть, отстегнуть, зашнуровать, расшнуровать.
Ход занятия
Орг. момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята! Сейчас, чье имя я назову, тот хлопнет в ладоши два раза. Молодцы! Улыбнулись рядом сидящему товарищу, улыбнулись мне, улыбнулись нашим гостям. Зарядились положительной энергией! Начинаем наше занятие.
Основная часть.
1. Введение в тему.
Логопед: Наше занятие, я хотела бы начать с такого девиза: Мы можем не все, но больше всех! Мы это сегодня докажем и вам все покажем!
Логопед: На столах у вас лежит конверт. Достаньте из конверта картинки. Кто мне скажет одним словом, что это? Правильно. Сегодня мы будем говорить об обуви. Вот как можно сказать об обуви: два братца не могут расстаться, ночью к порогу, а утром в дорогу. Как вы понимаете эту загадку?
Дети: высказывают свое мнение, логопед помогает. (два братца, потому что обувь принято считать парами. На ночь мы их снимаем и ставим возле порога, а утром надеваем)
Логопед: Перечислите мне обувь, которая у вас на столах.
Дети вместе с логопедом называют предметы обуви.
1. Упражнение «Ответь на вопрос и найди соответствующую картинку».
Логопед задает вопросы. Дети отвечают и поднимают соответствующую картинку.
Логопед: Во что вы обулись дома, перед тем как идти в Центр? (валенки, ботинки, сапоги) (картинки на экране)
Логопед: Во что вы переобулись, придя в Центр? (в сандалии, в туфли, в кроссовки) (картинки)
2. Упражнение «Скажи какой?» (образование относительных прилагательных)
Логопед: Скажите, валенки, теплые ботинки, теплые сапоги, унты мы в какое время года носим? (Зимой)
Логопед: Значит, это какая обувь? (Зимняя обувь)
Логопед: А в какое время года можно носить сандалии, туфли кроссовки? (Летом)
Логопед: Значит это какая обувь? (Летняя обувь)
Логопед: Ребята, а как называется обувь для весны и осени? (весенняя, осенняя обувь)
Логопед: Так же можно это сказать одним словом - демисезонная обувь.
3. Игра «Разгадай слово». (Развитие зрительного внимания и восприятия. Совершенствование навыка звукового анализа слов.)
Логопед: Вы видите на экране зашифрованное слово. Это название обуви. Давайте вместе его расшифруем. Это слово из шести букв. Нам известно 2, 4, 5. Какая буква прячется под первым кружком? Как вы думаете? (Буква С)
Логопед: А под третьим кружком? (Буква П)
Логопед: И последняя буква это…? (Буква И)
Логопед: Назовите все слово. (Сапоги)
Логопед: Правильно. Горжусь вами!
4. Упражнение «Семейка слов». (Развитие навыков словообразования (образование однокоренных слов).
Логопед. Давайте поиграем еще в одну игру. Будем подбирать слова, похожие на слово сапоги. Как можно назвать маленькие сапоги? (Сапожки)
Логопед. Как можно назвать очень большие сапоги? (Сапожищи)
Логопед. Как называется крем для сапог? (Сапожный)
Логопед. Как называют человека, который чинит обувь, сапоги? (Сапожник)
5. Упражнение «Назови детали обуви» (работа со словами-омонимами)
Логопед: Все верно. Если на обуви поломались либо порвались части или детали, сапожник чинит обувь. Давайте рассмотрим какие детали у обуви. (голенище, подошва, каблук, носок, язычок, шнурок, молния)
Если дети что-то не перечислили, то логопед сам показывает и называет эту деталь.
Логопед: Ребята, «носок» есть у обуви, а еще что обозначает это слово? («обозначает одежду»)
Логопед: «Язычок» тоже имеет два значения. (дети отвечают)
Логопед: Какое еще слово может иметь два значения? («Молния»)
Логопед: Правильно, ребята! Есть такие слова, которые звучат и пишутся одинаково, но обозначают совершенно разные, непохожие друг на друга предметы.
6. Упражнение «Скажи наоборот» (закрепить умение подбирать слова антонимы)
Логопед: Сейчас мы будем с вами собираться на прогулку. Перед тем, как пойти гулять, нам нужно обуться. (Логопед раздает макеты обуви из фетра. Дети работают парами, один ребенок застегивает молнию, другой расстегивает; один зашнуровывает – расшнуровывает; один застегивает липучки, другой отстегивает)
Логопед: Скажите наоборот: обуться – разуться; застегнуть молнию – расстегнуть молнию; зашнуровать шнурки – расшнуровать шнурки; застегнуть липучки – отстегнуть липучки.
Физминутка.
Игра «Сыщики»
Логопед раздает детям атрибуты сыщиков. Дети идут по следам и находят сундук. В сундуке задания для детей.
7. Упражнение «Чей это след?» (Развитие мелкой моторики)
Логопед раздает детям листочки, дети проводят по следам героев из сказок.
8. Упражнение «Сказочные герои» (образование качественных прилагательных)
Логопед: Ребята, а вы всех героев узнали на ваших листочках? Догадались, кто оставил свои следы в нашей театральной? (ответы детей)
Логопед: Жил был на свете маленький друг,
Много он видел и бед, и разлук.
Но приключенья закончив свои,
Взвился он ввысь, лишь коснувшись земли.
И в этом ему помогли,
Новые, быстрые …..(туфли)
Логопед: У Маленького Мука туфли из бархата, они какие? (бархатные)
Логопед: От принца бежала она без оглядки
На лестнице даже оставила …(туфельку)
Логопед: У Золушки туфли из хрусталя, они какие? (хрустальные)
Логопед: Деревянный человечек
На земле и под водой
Ищет ключик золотой.
Всюду нос сует он длинный.
Кто же это?..
Логопед: У Буратино ботинки из дерева, они какие? (деревянные)
Логопед: Жил на свете кот-хитрец
и попал он во дворец
Карабаса-людоеда.
Только кот им пообедал.
Сказка эта в двух словах
о коте, но в (сапогах)
Логопед: У Кота сапоги из кожи, они какие? (кожаные)
Итог.
- Ребята, о чем сегодня говорили?
- Какие упражнения мы выполняли?
- Что нового узнали из нашего занятия?
(дети отвечают.)
- Действительно, мы сегодня выполнили очень много заданий. Все молодцы!
-До свидания, ребята!