Конспект мастер-класса для педагогов «Как написать хорошее эссе на конкурс "Учитель года"»

6
1
Материал опубликован 4 July 2020


Конспект мастер-класса для педагогов

«Как написать хорошее эссе на конкурс «Учитель года»»


Автор:

Брызгалова Вероника Владимировна, учитель русского языка и литературы

Высшей квалификационной категории

МБОУ «СШ №10» г. Нижневартовск

2019-2020 год


Цель мероприятия: Повышение профессионального мастерства педагогов – участников мастер-класса в процессе активного педагогического общения по освоению опыта работы педагога-мастера.


Ход мастер-класса

Здравствуйте! Начинаем наш мастер-класс!

Есть совет Козьмы Пруткова «Зри в корень». Для меня это не афоризм, а призыв к действию. Итак, зрю…

У-рок. Однокоренные слова: рок…, с-рок…, об-рок…, за-рок…, про-рок.

Рок – когда от учителя и от учеников ничего не зависит. Все предопределено, заранее известно.

С-рок от звонка до звонка: встали – здравствуйте – тема – упражнения – оценка – ура, закончился.

Об-рок: учитель должен администрации, родителям, детям сдать, сообщить, объяснить. Ученики должны учителям, родителям выучить, рассказать, записать, решить.

За-рок: клятвенно обещаем не делать или сделать обязательно.

Про-рок – «глаголом жги сердца людей». А достоин ли каждый  урок носить такое имя?

Надеюсь, что наше занятие поможет кому-то из вас по иному взглянуть на такой вид конкурсной работы, как эссе. Несколько слов о жанре.

Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, трактующее частную тему и передающее индивидуальные впечатления, связанные с нею, отличающееся субъективностью, образностью, афористичностью, разговорной лексикой.

         История эссе начинается в 1580 г., когда Мишель Монтень опубликовал во Франции книгу «Опыты». Монтень предложил читателю эссе как свои литературные пробы, не скрывая, но даже подчеркивая их субьективность, относительность, неокончательность.

         Эта книга - самопризнания, рожденные из наблюдений за собой, размышления о природе человеческого духа. В своих эссе, Монтень хотел понять себя, а через себя познать других, познать природу человека.

         В предисловии Монтень писал: «…Если бы я писал  эту  книгу, чтобы снискать благоволение света, я бы принарядился и показал себя в полном параде. Но я хочу, чтобы меня видели в моем простом, естественном  и обыденном виде, непринужденным и безыскусственным, ибо я рисую не кого-либо, а себя самого. Таким образом, содержание моей книги - я сам …».

         Расцвет эссеистики наступил в 20 веке, в этом жанре писали крупнейшие поэты, прозаики, философы (А.Белый, М.Цветаева, А.Ахматова).

         Во многих зарубежных странах, написание эссе часто используется как способ тестирования и конкурсного отбора. Испытание в виде написания эссе, позволяет оценить личность автора, его мировоззрение, степень оригинальности мыслей, чувств, чувство стиля. При этом не столь важен объем знаний или предмет исследования. В этом смысле эссе - антипод традиционного теста.

Во-первых, по типу речи – это рассуждение.

1 часть – зачин. Мысль! Неожиданная, парадоксальная.

2 часть – основная. Цепь вопросов. Это, по существу, диалог с самим собой, попытка осмыслить, разобраться.

3 часть – итоговая.

Текст отличается особой образностью, языковой выразительностью:

  1. Параллель с библейскими мотивами, цитата из Библии
  2. В основе текста – антитеза, «душа – ум»
  3. Художественно-выразительные средства.
  4. Цепь вопросительных предложений, риторических вопросов, они придают тексту диалоговую форму.

Когда читаешь эссе конкурсантов, одни работы хочется сразу же отложить, не дочитывая, т.к. неинтересно, банально, работа не светится мыслью, нет открытий автора. А другие с первой строчки, с названия, прихватывают внимание, вызывают желание дочитать, перечитать, подумать, удивиться тем открытиям, которые сделал автор эссе.

О чем пишут конкурсанты? Обычно в основе эссе какая-то педагогическая проблема, над которой автор размышляет, не отчитываясь ни перед кем о проделанной в этом направлении работе, может быть, не доводя свои размышления до логического конца, т.е. «плетет кружево» мысли. Мысли! Не увлекаться изящной словесностью! Какие это проблемы? Вот некоторые из них:

  • Вера в силы ребенка, его потенциал – важнейшая составляющая педагогического кредо.
  • Умение мыслить масштабно, не бояться учить детей высказывать свое мнение.
  • Процесс познания – творчество. Для творчества нужна свобода от штампов, стереотипов.
  • Как воспитать в ребенке потребность в духовной пище, потребность в саморазвитии.
  • Как выразить незаурядность своей личности, нестандартность мышления, широкий кругозор в рамках стандартизации образования.
  • Личностно-ориентированное обучение или как организовать обучение через желание.
  • Кого выпускать из школы: «начиненного» знаниями ученика или человека, творчески мыслящего?

