Конспект НОД для детей средней группы «Лекарственные растения Смоленского края»
Конспект непосредственно-образовательной деятельности для детей средней группы.
«Лекарственные растения Смоленского края»
| |
Программные задачи: Познакомить детей с разнообразием лекарственных растений, произрастающих в нашем крае и возможностях их использования в медицине. Закреплять знания о их строении (корень, стебель, листья, цветы). Воспитывать бережное отношение и любовь к природе.
Материалы к занятию: иллюстрации лекарственных растений, лекарственные сборы, цветок ромашка, вода.
Методы и приёмы: рассказ, объяснение, игра, показ, худ. слово.
Ход занятия:
Стук в дверь групповой комнаты.
В.: Ребята, слышите, кто-то к нам пришёл. Нам посылку принесли. А хотите узнать, что в ней интересного?
Воспитатель открывает посылку и достаёт листики растений.
Вы знаете, от какого растения этот листик?
Рано весной на оттаявших полянках появляются маленькие золотисто-желтые цветы (рассматривание лекарственного растения). Это цветы мать-и-мачехи. Это необычное растение. Сначала она цветет, а потом отращивает листья. И листья у нее необычные. Верхняя сторона гладкая, блестящая и прохладная. Нижняя сторона покрыта белыми волосками, теплая и мягкая. Теплая сторона – это мать, а холодная – мачеха. Летом мало кто обращает внимание на широкие листья мать-и-мачехи. А ведь это лекарственное растение. Из этих листьев и цветков заваривают чай и пьют от кашля и простуды.
«А если кашель у тебя,
Ты кипятком залей меня.
Отвар лечебный нацеди,
Выпей, и в кровать иди»
Такой вот замечательный цветок мать-и-мачеха. Ранней весной он удивляет и радует нас своим появлением из-под снега, а летом заботится о нашем здоровье.
Вывод. Мать- и мачеха –лекарственное растение Может вы слышали о таких растениях?
В.: Молодцы, правильно. К лекарственным растениям относятся: одуванчик, календула, подорожник ромашка. В нашем краю много полезных трав растет, которые помогут человеку справиться с той или иной болезнью. Вот одно из них-подорожник. (Демонстрация рисунка подорожника)
Однажды мальчик ехал по дороге на велосипеде. На дороге попался камень, и не успел мальчик оглянуться, как упал и разбил себе колено. У него не было с собой бинта, но возле дороги он увидел подорожник. Мальчик не растерялся, сорвал листочек и приложил к ранке, кровь остановилась. Мальчик сел на велосипед и поехал домой. С тех пор подорожник не пропускает мимо себя тех, кто нуждается в быстрой помощи.
Вот какая волшебная трава-подорожник.
- Ребята, а вы знаете, что такое аптека?
Д.: Это там, где продают таблетки.
В.: А что значит «Зеленая аптека»?
Д.: Это где продаются лекарственные травы.
В.: Для всех нужна зеленая аптека. Посмотрите, как много вокруг нас растет лекарственных трав. Вот одно из них, отгадайте, что это:
На зеленой круглой ножке
Вырос шарик у дорожки, ветерок вдруг прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик)
Воспитатель предлагает среди картинок найти изображение одуванчика.
В.: Это красивое растение. Кто хочет о нем рассказать?
Д.: Одуванчик растет на лугу. У него есть стебель, корень, листья, и красивый яркий цветок. Стебель прямой, зеленый, листья темного цвета. Цветок похож на солнышко.
В.: А чем растение полезно? В листьях одуванчика есть много витаминов и они придают аппетит. Листья и корни помогают при кашле.
- Ребята, а кто знает стихотворенье об одуванчике?
Уронило солнце
Лучик золотой.
Вырос одуванчик,
Первый, молодой.
У него чудесный
Золотистый цвет.
Он большого солнца
Маленький портрет.
Физминутка «Белый одуванчик»
Белый одуванчик на солнышке блестит
И легкою пушинкой по воздуху летит.
(Дети стоят в узком кругу, спиной к центру, взявшись за руки и подняв их вверх – одуванчик. Ветерок подул – пушинки разлетаются по группе, затем собираются вместе.
В.: Ребята, ведь не только одуванчик полезный, полезны и другие растения. Послушайте загадки:
1. Стоит в саду кудряшка -
Белая рубашка,
Сердечко золотое.
Что это такое?
(Ромашка)
2. Стоят в лугах сестрички:
Золотой у них глазок,
Белые реснички.
(Ромашки)
Воспитатель предлагает среди изображений найти ромашку.
