Конспект логопедического занятия в старшей группе «Осень. Огород. Овощи»
Конспект логопедического занятия в старшей группе«Осень. Огород. Овощи»
Цель: расширить знания об овощах и фруктах, осени.
Задачи:
-активизация и актуализация словаря по теме «Овощи. Огород», обогащение экспрессивной речи словами-признаками, словами-действиями по теме, совершенствование грамматического строя речи (образование уменьшительно-ласкательных существительных, относительных прилагательных, согласование числительных с существительными).
Словарь: Овощи,огород,грядки, урожай, репа,лук, томат, чеснок,морковь,свекла,
картофель, кабачок,тыква,баклажан,лопата, грабли, нож,корзина, суп, щи,пюре, сок, салат,начинка,пирог,магазин, продавец.
Ход занятия
Организационный момент
1. Дети заходят в кабинет. Здороваются. Логопед собирает около себя детей: Собрались все дети в круг, Я - твой друг и ты мой друг. Вместе за руки возьмемся, И друг другу улыбнемся.
2. Дыхательная гимнастика.
Логопед: Ребята, сегодня мы подарим хорошее настроение друг другу на целый день. Для этого приготовьте ладошки, представьте у вас на ладошках хорошее настроение и вам его нужно подарить друг другу. Сделайте вдох и сдуйте с ладошек хорошее настроение, губы при выдохе трубочкой. Делают 2-3 раза.
3. В кругу делаем артикуляционную гимнастику: «улыбочка», «трубочка», «окошечко».
Введение в тему занятия.
В центре стола стоит большая корзина в которой лежат овощи. По просьбе логопеда дети достают и называют по очереди.
Капуста, помидор, картофель, редис, огурец, свёкла.
Логопед: как можно назвать все это одним словом?
Овощи
Логопед:
Ребята, какое время сейчас года?
А что созревает осенью? (овощи)
Все что люди собирают в саду и огороде, овощи и фрукты называются одним словом – урожай. Ребята скажите, а где люди собирают урожай овощей?
На огороде
Логопед.
Вот и мы сегодня побываем на огороде.
Ребята перемещаются по кабинету и подходят к столу где стоит «грядка» и фигурки бабушки и дедушки.
Логопед: Где растут овощи? Ответы детей. Правильно овощи, они растут в огороде на грядке. А как растут овощи? Дети рассматривают и отмечают, что как растёт. Растут в земле, над землей, на кустах… Какие лежат на грядках?
Бабушка предлагает поиграть и назвать и описать овощ.
На столе лежат перевёрнутые картинки, на которых изображены овощи. Каждый ребёнок переворачивает картинку и описывает.
Морковь (оранжевая, хрустящая, длинная, вкусная, полезная)
Огурец (зелёный, овальный, хрустящий, колючий, )
Помидор(круглый, красный, мягкий…)
Капуста(зелёная, хрустящая, большая)
Редис (красный, круглый, сочный)
Физминутка «Огород»
Огород у нас в порядке – тМы весной вскопали грядки. Мы пололи огород, Поливали огород. (действия по тексту)
В лунках маленьких не густо, Рассадили мы капусту. («сажают») Лето всё она толстела, (показывают руками круг перед собой) Разрасталась вширь и ввысь. (руки в стороны, а затем вверх) А теперь ей тесно белой, (руки разведены в стороны) Говорит – посторонись! (отталкивающие движения руками)
Игровое упражнение Фокусник.
Это помидор. Я превращаю его в помидорчик;
Это перец. Я превращаю его в ___;
Это капуста. Я превращаю её в ___;
Это морковь. Я превращаю ее в ___ и т.д.
Это редис. Я превращаю её в ____и т.д.
Дидактическая игра «Чего не стало»
Перед детьми лежат муляжи овощей. Все их перечисляют. Называю что первое, что второе и т.д.Потом логопед закрывает всё платочком. Убирает один овощ и просит назвать чего не стало. (моркови, помидора, капусты и т.д.)
Работа в тетрадях. Развитие графо-моторного навыка.
Логопед предлагает найти овощ и раскрасить его.
Итог занятия.