Конспект занятия по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Удивительный воздух»

2
1
Материал опубликован 19 June 2019

Конспект непосредственной образовательной деятельности воспитателя с детьми старшего дошкольного возраста по познавательному развитию

«Удивительный воздух»

 

Воспитатель: Н.Н. Грудцинова
 

Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.

 

Задачи:

- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха (не имеет форму, не имеет цвета, не имеет запаха, имеет вес, невидим, не имеет вкуса);
- развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
- воспитывать интерес к исследовательской деятельности;

- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.

 

Материалы и оборудование: экран, защитные костюмы для детей (чепчики и фартуки из полиэтилена), полиэтиленовые пакеты, деревянные шпажки, вееры, коктейльные трубочки, пипетки, пластиковые сосуды с водой, резиновые мячи, листы бумаги формата А5, комплект кругов зеленого и красного цвета, емкости с измельченными продуктами: апельсином, луком, яблоком, чесноком (по количеству детей), насос, музыкальные инструменты (дудка, флейта, рожок, труба), свисток, весы рычажные, шар воздушный надутый, шар воздушный не надутый, краски акварельные.

Ход занятия

Воспитатель.
(Игра на общение)

 

Здравствуй, солнце!

Здравствуй, небо!

Здравствуй, вся моя Земля!

Мы проснулись очень рано,

И приветствуем тебя!

 

Воспитатель. Ребята, сегодня мы с вами узнаем что-то очень интересное. Вы хотите узнать, что в этой красивой шкатулке внутри? (открывает шкатулку, она пустая) (Шкатулка пустая, в ней ничего нет.)

Воспитатель: Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:

 

Через нос проходит в грудь,

И обратный держит путь.

Он невидимый, но все же

Без него мы жить не сможем.

Он нам нужен, чтоб дышать,

Чтобы шарик надувать.

С нами рядом каждый час,

Но невидим он для нас!

(Воздух)

Воспитатель. Мы уже знаем, что воздух необходим всему живому на Земле. Без него нет жизни. Итак, сегодня мы будем исследовать свойства воздуха, узнаем его функции. Для исследования ВОЗДУХА мы отправляемся в помещение, где много приборов для опытов, а как это помещение называется? (Лаборатория.) Мы с вами будем учеными-исследователями. Для этого мы наденем защитную одежду - фартуки и чепчики из полиэтилена.

Воспитатель. В лаборатории надо соблюдать определенные правила. Какие? (Необходимо размышлять, слушать, рассматривать, исследовать на ощупь, исследовать запахи, соблюдать тишину, не перебивать друг друга, не мешать друг другу, работать тихо, аккуратно, внимательно.)
(Указать на «Правила» в мини-лаборатории «Почемучки» на экране.)


Воспитатель. Давайте отправимся в нашу лабораторию, проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов).


Чтоб природе другом стать,

Тайны все её узнать,

Все загадки разгадать

Научиться наблюдать,

Будем вместе развивать

Качество — внимательность,

А поможет всё узнать

Наша наблюдательность.

 

Воспитатель. Вот мы и очутились в научной лаборатории.

Мы опыты начинаем

Интересно здесь бывает.

Постарайтесь все понять

Много нужно здесь узнать.


Воспитатель. Узнать о воздухе нам помогут эксперименты.
 

1.Эксперимент «ЦВЕТ ВОЗДУХА»

Воспитатель: Имеет ли воздух цвет? (Предположения детей.) Возьмите со стола полиэтиленовые пакеты и попробуйте поймать воздух.

Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? (Надулись). Что в них находится? (Воздух). Какого он цвета? (Бесцветный).

Вывод: воздух бесцветный.

 

2.Эксперимент «ФОРМА ВОЗДУХА»
Воспитатель: Имеет ли воздух форму? (Предположения детей.) Где мы ловили воздух? (В группе.) Значит, где находится воздух? (Вокруг нас.) Какой формы воздух? (Нет формы.)
Вывод: воздух не имеет форму.


3. Эксперимент «ПОЧУВСТВУЙ ВОЗДУХ»

Воспитатель: Хорошо! Давайте проверим, можно ли воздух почувствовать? (предположения детей.) Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Воздух выходит.)
Вывод: воздух можно почувствовать.

Воспитатель: Мы с вами тоже можем почувствовать воздух, просто подув ртом (дуют) и при помощи веера (машут веерами).



4. Эксперимент «УВИДИМ ВОЗДУХ»

Воспитатель: А вы знаете, как можно увидеть воздух? (Предположения детей.) Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть. Что вы увидели? (Пузырьки воздуха.) Подуйте в трубочки сильно. А теперь слабо. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?

Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало. С помощью трубочки и ёмкости с водой увидели воздух. Сам по себе воздух невидим.

Воспитатель: В этом опыте вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? (Через нос).

Воспитатель: Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как мы дышим. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? (Нет.)

Воспитатель: А вот зимой, когда выгуляете на улице и дышите, то вы можете увидеть воздух. Как? (Идёт пар.)
Воспитатель: Для укрепления дыхательной системы нашего организма мы выполняем различные упражнения. Предлагаю сейчас выполнить одно из таких упражнений.