В.: Это также нужное и красивое растение. Кто хочет о нем рассказать?
Д.: Ромашка растет везде: на полянке, на лугу, на речке. У неё есть стебель, он тонкий, и ветвистый. Листья похожи на укроп. Лепестки у ромашки белые, а серединка желтая.
«Я – ромашка – красота.
По мне гадает детвора.
Но и в другом полезна я:
Простуда если у тебя,
То завари ромашку в кружке
(Я через час уже готова).
Рекомендуй меня подружке –
И обе будете здоровы»
Ромашка растет на полянах в лесу, по обочинам дорог. В лечебных целях собирают цветки ромашки и сушат в проветриваемых помещениях. Ромашка полезна при многих заболеваниях. Ее применяют при заболеваниях печени, почек, простуде, бессоннице. Заваривают чай из ромашки. А настой из цветков ромашки полезен при ангине.
А теперь попробуйте отгадать загадки о лекарственных растениях
• Длинноногие сестрички
Вышли стайкой на лужок.
Словно снег у них реснички,
И, как солнышко, глазок.
(ромашка)
• Золотой и молодой
За неделю стал седой.
А денечка через два
Облысела голова.
Спрячу-ка в карманчик
Бывший …
(одуванчик)
• Поранил ты в дороге ногу,
Усталость не дает идти,
Нагнись, солдатик у дороги
Готов помочь тебе в пути.
(подорожник)
• Ах, не трогайте меня.
Обожгу и без огня.
(крапива)
• Он шипы свои выставил колко.
Шипы у него как иголки.
Но мы не шипы у него соберем
Полезных плодов для аптеки нарвем.
(шиповник)
Ребята, шиповник повышает иммунитет, помогает при простудных заболеваниях.
Он помогает при жаре, головных болях, плохом аппетите,
• Если кашель вас замучил,
Воспаленные началось,
подружись со мной скорее,
Обещаю все пройдет.
(мать-и-мачеха).
• Не пустили в огород, от того она и жжет
(крапива).
Про крапиву говорят, что одна крапива заменяет семерых, врачей. Крапива сон посылает больным, прекращает рвоту, семя крапивное с медом колики лечит надежно, помогает при кашле.
В.: Ребята какие вы молодцы, как много узнали о лекарственных травах, о их пользе для человека. Как вы думаете, где продаются лекарственные травы? Можно ли ими запастись самим?
В. предлагает детям выбрать пакетик с лекарственной травой.
В.А теперь я хочу узнать, какое растение выбрал каждый из вас?
Дети на основе листьев, стеблей, цветков определяют лекарственные растения.
В.: с помощью растений готовят лекарственные настои. Сейчас мы вместе с вами приготовим настои из знакомых нам трав (одуванчика, календулы, ромашки). Для этого мы берем стакан. Насыпаем в них лекарственные растения. В один стакан ромашку, в другой календулу, в третий корни одуванчика. Заливает горячей водой. Накрываем стаканы крышкой, и ждём пока настоится.
- Что происходит? (наблюдаем)
Д.: Вода меняет цвет.
В.: А почему вода изменила цвет, что это значит?
Д.: Потому, что растения отдают воде свой цвет.
В.: Правильно, а еще лекарственные растения отдают воде свои лечебные свойства. Вот и получится настой, которыми мы можем полоскать горлышко, промывать глазки, нос и выполнять другие лечебные процедуры.
Воспитатель угощает детей чаем с медом и настоем ромашки.
Теперь, когда вы придете в лес-старайтесь найти и рассмотреть лекарственные растения Расскажите родителям , что вы о них узнали. Или послушайте рассказ взрослых о лечебных свойствах этих растений. Постарайтесь не рвать их, только рассмотрите. Надо беречь природу и заботится о сохранении зеленых друзей человека. Все растения, о которых сегодня шла речь-произрастают и в Смоленской области. Некоторые из них можно увидеть во дворе наших домов. Давайте познакомимся с иллюстрациями в книге Гозина Анатолия Александровича «Лекарственные растения Смоленской области».
Литература:
1.Автор: Лебеда А.Ф., Исайкина А.П., Джуренко Н.И.
Редактор: Голубкова Г.
Издательство: АСТ-Пресс, 2011 г.
Серия: Золотая коллекция растений
2. Гозин, Анатолий Александрович.
Лекарственные растения Смоленской области / А. Гозин, В. Яснецов. - 2-е изд., доп. - М. : Моск. рабочий, 1991. - 223, [1] с. : ил.; 20 см.; ISBN 5-239-00818-3 : 2 р.