Конспект НОД «Луковая семейка участвует в эксперименте»
МКДОУ Рамонский детский сад № 1
«Луковая семейка участвует в эксперименте»
(Экспериментально-исследовательская деятельность)
Старший дошкольный возраст
Воспитатель: Лукьянова С.Н.
р.п. Рамонь - 2016 г.
Цели и задачи:
Развивать познавательный интерес на основе исследовательской и продуктивной деятельности;
Развивать восприятие, творческое мышление, речь, внимание, память;
Расширять и закреплять знания детей о влиянии различных условий на рост растений;
Воспитывать любовь к живой природе, к труду;
Обучать работе с детской цифровой лабораторией;
Воспитывать в детях желание сотрудничества друг с другом.
Предварительная работа:
Дали представление о понятиях «температура», «градус», познакомили с приборами, измеряющими температуру (при помощи ЦЛ«Наураша»).
Проводили игры «Наоборот», «Превращение».
Организовали подгруппы по «лабораториям» («Лаборатория света», «Лаборатория воды», «Лаборатория градуса»).
Совместно с детьми выбрали «ученый совет», придумали эмблемы для каждой лаборатории.
Поставили проблему: «Сказка про луковое семейство» (обратились за помощью луковая семейка, дед, бабка, внук и внучка. Которые очень хотели вырастить витаминные зеленые стрелки для ребят, чтобы помочь им быть здоровыми. Но луковички не сходились во мнении, какие условия для их роста лучше: дед считал, что ему нужны свет, тепло и вода, бабушка – тепло и вода, без света, внук – было бы тепло и свет, без полива, а внучка – нужны вода и свет, а температура не важна).
Из пластилина изготовили элементы для создания образа (глаза, рот, нос, брови, деду – бороду и усы, бабушке – косынку, внучке – бантик, внуку – кепку).
Создали заявленные условия для эксперимента каждому члену луковичной семейки, проводили наблюдения за развитием луковиц, вели календарь наблюдений (совместно с педагогом раз в неделю записывали прирост, особенности развития, зарисовывали внешний вид).
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативная», «Художественно-эстетическая», «Познавательная», «Речевое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, познавательно-исследовательская, продуктивная.
Материал:
Луковицы, набор промаркированных мерных стаканчиков, непрозрачный ящик с крышкой, фартуки и колпаки для исследовательской лаборатории, «кафедралки» и мантии с очками для «ученого совета», термос с кубиками льда или снегом, термос с горячей водой (не более 400-450), детская цифровая лаборатория «Наураша».
Ход образовательной деятельности:
Педагог: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я пригласила вас в нашу занимательную лабораторию, чтобы сообщить радостную новость! Мы – на пороге замечательного открытия!
Прошу подойти к нашим опытным столам. Что мы видим? Да, сегодня мы завершаем наш эксперимент с Луковой семейкой. Напомните, коллеги, с какой проблемой, с каким вопросом обратились к нам дед, бабушка, внук и внучка луковички?
(Определение актуальности проблемы)
Педагог: Почему мы решили провести этот эксперимент, чем он нас заинтересовал?
Скоро весна и начнутся весенние работы в нашем огороде. Мы будем сеять семена овощей на рассаду и нам необходимо знать, какие условия самые благоприятные для роста растений.
(ТРИЗ: Луковица – это плод или семя? (ответы детей)
Педагог: Присаживаемся за наш круглый стол. Итак, рассмотрим два экземпляра, бабушка и внук луковички. Прошу вас, коллеги из «Лаборатории света» сделать заключение, вывод по влиянию света, освещения на растения (Отвечает группа детей с эмблемами названной лаборатории)
Свет – важен, т.к. на примере бабушки-луковички, которая находилась в условиях темноты, мы видим, что стрелки лука слабо окрашены, бледные, тонкие, хрупкие.
Педагог: А теперь ученые из «Лаборатории воды» сделают вывод по влиянию воды, влаги на развитие растений.
Вода – важна, т.к. на примере внука-луковички, который решил, что может обойтись без полива, мы видим, что стрелки лука слабые, подсохшие, короткие, не развитые.
Педагог: Еще один вывод по эксперименту помогут нам сделать ученые из «Лаборатории градуса», о влиянии тепла на развитие растений. Напомните нам, коллеги, при помощи каких приборов мы можем определить тепло или холодно на улице, не выходя из дома, а также определить температуру в квартире?
Градусник, термометр, интернет, новости.
Что конкретно измеряет градусник за окном или в комнате на стене, температуру воды, температуру тела, температуру стены?
Температуру воздуха или температуру окружающей среды.
Педагог: Но показать, что будет происходить под влиянием высокой или низкой температуры с объектами живой природы, термометр не сможет. Для решения этой проблемы приглашаю вас в нашу цифровую лабораторию, в гости к профессору Наураше.
Включаем мультимедийное оборудование, с заранее подключенным датчиком температуры и запускаем программу. Выбираем лабораторию температуры, свободный режим и задания. Наураша дает понятие «комфортная температура».
Педагог: Юные ученые, любая ли температура окружающей среды может быть комфортной для роста и развития растений?
Предлагаю сначала проверить влияние низкой температуры на живую природу. Для этого возьмем стакан со льдом и измерим датчиком температуру близко к ледяными кубиками, но не касаясь их. Смотрим на экран, что происходит с рыбкой и цветком?
Теперь проверим, как повлияет не низкая, а наоборот… (высокая) температура на объекты живой природы. Для этого к стакану с горячей водой прикоснемся датчиком. Что теперь происходит с цветком и рыбкой?
А теперь давайте измерим температуру окружающей среды. Для этого возьмем датчик и поднимем его немного вверх. А как теперь себя ведут рыбка, цветок и даже Наураша?
Выключаем мультимедийное оборудование и присаживаемся за круглый стол, надев мантии и «кафедралки» с очками.
Педагог: Коллеги ученые, приглашаю вас на ученый совет для обсуждения нашего открытия. Подведем итоги.
Педагог: Итак, мы выяснили при помощи нашей цифровой лаборатории, что происходит с растениями под влиянием низкой температуры? Высокой температуры? Что произошло с внучкой-луковичкой?
Педагог: Так что же еще нужно нашим растениям для роста и развития, кроме воды и света?
Педагог: По показателям датчиков в нашей лаборатории холодно или наоборот?
Педагог: Да, у нас тепло. Нам приятно и комфортно, не жарко и не холодно.
Дедушка-луковичка поступил очень мудро, он выполнил все три условия и посмотрите на него: он готов радовать нас витаминными перышками хоть каждый день.
Педагог:
Наше открытие: чтобы растения развивались хорошо и правильно, были сильными и максимально полезными, нужно соблюдать все условия (Перечисляют дети).
Педагог: Прошу всех участников ученого совета разойтись по своим группам и познакомить с нашим открытием остальных детей.
Подходит пора готовиться к огородным работам, используя полученные знания и соблюдая обязательные условия.
А всей луковой семейке предлагаю предоставить необходимые условия: свет, воду и тепло, в благодарность за участие в эксперименте.
Уважаемые коллеги! У меня возник новый вопрос, а для всех ли живых существ понятие комфортной температуры одно и то же? Будет ли приятно жить у нас в Рамони, например слону или жирафу? Будут ли расти у нас банановые пальмы?