Конспект НОД по обучению грамоте «Профессии все важны!»
Конспект НОД по обучению грамоте «Профессии все важны!»
Цель: закрепить знания, умения и навыки детей, сформированные на занятиях по обучению грамоте.
Задачи:
закреплять умение составлять предложения по схеме с применением приема мнемотехники;
определять количество слогов в слове;
систематизировать знания детей о гласных и согласных звуках, умение составлять анализ слова
закреплять умение выполнять звуковой анализ слов;
закреплять навыки чтения;
тренироваться печатать букву «Ы»;
закреплять навыки по разгадыванию ребусов;
развивать связную речь, фонематический слух;
воспитывать желание говорить правильно, умение слушать ответ других.
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие по трансдисциплинарной теме «Профессии помогают организовывать людей в обществе», речевое развитие.
Материалы и оборудование:
Для детей.
Пенал с карандашами: красный, синий, зеленый, простой;
Распечатки с заданиями на каждого ребенка;
Распечатки с заданиями по чтению (дифференцированный подход).
Для педагога.
Презентация с заданиями на доске;
Резиновый мячик;
Квадраты на магнитах для звукового анализа слова.
Содержание занятия.
Подготовительный этап
Отсортировать необходимый бросовый материал. Подготовить все необходимые материалы для работы. Сообщить цели и задачи данного занятия детям.
Ход занятия:
Дети рассаживаются на подушках, воспитатель предлагает размяться и поиграть:
На каждую игру выделяется одна минута
Время засекают на песочных часа
Для проведения игры используется резиновый мячик
Игра №1 «какие бывают профессии?». Придумай прилагательное к слову «Профессии» (интересные, опасные, военные, писательские, актерские, творческие…)
Игра №2 «Придумай слово на последний звук в слове»
(Профессия – ямщик – костюмер – режиссер – разведчик - …кассиры)
Воспитатель: ребята, а есть ли профессия, которая начинается на букву «Ы»? А слово?
(Ответ детей)
Воспитатель: все верно ребята! На букву «Ы» нет слов! Давайте выучим стишок:
Мы услыхали от совы
Что нету слов на букву «Ы»
Воспитатель показывает мнемотаблицу.
Мы | | |
| | |
Воспитатель: Отлично, сейчас попрошу дежурного раздать задания на листочках, а вас ребята взять пеналы.
Дети садятся за столы
Задание №1 Звуковой и слоговой анализ слов.
Воспитатель объясняет задание. Дети выполняют задание на листочке. Детей, которые еще не уверено выполняют данное задание самостоятельно, прошу выйти к интерактивной доске. В это время прорабатываем упражнение вместе.
(Закрашиваем квадратики или прикрепляем магнитные карточки)
Воспитатель: что их всех объединяет? Какая буква?
(Ответ детей)
Физминутка с дифференцированным подходом
Воспитатель просит одного ребенка прочитать слова. Остальным дает инструкцию:
Ребята будьте внимательными, если вы услышите название профессии, то хлопните в ладоши.
Доктор, сосед, архитектор, дрессировщик, папа, ветеринар, художник, слесарь, лентяй, плотник, пианист, дедушка, артист, грузчик, лесник, грибник |
Задание №2
Воспитатель: хорошо поработали, а сейчас давайте поработаем в команде. Для этого мы объединимся с вами команды и разгадаем ребусы. 1 стол – это 1 команда. 1 команде достается первая картинка и так далее. Сейчас я переверну песочные часы, и одна минута начнется, вам необходимо будет в команде расшифровать слово.
Выводим картинки на экран. Время пошло
(Дети дают ответы)
Задание №3 Выводим следующее задание на экран и просим детей придумать предложения. Спрашиваем хаотично из группы.
Воспитатель: а теперь ребята, РЕБЕНОК будет читать предложения, а вам надо вставить подходящее слово по смыслу. Готовы?
Игорь лечит кукол от всех болезней. Игорь вырастет и будет __________ |
Оля стрижёт подруг, делает им причёски. Оля станет __________ |
Катя очень любит готовить. Она будет __________ |
Физминутка с дифференцированным подходом
Далее предлагаем детям устроить «перерыв» или время для чтения. Даем задание прочить одному ребенку. Остальным дает инструкцию:
Ребята будьте внимательными, если вы услышите неправильное утверждение, то топните ногами, а если правильное, то похлопайте глазами.
Воспитатель: отлично, теперь мы настроены с вами на то, чтобы написать букву, так как наши пальчики отдохнули. Ребята кто заметил по какому правилу пишется буква Ы? Вы говорите, а я напечатаю ее на доске!
Теперь ваша очередь потренироваться писать в клеточках букву, а кто уже закончит раньше то может выполнить задание № 4 и найти (обвести)и только правильную букву Ы.
Дети выполняют задание на листочках
Воспитатель: ребята, а звук «Ы» он гласный или согласный? А какое слово можно придумать на букву Ы?
(Ответ детей)
Воспитатель: конечно, на букву «Ы» в русском языке слово не начинается, поэтому подумайте и нарисуйте предмет в слове, которого звук «Ы» стоит только в середине и в конце.
В завершение занятия предлагаем нескольким детям прочитать предложение, а остальным на слух определить «это правда или нет?»
Даем инструкцию:
Похлопайте если это правда, и топните ногами если это неправда
Ветеринар лечит животных и птиц. |
Машинист чинит машины. |
Журналист продаёт журналы и газеты. |
Маляр красит стены. |
Поэт поёт песни. |
Завершение работы:
Проводим самооценивание, используя слайд на интерактивной доске.
Предполагаемая инструкция для детей:
Подумайте, как вы сегодня работали (самостоятельно/ в команде)
Выберете настроение, которое испытываете после занятия (можно спросить комментарий у определенных детей)
Перенесите «свой смайлик» в первый домик, если вам было все интересно и со всеми заданиями вы справились. Во-второй домик, если вам было все интересно, но не все задания смогли выполнить. И в третий домик, если вам было сложно и с многими заданиями вы не справились.
При необходимости педагог может спросить мнение ребенка.
Данный слайд разработан в программе ActivInspire, который упрощает работу педагога и увеличить включенность детей. Данный прием можно использовать также на проекторе или создать шаблон в программу «PowerPoint», но самый практичный вариант с большим выбором инструментов остается ActivInspire.
Используемая литература:
Павлова Н. Н., Большая книга букварей. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2008. – 192 с.
Кислова Т.Р., Иванова А.А., Пособие для старших дошкольников логопедических групп. Комплексная программа «Детский сад 2100». – М.: БАЛАСС, 2011. – 95 с.