Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной группе «Хлеб всему голова».
Конспект НОД по ФЦКМ в подготовительной группе «Хлеб всему голова».
Цель: дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол.
Задачи:
Образовательные :
Познакомить детей с процессом выращивания хлеба, дать представление о том, как хлеб пришёл к нам на стол. Донести до их сознания, что хлеб – это итог работы многих людей.
Развивающие:
Развивать речь детей; обогащение словарного запаса. Развитие внимания, наблюдательности, мышления. Активизация артистических навыков.
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, выращивающих хлеб.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций «Посевные работы», «Сельскохозяйственные машины».
Чтение украинской народной сказки «Колосок»; марийская народная сказка «Лепешка», белорусская сказка «Легкий хлеб»
Объяснение и заучивание пословиц и поговорок о хлебе.
Разучивание текста подвижной игры.
Материал: Презентация на тему «Откуда хлеб пришел», изображения хлебобулочных изделий, колоски пшеницы, ржи.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас с вами необычное занятие, но чтобы узнать о чем
пойдет речь, надо угадать, что у меня спрятано под салфеткой (в корзиночке
спрятан каравай).
Есть такие слова: «Он всему голова»
Хрустящей корочкой одет, мягкий чёрный, белый… (хлеб)
Воспитатель: Мы поговорим сегодня о хлебе, узнаем откуда хлеб пришёл.
Ребята как вы думаете, что у меня в руках? (рассматриваем с детьми каравай хлеба)
Опишите ребята, какой он, хлеб? (мягкий, душистый, круглый, пшеничный…)
Хлеб – главный продукт питания. Ни один обед не обходится без хлеба. Почему нужно есть хлеб? Хлеб – питательный, нужный, вкусный продукт. Все, кто ест хлеб, вырастут крепкими и здоровыми.
А сейчас я Вам предлагаю посмотреть на этот стол. Что вы видите на
этом столе? (баранки, бублики, печенье, сухари и т.д.)
А как можно назвать эти изделия, одним словом? (хлебобулочные изделия).
Хлеб прошел долгий путь, прежде чем появиться на полке в магазине и попасть к нам на стол.
Ребята, интересно узнать, откуда хлеб пришел к нам на стол?
Сейчас мы с вами познакомимся с трудом людей, которые выращивают хлеб.
(начинается показ презентации «Откуда хлеб пришел?»
Воспитатель: Выращивать и убирать людям хлеб помогают сильные машины. Весной, лишь только оттает и просохнет земля в поле выходит трактор, который вспашет землю.
На тракторе работает тракторист.
И вот земля стала мягкой, послушной и рыхлой. Теперь можно начинать сеять! К трактору прикрепляют сеялки и те ровными, аккуратными рядами укладывают в почву зерна пшеницы. (слайды 1,2)
Вот пшеница взошла. Все лето созревают зёрна в колосьях.
Ребята, рассмотрите колосок, какой он? (пузатый, колючий, в нем много зернышек)
Так откуда же появилось зерно? Зерно появилось из колоса пшеницы, ржи.
Ребята, как узнать, что урожай созрел? По колоскам, они становятся желтые, золотые.
Поле в это время очень красивое. (слайд 3)
Давайте и мы с вами превратимся в зернышки, которые посеяли в поле.
Сейчас мы с вами немного отдохнем.
физ.минутка:
Давайте представим, что мы в поле.
Я превращаю вас в маленькие зернышки и сажаю в землю. (дети присаживаются).
— Теплое солнышко пригрело землю, дождик полил.
Зернышки росли, росли и стали колосками. (дети встают, поднимают руки вверх).
— Колоски тянутся к солнышку. (дети протягивают руки вверх) .
— Сильно припекло солнышко, завяли наши колоски.
(дети постепенно опускают сначала: руки, голову, плечи, туловище).
— И вот полил дождик, ожили колоски. Снова тянутся они к солнышку.
В поле выросли замечательные колоски.
Улыбнитесь друг другу.
Воспитатель: Дни промчались, наступает время сбора урожая. Вышел в поле агроном
близко он с землей знаком знает, что растить и как - в этом деле он - мастак! Колоски он в руки взял: «Урожай готов!» сказал. Начинается жатва- это уборка колосьев. (Дети повторяют слово хором и индивидуально). В поле выходят другие машины – комбайны. На комбайне работает комбайнёр. Комбайн собирает колосья (слайд 4).
