Конспект НОД по теме «Разучивание стихотворения З. Александровой "Кормушка для птиц"» (1 класс)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по развитию связной речи у детей
Тема: Разучивание стихотворения З.Александровой «Кормушка для птиц».
Цель: развивать связную речь детей посредством беседы и целенаправленного запоминания стихотворного текста.
Задачи:
Образовательная область «Речевое развитие»:
Ø Уточнить, обогатить, расширить и активизировать словарный запас детей по темам «Зима», «Птицы» и «Дни недели».
Ø побуждать детей образовывать новые слова, используя суффиксальный и приставочно-суффиксальный способы словообразования;
Ø учить согласовывать имена существительные и имена числительные;
Ø учить отвечать на вопросы педагога полным ответом;
Образовательная область «Познание»:
· уточнить знания детей о зимующих и перелетных птицах, о приметах зимы, зимних месяцах;
· учить находить различия между кормушкой и скворечником;
· развивать вербальную память, зрительное и слуховое восприятие, внимание, продолжать формировать наглядно-образное и элементы вербально-логического мышления .
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:
§ Учить детей выражать собственные мысли;
§ Учить отвечать на вопросы развернутым предложением,
§ Учить выслушивать ответы товарищей;
§ Воспитывать заботливое отношение к птицам.
Оборудование: Плакат «Зимующие птицы», сюжетная картинка «Кормушка».
Предварительная работа:
² наблюдение за птицами на прогулке;
² Дидактическая игра: «Один –два – стая»;
² дидактическая игра «Назови птицу ласково»;
² дидактическая игра «Улетает – остается зимовать»;
² дидактическая игра «Опиши птицу».
Ход занятия:
1. Орг. момент. Сядет тот, кто назовет, какой сегодня день недели. А какой будет завтра? Вчера? Через три дня? Какой день недели бывает перед понедельником? (количество вопросов зависит от количества детей на занятии, сложность вопросов – от уровня речевого и познавательного развития детей).
2. Игра «Сосчитай и назови»
Цель игры: учить правильно согласовывать числительные «один», «одна», «два», «две», «три», «четыре» и «пять» с существительными, обозначающими названия зимующих птиц.
Ход игры: Логопед показывает детям картинки с изображением птиц и «выбрасывает» пальцы. Ребенок должен сосчитать количество пальцев и сказать, сколько птиц прилетело.
Например: показана картинка с изображенной на ней вороной, «выброшены» два (или пять) пальца. Ребенок видит изображенную на картинке птицу (ворона), пересчитывает (в уме) выброшенные пальцы и называет количество ворон - ДвЕ воронЫ (или пять ворон_).
3. Игра «Сложение».
Кого можно назвать желтогрудой? Какие слова «сложили», чтобы получить слово ЖЕЛТОГРУДАЯ? (желтый и грудка). Сложи и скажи оба слова вместе – Желтогрудая синица.
-«- сизокрылый? - _____________________, -«-красноголовый? - ___________________
Длинноклювый/-ая - _________________, ___________________, ____________________
Белобокая? - _____________________, чернокрылая? - _______________,
длиннохвостая? - ______________, красногрудый? - ___________________.
4. Игра «Кто как голос подает?»
Воробей поет – чик-чирик. Он чирикает.
Синица поет - ____________. Она ______________.
Ворона кричит - ______________. Она ______________.
Голубь говорит ВР,ВР,ВР,ВР. Он ____(воркует).
Дятел долбит дерево с таким звуком: ______________. Он __________________.
Сорока кричит - _________(тра-тра-тра). Она _________(тараторит).
5. Разучивание стихотворения, сопровождающееся движениями рук:
Логопед спрашивает у детей, как можно отличить синиц от других птиц? Подводит к тому, чо синица называется так, потому что у нее синяя «шапочка» на голове. Показывает жест – кладет на голову правую руку – и говорит, что
Логопед договаривается с детьми, что каждая птица будет обозначаться определенным жестом,
Кормушка для птиц.
Мы кормушки смастерили, Мы столовую открыли.
Воробей, снегирь–сосед, Будет вам зимой обед!
В гости в первый день недели К нам синицы прилетели.
А во вторник, посмотри, Прилетели снегири.
Три вороны были в среду,
Мы не ждали их к обеду.
А в четверг со всех краёв – Стая жадных воробьёв.
В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей.
А в субботу на пирог Налетело семь сорок.
В воскресенье, в воскресенье Прилетел гонец весенний – Путешественник–скворец…
Вот и зимушке конец. (З. Александрова) |
Дети стучат поочередно правым кулачком о левую ладонь, затем левым кулачком о правую ладонь.
Дети машут «крылышками»-руками Обводят руками полукруг от груди до низа живота, Протягивают вперед руки в приглашающем жесте.
Показывают указательный палец правой руки. Кладут правую ладонь на голову как шапочку.
Показывают указательный и средний пальцы правой руки. Обводят руками полукруг от груди до низа живота.
Закладывают за спину руки, маршируют на месте с важностью. Показывают 3 пальца правой руки. Разводят руки в стороны в недоумевающем жесте.
Показывают 4 пальца правой руки. Дети машут «крылышками»-руками.
Показывают 5 пальцев правой руки. Собирают пальцы правой руки в щепоть и имитируют клевание (сгибание-разгибание руки в запястном суставе)
Показывают 5 пальцев правой руки и 2 пальца левой руки. Складывают руки наподобие крыши над головой.
Разводят руки широко в разные стороны, ладони поворачивают вверх.
|
6. Итог занятия. О ком мы сегодня говорили? Какие птицы, упомянутые в стихотворении, остаются с нами зимовать? Какая птица является вестником весны?
Ларькова Татьяна Сергеевна
Реутова Екатерина Витальевна