Проект по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Насекомые»

4
0
Материал опубликован 30 January 2021

Проект по познавательному развитию

для детей старшего дошкольного возраста

«Насекомые»

Вид проекта: исследовательско – творческий

По продолжительности: средней продолжительности -  2 месяца.   

По предметно-содержательной области: образовательная область: «Познавательное развитие»

По количеству участников: групповой. 

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста 5 – 6 лет, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность проблемы: 

Основным содержанием экологического образованияявляется формирование у ребенка осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном детстве. В современном мире ребенок кроме телевизора, компьютера и игровых приставок должен научиться замечать красоту окружающего мира. Осознанно-правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенностей жизни, роста и развития отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование.

Проблема:

Как познакомить детей в детском саду с миром природы, привить им эмоционально-ценностное отношение к живым организмам.

С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Для него все впервые: солнце и дождь, страх и радость. Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы. Интерес их неустойчив. Познавательная активность чаще всего непроизвольная.

В правильном осознании мира природы им могут помочь только компетентные взрослые.                                        

Ожидаемый результат:

1. Сформированная база знаний у детей о мире животных (насекомых)

2. Сформированное индивидуально-ценностное отношение к миру природы у каждого

3. Развитие у детей познавательной активности через ознакомление с насекомыми

4. Развитие у детей воображения, мышления, памяти

5. Расширение и активация словаря

6. Повышение уровня заинтересованности родителей проблемой

Предварительная работа:

поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Насекомые»;

знакомство с литературными произведениями:  Г.Х.Андерсен  «Дюймовочка»,  А.Бианки «Как муравьишка домой спешил»,  «Паучок – пилот»,  Г. Глушнёв «Кузнечик и кузнечики»,  С.Михалков «Академия наук», Г.Скребицкий  «Счастливый жучок», В.Зотов из книги «Лесная мозайка» («Божья коровка», «Кузнечик», «Майский жук»), К.Ушинский «Пчёлки на разведках», К.Чуковский «Муха-Цокотуха»;

Беседы: «Кто такие насекомые?», «Бывают ли насекомые детишками?», «Где дом у насекомых?», «Кто, как, где спит?», «Насекомые в природе нашего края», «Кто живёт в подземном царстве?».

Наблюдение за жизнью муравейника

 разучивание стихов о насекомых «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку», пальчиковой гимнастики «Жук, стрекоза, осы», «Божьи коровки», загадывание загадок, словотворчество (сочинение детьми);

прослушивание аудиозаписи  Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», А.Чайковского «Вальс цветов»;

Спектакль по мотивам сказки В. Бианки «Как муравьишка домой спешил»

просмотр мультфильмов «Лунтик», «Пчёлка Майя», «Винни-Пух», «Под грибом».

Сотрудничество с семьёй:

Консультации «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых».

Участие в подготовке к развлечению «Волшебный мир насекомых».

Продукт проектной деятельности: 

рассказ о каком-либо насекомом по схеме, записанная родителями история с детскими иллюстрациями, дидактические игры, фотографии досугов, коллективная аппликация «На полянке», поделки из природного материала, выставка рисунков «Букашечки-таракашечки».

Принципы, определяющие особенности организации процесса обучения.

Принцип воспитывающей и развивающей направленности

Принцип наглядности

Принцип систематичности и последовательности и прочности осваиваемого в процессе обучения материала

Принцип активности и самостоятельности 

Принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей детей

Этапы проекта:

1 этап. Целеполагание

Цель проекта: познакомить детей с миром насекомых.

Задачи проекта:

формировать у детей элементарные представления о насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик), их строении, способах передвижения;

формировать навыки исследовательской  деятельности.                           

