Конспект НОД для детей средней группы «Лекарственные растения Смоленского края»

2
0
Материал опубликован 5 February 2023



Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы.

«Лекарственные растения Смоленского края»



t1675590179aa.jpg



 








Программные задачи: Познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, произрастающих в нашем крае и возможностях их использования в медицине. Закреплять знания о их строении (корень, стебель, листья, цветы). Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.

Материалы к занятию: иллюстрации лекарственных растений, лекарственные сборы, цветок ромашка, вода.

Методы и приёмы: рассказ, объяснение, игра, показ, худ. слово.

Ход занятия:

Стук в дверь групповой комнаты.

В.: Ребята, слышите, кто-то к нам пришёл. Нам посылку принесли. А хотите узнать, что в ней интересного?

Воспитатель открывает посылку и достаёт листики растений.

Вы знаете, от какого растения этот листик?

Рано весной на оттаявших полянках появляются маленькие золотисто-желтые цветы (рассматривание лекарственного растения). Это цветы мать-и-мачехи. Это необычное растение. Сначала она цветет, а потом отращивает листья. И листья у нее необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, теплая и мягкая. Теплая сторона – это мать, а холодная – мачеха. Летом мало кто обращает внимание на широкие листья мать-и-мачехи. А ведь это лекарственное растение. Из этих листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды.

«А если кашель у тебя,

Ты кипятком залей меня.

Отвар лечебный нацеди,

Выпей, и в кровать иди»

Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.

t1675590179ab.jpg

Вывод. Мать- и мачеха –лекарственное растение Может вы слышали о таких растениях?

В.: Молодцы, правильно. К лекарственным растениям относятся: одуванчик, календула, подорожник ромашка. В нашем краю много полезных трав растет, которые помогут человеку справиться с той или иной болезнью. Вот одно из них-подорожник. (Демонстрация рисунка подорожника)

t1675590179ac.jpg


Однажды мальчик ехал по дороге на велосипеде. На дороге попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил себе колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся, сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой. С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.

Вот какая волшебная трава-подорожник.

- Ребята, а вы знаете, что такое аптека?

Д.: Это там, где продают таблетки.

В.: А что значит «Зеленая аптека»?

Д.: Это где продаются лекарственные травы.

В.: Для всех нужна зеленая аптека. Посмотрите, как много вокруг нас растет лекарственных трав. Вот одно из них, отгадайте, что это:

 На зеленой круглой ножке

Вырос шарик у дорожки, ветерок вдруг прошуршал

И развеял этот шар. (Одуванчик)

 Воспитатель предлагает среди картинок найти изображение одуванчика.


t1675590179ad.jpg


В.: Это красивое растение. Кто хочет о нем рассказать?

Д.: Одуванчик растет на лугу. У него есть стебель, корень, листья, и красивый яркий цветок. Стебель прямой, зеленый, листья темного цвета. Цветок похож на солнышко.

В.: А чем растение полезно? В листьях одуванчика есть много витаминов и они придают аппетит. Листья и корни помогают при кашле.

- Ребята, а кто знает стихотворенье об одуванчике?

Уронило солнце

Лучик золотой.

Вырос одуванчик,

Первый, молодой.

У него чудесный

Золотистый цвет.

Он большого солнца

Маленький портрет.

 

Физминутка «Белый одуванчик»

Белый одуванчик на солнышке блестит

И легкою пушинкой по воздуху летит.

(Дети стоят в узком кругу, спиной к центру, взявшись за руки и подняв их вверх – одуванчик. Ветерок подул – пушинки разлетаются по группе, затем собираются вместе.

В.: Ребята, ведь не только одуванчик полезный, полезны и другие растения. Послушайте загадки:

1. Стоит в саду кудряшка -

Белая рубашка,

Сердечко золотое.

Что это такое?

(Ромашка)

2. Стоят в лугах сестрички:

Золотой у них глазок,

Белые реснички.

(Ромашки)

Воспитатель предлагает среди изображений найти ромашку.

В.: Это также нужное и красивое растение. Кто хочет о нем рассказать?