Дыхательная гимнастика «Пузырики» 
(Ребенок делает глубокий вдох через нос, надувает «щёчки – пузырики» и медленно выдыхает через чуть приоткрытый рот. Повторить 2 – 3 раза.)

Воспитатель: А сейчас у нас минутка для отдыха. Идем в спортивный уголок. Сегодня мы выполним упражнения с мячами. Проверим упругость мячей. Я заметила, что несколько мячей не достаточно упруги. Что нам делать? (Накачать их насосом.) Что находится внутри мяча? Чем мы наполняем мячи? (Воздухом.)
(Накачивание мячей.)

 

Физминутка
 

Начинаем упражнения мы
С обычного движения.

(повороты головы вправо-влево,
мяч зажат между ладонями,
руки за спиной)

Наклоняемся с мячом
И с мячом потом встаем.

(наклоны вправо, рука на поясе,

другая с мячом вверху)
Вверх и вниз, вверх и вниз
(наклоны влево, рука на поясе,
другая с мячом вверху)

А теперь остановись.
Приседаем, раз и два, раз и два,
Очень дружно, как всегда.

(присед, руки с мячом вперед,
встать, руки с мячом вверх)

На одной ноге мы скачем,
Как упругий звонкий мячик.

(прыжки на правой ноге,

мяч на полу, руки на поясе)
На другой поскачем тоже,
Очень долго прыгать можем.

(прыжки на левой ноге,

мяч в вытянутой в сторону руке,
другая рука на поясе)

А теперь остановись,
И немного отдышись.

(ходьба на месте, мяч в правой руке)
Мяч на место мы кладем
В лабораторию идем.

 

5. Эксперимент «ВКУС И ЗАПАХ ВОЗДУХА»

Воспитатель: Имеет ли воздух вкус? (Предположения детей.) Вдохните ртом воздух. Какого он вкуса? (Без вкуса.)
Имеет воздух запах? (Предположения детей.) Вдохните воздух носом. Какого он запаха? (Без запаха.) Чистый воздух — без вкуса и запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.

Воспитатель: Каждому из вас предлагаю с закрытыми глазами ощутить ароматы (Дети закрывают глаза и открывают емкости с измельченными продуктами: апельсином, луком, яблоком, чесноком). Вы замечательно справились.

Вывод: воздух не имеет вкуса и запаха, но он переносит запахи.


 

6.Эксперимент «СЛЫШИМ ВОЗДУХ»

Воспитатель: Можно ли услышать воздух? (Предположения детей.) Как его можно услышать? В музыкальном уголке у нас есть музыкальные инструменты (показывает). Попробуйте на них поиграть. Что вы слышите? (Звук воздуха.) С помощью чего звучат инструменты? (С помощью воздуха). Это духовые инструменты. Одинаковый звук получается? (Нет, воздух может звучать по-разному.)

Воспитатель: А теперь произнесите разные звуки: «л», «с», «а», «у». Что вы чувствуете? (Выходит воздух.) Значит, мы разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху, который выходит из нашего горла.

Вывод: воздух передает звуки.

Воспитатель: А как в природе мы слышим воздух? Когда дует ветер, он гонит воздух, и так можно услышать различные звуки воздуха (свист, вой, шелест листвы) Звуки (запись)


7. Эксперимент «ВЕС ВОЗДУХА»

(На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины).
Воспитатель: А имеет ли воздух вес? (Предположения детей.) Мы сейчас проверим. Давайте положим на весы шар надутый и шар не надутый. Что тяжелее? Правильно, надутый шар тяжелее, так как в нем есть воздух.
Воспитатель: Возьмем не надутый шар и опустим его в воду. Что с ним произошло? (Он утонул). А теперь опустим в воду надутый шар. Что с ним произошло? (Она не тонет). Почему? Ведь надутый шар тяжелее не надутого шара? Что внутри шара? (Воздух)

Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Воспитатель: Поэтому для безопасности на воде используют спасательные жилеты, круги, наполненные воздухом.

 

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?

Воспитатель: Сейчас мы с вами при помощи воздуха, красок и трубочки будем рисовать.

(Показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу с помощью пипетки и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны). Дети рисуют.

Воспитатель: Молодцы, ребята, красивые рисунки у вас получились!

Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов. А скажите, вам понравилось проводить опыты? (ответы детей). Какой опыт вам показался интересным больше всего? (ответы детей). Что вы сегодня узнали нового? (ответы детей).

Воспитатель: Я предлагаю вам взять со стола по 2 круга. Один красный и один зелёный. Вместо ответа на утверждения: если вы согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Итак, будьте внимательны!

 

- Воздух окружает нас со всех сторон. -зеленый

- Воздух передает звуки. –зеленый
- Воздух нельзя почувствовать. -красный

- Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим. -зеленый

- Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов. -зеленый

- Человек может жить без воздуха. -красный

- Воздух не имеет вес. -красный

 

Итог
Воспитатель: Ребята, вы молодцы. Дог новых встреч в нашей лаборатории «Почемучки»

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Замечательное занятие, спасибо.

24 May 2020

Похожие публикации