развивать эмоциональную отзывчивость;

развивать коммуникативные навыки;

воспитывать бережное отношение к животному миру; 

   2 этап. Планирование

разработка и составление перспективного плана работы с детьми по проблеме в кружке «Следопыт»

анализ воспитательно - образовательной работы по проблеме;

организация предметно - развивающей среды;

· разработка анкет для родителей;

изготовление и подбор дидактических игр, упражнений по формированию

ценностного отношения к миру природы, по развитию познавательной активности у детей через ознакомление с насекомыми;

· приобретение различных видов наглядных пособий и оборудования.

3 этап. План мероприятий по реализации проекта.

Формы работы по реализации проекта:

Образовательные области

Виды детской деятельности



Физическое развитие


Утренняя гимнастика  «Насекомые»

Бодрящая гимнастика «Жуки»

Пальчиковая гимнастика

- «Пчела»

- «Божьи коровки»

- «Трудолюбивая пчелка»

Зрительная гимнастика

- «Муравьи»

Дыхательное упражнение

- «Отправь пчелку в полет за нектаром»




Познавательное развитие

Беседы:

- Осторожность на лугу

- Что делать, если ужалили пчела?

Беседы:

- Роль человека в жизни насекомых

- Какие насекомые первыми появляются после зимы

- Муравьи – санитары леса

 - Кто такая стрекоза

- Мохнатый шмель

- Трудолюбивые пчелы

- «Какая коровка, скажите, пока

еще никому не дала молока?»

- Живые цветы (о бабочках)

 - Клоп – солдатик

Организация выставки детских книг о природе.

Рассматривание альбома «Насекомые»

Просмотр фильма о жизни бабочек

Наблюдения:

- за бабочками,

- муравьиная тропа ,

- за клопами-солдатиками,

- за шмелями,

- за стрекозами,

- за божьими коровками,

- за кузнечиками,

- какие цветы нравятся пчелам больше всего.

ООД:

-  «Кто такие насекомые»

- «Таинственный мир насекомых»

- «Насекомые и цветы созданы друг для друга»





Художественно-эстетическое развитие

Ручной труд:

- Изготовление из фантиков бабочек и украшение ими участка.

- Стрекозы в технике модульное оригами.

- «Стрекоза» (интеграция природы и лепки)

- «Бабочки» (интеграция природы и конструирования из природного материала)

- «Пчелы» (интеграция природы и ручного труда)

Изготовление коллажа «На лесной полянке».

Лепка из пластилина «Божья коровка».

Аппликация из бумаги в технике обрывания «Стрекоза».

Изготовление листовок «Не разоряйте муравейники».

Рисование насекомых в альбомах для раскрашивания.

Слушание

Н.А Римский – Корсаков «Полёт шмеля»

Этюд

«Пляска бабочек» муз Е.Теличевой

Пение

«Не обижайте муравья» муз.Г. Гладкова, слова В.Степанова.







Речевое развитие

Вечер загадок о насекомых.

Сочинение сказок:

-  «Лесные встречи»

- «Приключения бабочки Лили»

Чтение художественной литературы:

К.Чуковский «Тараканище»

В.Зотов «Божья коровка», «Кузнечик»

Е.Серова «Добрый великан»

Ю.Дмитриев «Муравей – красная точка», «У меня дома пчела»

С.Баруздин «Пчела»

Е.Фейерабенд «Кузнечики»

Заучивание стихов о насекомых


4 этап. Результативность


Результаты проекта:

В ходе проекта были созданы условия, обеспечивающие эффективное использование дидактических игр, апробированы новые дидактические игры на тему «Насекомые»;

У детей сформировалась база знаний у детей о мире животных (насекомых).

Родители получили методические рекомендации по созданию условий проведения дидактических игр, консультации по приобретению и изготовлению дидактических игр.