Д.: Ромашка растет везде: на полянке, на лугу, на речке. У неё есть стебель, он тонкий, и ветвистый. Листья похожи на укроп. Лепестки у ромашки белые, а серединка желтая.


t1675590179ae.jpg


«Я – ромашка – красота.

По мне гадает детвора.

Но и в другом полезна я:

Простуда если у тебя,

То завари ромашку в кружке

(Я через час уже готова).

Рекомендуй меня подружке –

И обе будете здоровы»

Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.

А теперь попробуйте отгадать загадки о лекарственных растениях

Длинноногие сестрички

Вышли стайкой на лужок.

Словно снег у них реснички,

И, как солнышко, глазок.

(ромашка)

Золотой и молодой

За неделю стал седой.

А денечка через два

Облысела голова.

Спрячу-ка в карманчик

Бывший …

(одуванчик)

Поранил ты в дороге ногу,

Усталость не дает идти,

Нагнись, солдатик у дороги

Готов помочь тебе в пути.

(подорожник)

Ах, не трогайте меня.

Обожгу и без огня.

(крапива)

Он шипы свои выставил колко.

Шипы у него как иголки.

Но мы не шипы у него соберем

Полезных плодов для аптеки нарвем.

(шиповник) 

Ребята, шиповник повышает иммунитет, помогает при простудных заболеваниях.

Он помогает при жаре, головных болях, плохом аппетите,

Если кашель вас замучил,

Воспаленные началось,

подружись со мной скорее,

Обещаю все пройдет.

(мать-и-мачеха).

Не пустили в огород, от того она и жжет

(крапива).


t1675590179af.jpg


Про крапиву говорят, что одна крапива заменяет семерых, врачей. Крапива сон посылает больным, прекращает рвоту, семя крапивное с медом колики лечит надежно, помогает при кашле.

В.: Ребята какие вы молодцы, как много узнали о лекарственных травах, о их пользе для человека. Как вы думаете, где продаются лекарственные травы? Можно ли ими запастись самим?

В. предлагает детям выбрать пакетик с лекарственной травой.

В.А теперь я хочу узнать, какое растение выбрал каждый из вас?

Дети на основе листьев, стеблей, цветков определяют лекарственные растения.

В.: с помощью растений готовят лекарственные настои. Сейчас мы вместе с вами приготовим настои из знакомых нам трав (одуванчика, календулы, ромашки). Для этого мы берем стакан. Насыпаем в них лекарственные растения. В один стакан ромашку, в другой календулу, в третий корни одуванчика. Заливает горячей водой. Накрываем стаканы крышкой, и ждём пока настоится.

- Что происходит? (наблюдаем)

Д.: Вода меняет цвет.

В.: А почему вода изменила цвет, что это значит?

Д.: Потому, что растения отдают воде свой цвет.

В.: Правильно, а еще лекарственные растения отдают воде свои лечебные свойства. Вот и получится настой, которыми мы можем полоскать горлышко, промывать глазки, нос и выполнять другие лечебные процедуры.

Воспитатель угощает детей чаем с медом и настоем ромашки.

Теперь, когда вы придете в лес-старайтесь найти и рассмотреть лекарственные растения Расскажите родителям , что вы о них узнали. Или послушайте рассказ взрослых о лечебных свойствах этих растений. Постарайтесь не рвать их, только рассмотрите. Надо беречь природу и заботится о сохранении зеленых друзей человека. Все растения, о которых сегодня шла речь-произрастают и в Смоленской области. Некоторые из них можно увидеть во дворе наших домов. Давайте познакомимся с иллюстрациями в книге Гозина Анатолия Александровича «Лекарственные растения Смоленской области».


Литература:

1.Автор: Лебеда А.Ф., Исайкина А.П., Джуренко Н.И.

Редактор: Голубкова Г.

Издательство: АСТ-Пресс, 2011 г.

Серия: Золотая коллекция растений

2. Гозин, Анатолий Александрович.
Лекарственные растения Смоленской области / А. Гозин, В. Яснецов. - 2-е изд., доп. - М. : Моск. рабочий, 1991. - 223, [1] с. : ил.; 20 см.; ISBN 5-239-00818-3 : 2 р.







в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.