Воспитатель: Комбайн – срезает колосья и вымолачивает из них зерна, эти зерна по специальному длинному рукаву высыпаются в грузовые машины, которые беспрерывно подъезжают по сигналу комбайнера. А из накопителя соломы комбайнера через определенные промежутки времени сходят большие желтые копны обмолоченной соломы. Далее машины везут зерно на элеваторы (Дети повторяют слово хором и индивидуально) – специальные сооружения для хранения зерна. (слайд 5)
Далее зерно везут на мельницу. (слайд 6,7)
Там зерно мелют в муку. Ребята, а куда потом отправляется мука?
Дети: На хлебозавод, пекарню. (слайд 8)
Воспитатель: Правильно. На хлебозаводе стоят огромные чаны с закваской. В чан с закваской добавляют муку, соль, сахар, воду, дрожжи и специальные машины механическими «руками» вымешивают тесто для хлеба. И вот тесто замешано и пришла пора его класть в форму и ставить в печь. А пекут его пекари.
Воспитатель: Дети, посмотрите, из какой муки печётся ржаной хлеб: (Показ ржаной муки и ржаного хлеба)
Воспитатель: А теперь посмотрите на пшеничную муку, из которой печётся белый хлеб, батон, а какие хлебобулочные изделия можно испечь из такой муки?
Дети: Булочки, рогалики, пирожки, калачи, бублики, сушки, баранки, рулеты, батоны, блины, оладьи, лепешки, печенье, торты, пироги, сухари. (слайд 9)
Воспитатель: Вот видите, ребята, как много труда надо затратить, чтобы получить хлеб.
Воспитатель: Ребята, послушайте стихотворение:
Три паренька по переулку, играя будто бы в футбол,
Туда-сюда гоняли булку и забивали ею гол.
Шёл мимо незнакомый дядя, остановился и вздохнул.
И на ребят почти не глядя, к той булке руку протянул.
-Ты кто такой?- спросили дети, забыв на время про футбол.
- Я- пекарь!- человек ответил и с булкой медленно ушёл.
Воспитатель: Как вы думаете хорошо вели себя дети? Что не правильного было в их поведении? Как можно назвать их поступок? Почему человек поднял хлеб? Как вы считаете дети поняли, что поступили не правильно, играя хлебом, как футбольным мячом? Надо им объяснять о значении хлеба в жизни человека?
Хлебом надо дорожить. Русский народ всегда очень бережно относится к хлебу.
Хлеб – всему голова. Всего три слова, но как точно говорится в пословице о важности хлеба.
Ребята, давайте повторим пословицу и запомним её. Повторение пословицы детьми (хором и индивидуально).
Воспитатель: Как нужно относится к хлебу? (бережно, съедать весь до конца, хлеб нельзя выкидывать).
Воспитатель: Ну вот, наше путешествие подошло к концу, и теперь вы знаете, какой долгий путь прошел наш хлеб, чтобы попасть в магазин. Хлеб – главное богатство нашей страны и его нужно беречь. (слайд 10)
Ребята, мы сегодня узнали, как много труда нужно затратить, чтобы получить хлеб. К сожалению, можно увидеть, как вместе с мусором люди выбрасывают хлеб, а дети играют кусками хлеба за столом. Взял кусок хлеба — съешь его, не хочешь — не бери.
Всем надо бережно относиться к хлебу и уважать тех, кто помог появиться хлебу на столе.
А теперь давайте вспомним и назовем профессии
людей, без труда которых не может обойтись выращивание хлеба ( агроном, тракторист, комбайнер)
Воспитатель:
- Правильно. Люди этих профессий выращивают наш драгоценный хлеб.
А теперь давайте мы с вами поиграем в игру «Откуда хлеб пришел?»
Посмотрите внимательно на картинки и скажите что изображено на них.
(зерно, колоски, мука, хлеб)
Ваша задача расположить последовательность изготовления хлеба.
Воспитатель:
- Правильно. Вот мы с вами и показали последовательность процессов «Откуда хлеб пришел?».
Итог занятия:
- Вам понравилось занятие?
- О каком продукте питания мы вели разговор?
- Что интересного вы узнали?
- Как нужно относиться к хлебу?