В ходе проекта с помощью родителей были изготовлены игры и пособия:

«Из каких частей состоит комар?»;

«Из каких частей состоит муха?»;

«Чем питаются насекомые?»;

«Как передвигаются насекомые?»;


Выводы:

Отслеживание результатов работы по проблеме доказывает: действительно, использование различных видов педагогических технологий по формированию

ценностного отношения к природе, по развитию познавательной активности у детей через ознакомление с насекомыми, создание специальных условий для этого, работа в определенной системе с родителями по проблеме,

способствует:

накоплению у детей конкретных представлений о насекомых, их жизнедеятельности, среде обитания;

формированию у детей интереса к насекомым;

самостоятельному действию в повседневной жизни (различных видах детской деятельности), принимать живое заинтересованное участие в исследовательской деятельности, самостоятельно задавать вопросы, ставить задачи и решать ее посредством эксперимента;

развитию индивидуального эмоционально-ценностного отношения к миру природы у каждого ребенка.

Заключение:

Этот проект позволил дать каждому ребенку посильную работу по интересам, помог выявить талантливых и одаренных детей, а также раскрыть внутренний потенциал у каждого ребенка.

Дети стали более раскрепощенными и самостоятельными, целеустремленными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.

Все это, несомненно, создает предпосылки для их успешного развития в будущем.


 





Приложение 1


Дидактические игры

«Угости насекомое»
Цель: расширять словарь детей за счет слов, обозначающих названия насекомых. Формировать категории имен существительных дательного падежа.
Материал: Медальоны(картинки) с изображением насекомых, игрушечные тарелочки с угощениями: цветами, капустой, медом, вареньем; фонограмма.

Ход игры

Воспитатель предлагает детям рассмотреть картинки с изображением насекомых и назвать их. Затем просит показать какое насекомое что любит кушать (например: бабочка любит кушать нектар, гусеница любит кушать капусту)

Далее воспитатель предлагает детям превратиться в насекомых, и пока звучит музыка, выполнять движения, характерные для выбранного насекомого. Когда музыка закончится, взрослый спрашивает: «Кому я дам цветы? (Бабочке). Кому я дам мед? (Пчеле)»

«На лугу»
Цель: Учить детей самостоятельно изменять глаголы по числам и лицам.

Ход игры

Педагог сообщает детям: «Я буду рассказывать стихотворение, а вы мне помогайте – добавляйте нужное слово».

Например:
Бабочки в небе …. (летают),
Крыльями… (машут),
Нас забавляют.
Я по небу не … (летаю),
На скакалке я … (скачу)
В классики… (играю)
Если только захочу,
Как кузнечик… (поскачу)
В траве сидит… (кузнечик)
Зеленый огуречик
Только ветер зашумел
Наш кузнечик … (улетел)
Прыгает и … (скачет)
Никогда не … (плачет)

«Как сказать правильно»
Цель: Учить детей образовывать множественное число глаголов.
Материал: Мяч.

Ход игры

Дети стоят в кругу. Воспитатель бросает ребенку мяч и просит закончить начатую фразу.

Например:
— Бабочка летит, а бабочки… (летят)
— Жук ползет, а жуки… (ползут)
— Пчела собирает нектар, а пчелы… (собирают) нектар.
— Кузнечик прыгает, а кузнечики…(прыгают)

«Собери цветок»

Цель: развивать логическое мышление; закрепить знание понятия «насекомые»

Ход игры

Воспитатель говорит, что у нее есть очень необычный цветок, который состоит из отдельных лепестков. На лепестках — рисунки. Предлагает детям собрать цветок. Предупреждает, что собрать его могут только умные, внимательные дети.

Каждый ребенок выбирает себе круглую карточку – середину цветка. Игра проводится по принципу лото. Каждый участник собирает цветок, на лепестках которого изображены предметы, относящиеся к одному понятию (цветы, насекомые, одежда,дикие животные и т.д.)

Речь с движением
«ЖУК»

Я нашла себе жука (Дети вытягивают руки вперед, какбы показывая жука)
На большой ромашке.
Не хочу держать в руках,
 (Изображают, как кладут в карман)
Пусть сидит в кармашке.
Ой, упал, упал мой жук
 (нагибаются)
Нос испачкал пылью.
 (показывают нос)
Улетел мой майский жук (машут руками)
Зажужжали крылья.

