Конспект занятия по развитию речи «Царство Осени»
Конспект занятия по развитию речи (подготовительная логопедическая группа)
Тема: « Царство Осени».
Цели:1.Уточнять, активизировать и развивать словарный запас детей по теме.
2. Учить детей составлять сказку «Как овощи воевали», проявляя творческое воображение и фантазию.
3Расширять знания детей по теме «Овощи - Фрукты».
4.Воспитывать у детей самоконтроль за речью.
Материал к занятию: пиктограмма, Королева Осень, конверт.
Ход занятия: 1. Организационный момент.
- Сегодня в детский сад почтальон принёс письмо для вас, ребята. Давайте узнаем, что написано в письме.
Рассказывание стихотворения с опорой на мнемотаблицу.
Листики, листочки,
Падают на кочки.
А под кочкой спят ежи.
Листик, листик, не шурши.
- Скажите, о каком времени года говорится в стихотворении? (осень). Придумайте слова – действия к слову «осень». Осень, что делает? (наступает, приходит, наводит грусть, радует, веселит, печалит, угощает).
Ой, вдруг подул осенний лёгкий ветерок (дети произносят у-у-у-тихо). Листочки едва шевелятся. Подул сильный ветер: у-у-у (громко). Осенние листочки на веточках висят, листочки с нами говорят: А-О-У-И (дети пропевают гласные звуки).
Дети скажите, что происходит с листочками, когда дует ветер? (листья падают-листопад)
- Если листья падают, значит, они какие? (падающие). Если листья засыхают, значит, они какие? (засыхающие). Если листья увядают - увядающие. Если листья осыпаются - значит, они какие? (осыпающиеся). Если листья летят - летающие. Если листья шуршат - шуршащие. Если листья шелестят-шелестящие. Если листья вянут – вянущие. Если листья сохнут - сохнущие.
2. Мимические упражнения. – Дети, скажите: Какая бывает Осень? (ранняя, золотая, поздняя). Изобразите Раннюю осень. У ранней осени лёгкая поступь, весёлое, радостное лицо. Она какая? (радостная, щедрая, добрая, красивая, весёлая) Изобразите позднюю осень. Поздняя осень (какая? – грустная, печальная, унылая, скучная, тоскливая, хмурая). А ещё про неё говорят, что она « зимой гонимая». Как вы понимаете это выражение? После поздней осени приходит зима. Изобразите плачущую осень. Как вы думаете, почему она плачет? ( Идут дожди, а иногда бывает и падает снег).
Сегодня на занятии мы совершим путешествие в Царство Осени. Королева Осень приготовила для нас осенние игры. Вы хотите в них поиграть?
3.Игра с мячом - сравним раннюю и позднюю осень и поиграем в игру: «Скажи наоборот» (дети стоят в круге). Взрослый кидает ребёнку мяч и говорит: небо голубое - серое, время тёплое, жаркое - холодное, день весёлый - грустный, облако белое - туча чёрная, Погода хорошая - плохая, солнечный день - пасмурный, длинный день - короткий, сухой - мокрый, ранняя осень - поздняя осень.
-Щедра осень на урожай. Что же собирают осенью в поле? Урожай пшеницы, Что собирают в саду? Урожай фруктов. Что собирают в огороде? Урожай овощей. Продолжим наше путешествие в осенний огород.
4. Речедвигательный тренинг. Дети водят хоровод - идут по кругу.
В огород пойдём, урожай соберём,
Мы морковки натаскаем (тянут ботву)
И картошки накопаем (копают)
Срежем мы кочан капусты (срезают)
Круглый, сочный, очень вкусный (руками сделать круг)
Всё мы это соберём
И в корзинке унесём. (В центре лежат игрушечные овощи).
- Хорошо мы потрудились, много овощей собрали. Давайте отдохнём, присядем на ковёр и поиграем с овощами.
5. Образование существительных с уменьшительно - ласкательными и увеличительными суффиксами. Игра « Маленький - большой – большущий». Дети берут по одному овощу из корзинки и называют: морковочка - морковь – морковища (пиктограммы).
- Отдохнули. Готовы продолжить наше путешествие? Отправляемся в осенний сад. На макете «дерево» (сделан из картона) висят картинки фруктов. Дети снимают картинки и называют: какие соки из них можно приготовить.
6. Образование сложных прилагательных. Игра: «Назови сок». Яблочный и грушевый - яблочногрушевый, яблочный и апельсиновый - яблочноапельсиновый, яблочный и вишнёвый - яблочновишнёвый.
7. –Продолжим наш путь. Пойдём в осенний лес. Какой урожай мы соберём в лесу? Урожай грибов и ягод. Посмотрите, что растёт на нашей полянке? (в обруче лежат картинки грибов, на которых написаны буквы). Дети называют буквы и вспоминают названия грибов.
Присядем на полянке и послушаем сказку. Дети рассказывают сказку: «Важный спор».
Овощи и фрукты начали спорить, кто из них полезнее для детей. Морковка сказала: « Я полезней всех, потому что благодаря мне дети быстрее растут». А помидор говорит: «Я всех полезней, потому что, мы со свеклой готовим вкусный борщ, который так любят дети».
«А я не даю заболеть»- сказал Лук. « Нет, мы всех важней»- ответили фрукты овощам. «Нас так любят дети, потому что мы вкуснее и полезнее». А лимон добавил: « А ещё я лечу детей от простуды». Тогда Морковка сказала: « Друзья не будем спорить, мы все одинаково вкусные и полезные».
8. Поиграем с осенними листиками. Дети сидят в кругу. Листики в корзинку собирай и пословицу про осень прочитай.
9. Итог занятия. Игра «За что мы любим осень? За солнечные дни, за яркие листья, за спелые яблоки, за вкусные ягоды и грибы, за аппетитные овощи и т.д. На прощание с осенью скажите добрые слова Королеве Осени,.. Какая она? (родная, любимая, богатая, щедрая, плодородная, добрая, прощальная, багряная, дивная, красивая, прекрасная, пышная, необыкновенная, неповторимая.