1. Подготовительный
|
На основе общей стратегии обучения конструированию из бумаги мы предлагаем систему педагогической работы, включающую разные технологии и техники:
- конструирование из бумажных комочков и жгутиков;
- поделки из мятой и рваной бумаги;
- сюжетная композиция из формованной бумаги
- бумажная скульптура (оригами и киригами)
Обучение детей необходимо начинать со знакомства с разными свойствами бумаги (мягкость - жесткость, толщина, прочность, всевозможный окрас; и с ней можно по-разному действовать: мять, рвать, скручивать, клеить и создавать разные формы.) С этой целью организуются занятия игрового характера, где создаются условия для практического экспериментирования с бумагой. Этот этап работы является подготовительным.
|
Познакомить и сформировать пространственные представления детей о разной бумаги и её фактуре. Добиться успеха в складывании, скручивании и разрезании бумаги разной фактуры.
|
|
2. Вводная часть
|
На занятии детям необходимо раздать разную цветную бумагу (в основном мягкую): гофрированную, писчую, газетную, столовые салфетки, рулоны туалетной бумаги (тоже разных цветов), папиросную и т. п. При этом их внимание обращаем на особенности каждой и предлагаем ее пощупать, помять, порвать, прошуршать ею и определить, какая бумага громче шуршит, какая легче рвется и мнется.
|
Умение повторить образец и установка на воспроизведение уже хорошо знакомого вида конструирования. Развить инициативу самостоятельного творческого конструирования
|
|
3. Основная часть
|
Глава 1.
Затем дети из мягкой цветной бумаги (гофрированная, газетная, салфеточная) делают путем сминания разные по величине шарики (величина задается размером бумаги). Готовые разноцветные шары педагог подвешивает на ниточках. Дети подпрыгивают, пытаясь дотянуться до них, дуют вслед за педагогом на игрушки и любуются тем, как они вертятся.
Глава 2.
Следующим этапом будет то, что дети, как пример, украсят одежду клоуна, делают для него разные предметы: султанчики, шары и т. п. Очень важно, что целостную форму, которую они создавали ранее, дети используют здесь в качестве деталей общей композиции.
Глава 3.
Последующим этапом перед детьми встаёт задача расположить силуэты корзинки и дерева, сделанные из скрученной мягкой бумаги. Это будет подарок для того самого клоуна из предыдущего занятия. Педагог говорит детям, что он приготовил дерево, которое может стать красивой яблоней, если дети постараются и сделают для нее листочки и яблочки, а под ней — траву и корзинку для красивых цветов, которые можно сделать самим. Затем дети решают, что бы они хотели сделать, сами выбирают цвет и размер бумаги. Потом, сминая и разрывая бумагу, готовят детали общей композиции. А далее составляют вначале одну композицию «Корзина с летами», а затем другую композицию — «Яблоня».
Глава 4.
На последующих этапах, дети, используя разную бумагу, разную технику работы с ней (сминание, скручивание, сжимание) а также элементы рисования (мазками, штрихами, точками и т. д.) создавая общие композиции на темы: «Зима» и «Лето», как бы оживляя предварительный рассказ педагога.
Глава 5.
Далее дети начинают осваивать более сложную технику: оригами и киригами — и самые простые, но многофункциональные ее способы. Их два: складывание квадрата по диагонали и складывание квадрата по прямой пополам с совмещением противоположных сторон и углов.
Следующий этап – «Объемная скульптура» Сюда входят такие виды работы: закручивание прямоугольника в цилиндр, закручивание круга в конус (низкий), закручивание полукруга в конус (высокий), преобразование квадрата в куб и квадрата в брусок путем складывания и надрезания.
Закручивая прямоугольник (полученный из квадрата) в цилиндр и добавляя детали по своему выбору, дети получают интересные поделки: бусы, божью коровку, бабочку, дерево, фонарик и др.
|
Освоение первоначальной техники конструирования, путём применения разного цвета и фактуры бумаги.
Творческий подход к составлению разработки с учетом личного или заимствованного опыта, подкрепленного конкретными примерами.
Усовершенствовать свои работы и рассмотреть их внимательно.
Учить создавать образ с опорой на рассказ педагога, используя простые знакомые детям способы: сминание, разрывание, дорисовывание. Формировать умение включать свою поделку в структуру общей композиции.
Поделки детей, выполненные по замыслу, отличаются оригинальностью, выразительностью, эстетичностью. Дети испытывают большое удовлетворение, как от полученных результатов, так и от самого процесса.
|
|
4. Заключительная часть
|
Анализ проделанной работы:
Рассмотреть с детьми поделки и работы из бумаги.
Как показал анализ детского конструирования, в результате такого обучения у детей было сформировано самостоятельное творческое конструирование. Его показатели: умение создавать новые оригинальные замыслы (вне задачи, данной взрослым); находить нестандартные решения, используя существенные изменения известных операций и разнообразное их комбинирование, часто приводящее к изобретению детьми новых способов: подбирать материал по фактуре и цвету, форме и величине в определенном сочетании, соответствующем замыслу.
|
Получение неповторимого художественно-эстетического результата в виде детских работ из бумаги. Готовые поделки помогут ребятам встать на ступеньку выше своих сверстников и определиться с родом увлечений на долгие года. Последнее говорит о возникновении художественного «характера» деятельности (что было невозможно при традиционном подходе) и о влиянии такого обучения на эстетическое развитие детей.
|
|