Загадки о насекомых

Во фраке зелёном маэстро
Взлетает над лугом в цвету.
Он — гордость местного оркестра
И лучший прыгун в высоту.
(Кузнечик)

На вид, конечно, мелковаты,
Но всё, что можно, тащат в дом.
Неугомонные ребята —
Вся жизнь их связана с трудом.
(Муравьи)

Голубой аэропланчик
Сел на белый одуванчик.
(Стрекоза)

Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
(Жук)

Над цветком порхает, пляшет,
Веером узорным машет.
(Бабочка)

С утра жужжу,
Цветы бужу.
Кружу, гужу,
И мед вожу
(Пчела)

Шевелились у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел-
Он вспорхнул и улетел.
(Бабочка)

Потешки:

Жук, жук, где твой дом?
— Под березовым листом
Ехал Филя-коновал,
Мой домик растоптал

Пчелка-пчелка,
Золотая холка,
Полети на лужок
Принеси нам медок.




Приложение 2


Сценарий развлечения для детей старшего дошкольного возраста «Волшебный мир насекомых»

Цель: Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые». Воспитывать доброе отношение к маленьким соседям по планете.

Задачи: Развивать обобщенные представления детей о насекомых как живых существах, живущих на земле, которые могут ползать, летать в воздухе, и имеющих типичное строение; умение устанавливать причинно-следственные связи (время года – поведение насекомых) ; умение использовать предметно-схематическую модель для описания внешнего вида, повадок; активировать познавательный интерес к природе.

Ход занятия: Воспитатель обращает внимание детей на то, что группа стала необычной: на стенах, столах картинки, модели и игры с изображением насекомых.

Загадки. У неё четыре крыла, тело тонкое, словно стрела. И большие-большие глаза. Называем её (стрекоза). Он работник настоящий очень, очень работящий. Под сосной в лесу густом из хвоинок строит дом. (Муравей). Сок цветов душистых пьёт, дарит нам и воск, и мёд, людям всем она мила, а зовут её (пчела). Она легка, красива, изящна, легкокрыла, сама похожа на цветок и любит пить цветочный сок. (Бабочка). Надевает эта крошка платье красное в горошек. И летать умеет ловко. Это … (божья коровка). С ветки на тропинку, травки на былинку прыгает пружинка - зеленая спинка (кузнечик). Не жужжу, когда сижу, не жужжу, когда хожу, не жужжу, когда тружусь, а жужжу, когда кружусь. (Жук). Не зверь, не птица, нос как спица. Летит – кричит, сядет – молчит. Кто его убьёт, свою кровь прольёт. (Комар)

Воспитатель предлагает детям найти картинки этих насекомых в группе. Ребенок находит картинку, садится на свое место и показывает всем.

-А теперь ребята поговорим о насекомых. Давайте внимательно рассмотрим картинки и попробуем ответить на интересные вопросы.

1. Чем насекомые отличаются от рыб, зверей, птиц?

2. Чем похожи все насекомые?

3. Что вы знаете о пчелах? жуках? кузнечиках? и т. д.

4. Почему насекомых так много?

5. Чем питаются насекомые?

6. Какие животные питаются насекомыми?

7. Что случится, если все насекомые исчезнут?

8. Что случится, если животные перестанут питаться насекомыми.

Воспитатель хвалит детей за правильные ответы и предлагает игру «Четвертый лишний»

- Вы уже знаете, что у нас летают не только насекомые, но и птицы, и даже есть летающие животные. Чтобы убедиться, что вы не путаете насекомых с другими животными, мы сейчас поиграем.

1) Заяц, ёж, лиса, шмель

.2) Бабочка, стрекоза, енот, пчела.

3) Трясогузка, кузнечик, скворец, сорока.

4) Мотылек, божья коровка, воробей, майский жук.

5) Таракан, муха, пчела, майский жук.

6) Стрекоза, кузнечик, пчела, божья коровка.