Итак, делаем вывод: Основные законы жанра:

  • Отсутствие заданной композиции, свободная форма изложения. Свободная композиция эссе подчинена своей внутренней логике, а основную мысль эссе следует искать в «пестром кружеве» размышлений автора. В этом случае затронутая проблема будет рассмотрена с разных сторон.
  • Обращение к значительным философским, историческим, литературным проблемам
  • Сравнительно небольшой объём
  • Субъективность, ярко выраженная позиция автор, порой исповедальный характер произведений

Эпиграф. Обязателен? Нет. Но эпиграф так же, как и название, предваряет работу, готовит читателя к чтению.

Название не находится в прямой зависимости от темы.

Название – играет не последнюю роль, оно уже заявка конкурсанта на нестандартность мышления, оригинальность стиля. Скажите, какую работу вам захочется прочитать в первую очередь?

  • Моя педагогическая философия
  • Почему на даче всегда лето?
  • Да здравствует неверующий Фома!
  • От концепции винтика к концепции человека
  • Цветок или клумба? Личность или масса?
  • Спешите, дети, будем учиться летать!
  • В каждом ребенке – Солнце!
  • Воспоминания о старом учителе.
  • Бабочка мечты
  • Формула успеха
  • Тест и Россия

Выбор по заглавию и анализ 1 эссе по выбору участников.

С автором этого эссе не во всем можно согласиться, хочется поспорить. Но это и есть одна из задач эссе – удивить, заставить думать.

Итак, вновь делаем вывод: при написании эссе необходимо продумать:

Стиль эссе:
• образностью;
• афористичностью;
• парадоксальностью.

Для передачи личностного восприятия, освоения мира автор эссе:
• привлекает многочисленные примеры (цитаты, исторические лица);
• проводит параллели;
• подбирает аналогии;
• использует всевозможные ассоциации, воспоминания. (Чтение эссе «
Бабочка мечты»)

Для эссе характерно использование многочисленных средств художественной выразительности:
• метафоры;
• аллегорические и притчевые образы;
• символы;

  • риторические вопросы; 
  • сравнения.

Метафорический образ – мотив - идея:

Алые паруса – мотив плавания – выпуск учеников в большую жизнь

Крылья – мотив полета – творческое мышление

Упражнение.  Попробуйте пояснить эти слова, чтобы они стали символами:

Поезд     Плот    Айсберг    Шестеренка
Язык эссе будет выглядеть богаче и интереснее, если в нем присутствуют:
• непредсказуемые выводы;
• неожиданные повороты;
• интересные сцепления;

  неожиданная графика (чтение «Крылья», «Письмо пожарному» поЖАРный)

Упражнение.

Попробуйте по-иному записать слова: «признание», «успех»

Анализ эссе по группам:

  • Почему на даче всегда лето?
  • Да здравствует неверующий Фома!
  • От концепции винтика к концепции человека
  • Цветок или клумба? Личность или масса?
  • Спешите, дети, будем учиться летать!
  • В каждом ребенке – Солнце!
  • Воспоминания о старом учителе.
  • Формула успеха
  • Тест и Россия

Чего следует избегать при написании эссе?

  • непонимания сути заявленной темы;
  • отсутствия структурированности в из­ложении;
  • неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространные отвлечения от темы);
  • использования риторики (утвержде­ний) вместо аргументации (доказательств);
  • небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение;
  • слишком  обширной  описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом;
  • изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без выска­зывания собственной позиции;
  • повторов без необходимости.

К чему следует стремиться?

  • способность построить и доказать вашу позицию по определенным проблемам на основе приобретенных знаний;
  • при выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается способность (возможность) критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения других;
  • способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов;
  • умение дифференцировать;
  • понимать аналитические подходы и модели;
  • необходимо писать коротко, четко и ясно.

Ошибки при написании эссе.

  • утомительные предисловия;
  • недостаточное количество деталей;
  • слишком часто интересное эссе проигрывает в том, что представляет собой перечисление утверждений без иллюстрации их примерами;
  • многословие;
  • длинные фразы;
  • слова из энциклопедий.

Упражнение.

Когда напишите свое эссе, проделайте следующее:

Сосчитайте количество слов в каждом абзаце,

Присвойте каждому абзацу букву: либо S (short), либо M (medium), либо L (long).

S – менее 10 слов, M – менее 20 слов, L – более 20 слов.

Хорошее эссе имеет следующий или похожий порядок букв - M S M L M S.

Скучное эссе характеризует такая последовательность букв - S S S M L L L.

Закончить наше занятие хочу чтением дана из записок японской писательницы 11 века Сей Сенагон, чьи произведения положили начало эссе в литературе вообще. В нем - неожиданные сравнения, ассоциации.

        

То, что пролетает мимо,

Корабль на всех парусах.

Годы человеческой жизни.

Весна, лето, осень, зима.



Комментарии

Уверена, материалы мастер-класса окажутся полезными коллегам. Благодарю, Вероника Владимировна.

4 July 2020