Конспект логопедического занятия «Звук и буква [А]» для детей с ОНР старшей группы
Конспект логопедического занятия
«Звук и бкува [А]» для детей с ОНР старшей группы
Цель: правильное произношение звука [а] изолированно и в словах.
Задачи:
- научить детей узнавать и выделять звук «а»
- учить четко произносить звук [а] изолированно и в словах;
- дать понятие «ряд»;
- формировать понятия «звук», «гласный звук»;
- учить произносить звук [а] длительно, быстро, громко, тихо;
- упражнять в четком согласовании звука [а] с движениями;
- формировать фонематическое восприятие;
- развивать общую и мелкую моторику.
- воспитывать сотрудничество;
- воспитывать усидчивость.
Ход занятия
1. Организационный момент.
- Сядет тот, кого я назову тихим голосом.
Знакомство со звуком [а].
Приход девочки Ани (вязаная игрушка)
- Послушайте, как звук зовут девочку А-А-А-Аня. (Звук [а]).
Какой звук я тянула дольше всего?
- А
- Сегодня мы с вами познакомимся со звуком а.
- Попробуйте пропеть звук [а]. (Дети поют вместе и поочередно, тянут воображаемую нить.)
- Как вы думаете, почему звук [а] поется, тянется? (Воздух проходит через рот легко.)
Использование зеркал.
Звук А гласный, его можно петь. Пропойте ещё раз. Скажите тихо, скажите тихо, коротко, долго.
- Где находится язык? (Язык лежит.)
- Какую фигуру напоминает форма губ? (Круг.)
- Форма губ напоминает большой круг или маленький круг? (Большой круг.)
Логопед еще раз вместе с детьми произносит звук [а] и подводит итог:
- Широкий язычок спокойно лежит за нижними зубами. Горлышко гудит (прикладывают руку). Воздух легко проходит через рот. Воздуху ничего не мешает. Губы сделали воротца для воздуха, форма губ напоминает большой круг. Звук можно петь, тянуть, его легко говорить.
Фоноритмика.
Дети вытягивают руки вперед, соединив ладони. Произносится гласный «а-а-а.», они плавно разводят руки в стороны ладошками вверх.
Интонация радости.
Показ символа звука [а].
- Как вы думаете, каким символом мы обозначим звук [а]?
(Ответы детей.)
Логопед показывает символ звука А- красный большой кружок.
Логопед:
Ребята, пред вами лежат большие красные круги. Сейчас мы с вами поиграем. Я буду называть различные звуки, а вы когда услышите звук . то будете поднимать символ этого звука.
Логопед
И-о-а-а-а-у-и-о-а-а-е-а
Логопед
Ребята, посмотрите, пред вами лежат картинки. Давайте назовём их.
Апельсин, ананас, астра, автобус, абрикос.
Логопед
Дети произнесите название предметов, выделив голосом первый звук.
Физминутка
Нахождение предметов.
Дети ходят по кабинету на полу лежат перевёрнутые карточки с предметами. Звучит тихая музыка. Как только музыка перестает звучать, дети останавливаются и берут карточки. Выполняют речевое упражнение «Назови, что у тебя». Каждый ребенок называет свой предмет и спрашивает у другого: «У меня апельсин, а у тебя что?»
Классификация предметов.
На доске логопед выставляет в ряд картинки
Апельсин, ананас, астра, автобус, абрикос.
Просит назвать первый предмет , последний предмет. Просит назвать что находится по середине. Что находится между апельсином и ананасом, между астрой и абрикосом.
Потом раздаёт детям картинки и просит встать с картинками в том порядке, как они стояли.
Логопед
Итак, ребята, какой предмет в ряду стоял первый, какой второй и т.д. (закрепление понятия ряд).
Итог.
- С каким звуком вы сегодня познакомились?
- Звук А какой?
- Что больше всего понравилось?
Логопед дает положительную оценку детям.