7) Летучая мышь, комар, жук, бабочка.

8) Стрекоза, мотылек, шмель, воробей.

-Ребята насекомые бывают, вредны для человека. Они портят растения, переносят заразу, кусаются (тля, гусеницы, саранча, комары, осы). А есть насекомые, которые уничтожают вредителей, другие собирают вкусный и полезный мед (муравьи, божья коровка, пчела) .

Дети, давайте немножко отдохнем и попробуем превратиться в насекомых.

Физкультурная минутка с элементами логопедического упражнения: «Насекомые на лугу».

Жу-жу-жу – жужжит пчела, - Дети расставляют руки в стороны,

Я лечу издалека. Ритмично помахивают руками.

Зу-зу-зу – комар пищит - указательные пальцы выставляют.

Укусить скорей спешит вперед, остальные поднимают,

делают ритмичные выбросы рук

попеременно вперед.

Уф-уф-уф – как паровоз, - ритмично притоптывают ногами.

Шмель пыхтит, - пыльцу повез.

Жук гудит: гу-жу, гу-жу. - делают ритмичные хлопки.

Я любого разбужу.

Пальчиковая гимнастика «Пчелка Майа»

Прилетела к нам вчера - машут ладошками.

Полосатая пчела.

А за нею шмель- шмелек на каждое название насекомого,

И веселый мотылек, загибают один пальчик.

Два жука и стрекоза, делают кружки из пальцев и

Как фонарики глаза. подносят к глазам,

Пожужжали, полетали, машут ладошками.

От усталости упали роняют ладони на стол.

Дыхательная гимнастика «Понюхай цветок»

Воспитатель предлагает детям понюхать цветок – вдох через нос, выдох через рот, на выдохе без напряжения голоса надо сказать «Ах-х-х-х», упражнение повторить 5-6 раз. Затем сначала тихо, затем громче и громче говорим: «Как хорошо пахнет цветок».

- Ребята, как вы поняли, насекомые – это часть нашей природы, а ее надо беречь, любить и охранять, если исчезнут насекомые, исчезнут растения, погибнут животные и птицы и нам людям будет очень плохо. Ведь в природе все взаимосвязано - одни не могут существовать без других.

Подвижная игра «Медведи и пчелы».

Играющие делятся на две равные команды: одна — пчелы, другая — медведи.

На одной стороне зала находится улей, а на противоположной — луг.

В стороне располагается берлога медведей. По условному сигналу воспитателя пчелы вылетают из улья (слезают с возвышений - гимнастической стенки, гимнастических скамеек и т. д.), жужжат и летят на луг за медом. Как только пчелы улетят, медведи выбегают из берлоги, забираются в улей (влезают на возвышения) и лакомятся медом. Воспитатель подает сигнал: «Медведи!», пчелы летят к ульям, стараясь ужалить (дотронуться рукой) медведей, те убегают в берлогу. Ужаленные медведи пропускают одну игру. Игра возобновляется, и после повторения дети меняются ролями.

Перед игрой воспитатель напоминает детям, что с возвышений нужно слезать, а не спрыгивать, на лестницу залезать не выше 4—5-й рейки. Воспитатель обязательно осуществляет страховку детей; если возникает необходимость, оказывает помощь.
















Приложение 3

Мнемотаблицы для составления описательных рассказов по теме

«Насекомые»

для детей старшего дошкольного возраста





t1612007594aa.jpg

ИЗ КАКИХ ЧАСТЕЙ СОСТОИТ КОМАР?



t1612007594ab.jpg

ИЗ КАКИХ ЧАСТЕЙ СОСТОИТ МУХА?



t1612007594ac.jpg

ЧЕМ ПИТАЮТСЯ НАСЕКОМЫЕ?



t1612007594ad.jpg

КАК ПЕРЕДВИГАЮТСЯ НАСЕКОМЫЕ?

t1612007594ae.jpg

РАЗМЕРЫ НАСЕКОМЫХ



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации