Конспект НОД с элементами экспериментирования «Горячее сердце... В царстве льдов»

3
0
Материал опубликован 10 May 2022 в группе

Конспект НОД с элементами экспериментирования

«Горячее сердце ...В царстве льдов »



Цель: реализация познавательной активности детей старшего дошкольного возраста при закреплении математических знаний в ходе игры- путешествия с элементами экспериментирования.

Задачи:

Образовательная:

1.Расширить знания детей о свойствах снега и льда экспериментальным способом (лед – холодный, твердый, тает при нагревании, превращаясь в воду).

2.Учить сравнивать по определённым признакам, делать выводы.

3.Активизировать словарный запас детей (холодный, бесцветный, твердый) .

4.Закрепить навыки счета от 1 до 20.

5. Формировать представление о геометрических фигурах и группировка их по признаку – цвет, форма и величина.

Развивающая:

1.Развивать психические процессы: внимание, память, логическое и творческое мышление, воображение;

2.Формировать умение пользоваться схемой, определять геометрические фигуры, сравнивать по длине, ширине, объединить их в группы по признакам и доказывать правильность своего решения;

3.Развивать интерес к экспериментированию, умение сравнивать, помочь осознать причинно – следственные связи: лед тает в тепле и превращается в воду.

4. Развивать речь и знакомить с окружающим миром: подбирать характеристики предметов (прилагательные, противоположные по значению слова; объединять предметы в группы.

5.Развивать инициативу при выполнении групповых и индивидуальных заданий.

Воспитательная:

1.Воспитывать любовь к близким людям, дружбу между ними.

2.Воспитывать самостоятельность , отзывчивость.

3.Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира, способность работать в коллективе.

4.Воспитывать способность к формированию информационной культуры детей, ответственности в групповой и индивидуальной работе.


Виды детской деятельности: игровая, продуктивная, коммуникативная, познавательно-исследовательская.


Предварительная работа: Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная Королева»,русских народных сказок «Снегурочка», «Морозко», просмотр короткометражного фильма " Снежная Королева", словарная работа по содержанию сказок. Создание силами детей одноименного мини- фильма " Снежная Королева". Заучивание пословиц о дружбе. Экспериментирование и опыты с водой и снегом. Совместное изготовление атрибутов: вырезание снежинок, сердца, рисование декораций дворца Снежной Королевы. Отгадывание загадок про снег, лед.

Демонстрационный материал: музыкальная беспроводная колонка, запись ветра,(вьюги), аудио-обращение Снежной Королевы, мультимедиа-проектор для слайдов сада цветочницы, леса, иглу , дворца , двора.

Материалы, оборудование : телефон, компас,  крупный конструктор Лего синего, белого, красного цветов( для самолета), инструкция, карточки с заданием" Доскажи словечко", цветы- бутафория в горшках, 2 обруча( синий и желтый -круги Эйлера), блоки Дьенеша, большой макет сердца с разделенными сегментами и с надписью - поговорками о дружбе, маленькие сердечки для каждого ребенка ,математические планшеты (20шт, ), палочки Кюизенера, 3 снежинки с примерами, таблица сложения" Робот плюс", маленький макет сердца с разделенными сегментами, 6 банок с крупами( крупы: фасоль, греча, горох), 20 одноразовых стаканов , табло с правилами ,по 1 тарелочки со снегом и со льдом на каждого ребенка, салфетки, карточки с цифрами для состава числа 20, елочка с числами- ответами для примеров.

Методы, приемы :

словесные: аудиообращение, смс, проблемные вопросы, "Доскажи словечко",

практические: "Собери по инструкции", " Найди ответ", "Построй мост", д/и

наглядные: образец рисунка дворца,

поисковый: опыты, эксперименты.

Оборудование для экспериментирования: 10 прозрачных банок с крупами , лед( сердце).

Ход совместной деятельности:

Ребята сидят в группе.

Воспитатель. Ребята, какое время за окном

Заглядывает в окна в каждый дом?(ответы детей)

Воспитатель: Да, зима- красавица раскрыла свои объятия, кажется, непогода разыгралась... Вдруг раздается свист (запись вьюги), через колонку звучит обращение "Снежной Королевы"

Снежная Королева: “ Эй, ветры северные мои,

Разлетайтесь по свету вы!

Я- повелительница царства льдов!

Царства вечности холодов...

В царстве вьюги и пурги

Кая сможете найти.

Если хотите его вы спасти,

То торопитесь скорей.

А в пути многое может произойти.

Вам же, чтоб сердце Кая собрать,

Осколки разбросанные нужно всем искать!

Если осколки соберете,

Тогда сердце Кая найдете!

Ах, да, Герде своей скажите,

Слишком доверчивая она, извините...

Да поторопитесь!

Воспитатель: Ребята, вы узнали, кто же это?

Дети : Снежная Королева.

Воспитатель: Ребята, слышали, на мой телефон смс-сообщение пришло,

Очень интересно, от кого оно?

Давайте его прочитаем, и скорей все узнаем!

Смотрите, мои милые друзья,

Макет разделенного на осколки сердца...

Смс от юной Герды.

(Читает ребенок) Мой любимый Кай пропал,

Осколок холода в сердце попал,

Снежная Королева его унесла

В свои ледяные владения...

Помогите, пожалуйста, друзья.

Воспитатель: Ребята, согласны помочь Герде? (ответы).Снежная Королева разбросала осколки сердца, но мы их найдем, и сердце Кая оживет! Чтоб отправится в путь, нужно разогреться. Там, где живет Снежная Королева, очень холодно. А где она живет? На Севере, в Финляндии. Что нам поможет определить северное направление? Какой прибор?(дети- компас).

Дети определяют по компасу направление : север.

На чем отправимся на север?( ответы)

Если в сказку всем сердцем поверить, .

В мир волшебный раскроются двери!

Вы туда без труда попадете

На волшебном ковре - самолете.

Воспитатель: Предлагаю из конструктора Лего построить самолет и отправиться в полет. А самолет строим по инструкции . Какими оттенками цветов представлен конструктор? (ответы- красный, синий, белый)

инструкция:

Верхний ряд длиннее нижнего, но короче среднего.

Средний ряд не красный, не белый, верхний -не синий, не красный. Отгадайте, какого цвета нижний ряд.

Воспитатель: Молодцы, построили. Что вам он напоминает по цветовой окраске? ( флаг России).

Из какой страны Снежная Королева? Из Финляндии. Посмотрите, как выглядит их флаг. Полетели...

Произнесем волшебные слова: Снип- снап- снурэ, бурэ- базелюрэ!

Вот мы оказались в сказке.

Воспитатель: Посмотрите, мы попали в чудесный сад.

слайд 1 (Показ иллюстрации). Он не простой, а волшебный.

Здесь всегда лето и поэтому волшебница совершенно ничего не знает о зиме. Давайте расскажем ей про снег.

Первое задание.

Словесная игра: «Доскажи словечко».

С неба всё скользят пушинки – серебристые... (снежинки).

Вот веселье для ребят, все сильнее... (снегопад).

Словно в белый пуховик, нарядился. ..(снеговик).

Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил... (снег).

Воспитатель : Спасибо, угадали, правильные ответы дали.

Вот еще одно задание. Цветочница просит решить примеры и назвать год посадки цветов в горшках , что- то она подзабыла, сколько им лет. Поможете, ребята? ( да). Мы с вами используем нашу "Таблицу сложения "РОБОТ +.

9 +5=14

4+11=15

6+6=12

Ответы- на донышке горшков.( сравнить).

За отличный рассказ про снег и решение примеров волшебница цветочного сада отдает нам первый осколок сердца Кая, на нем написано: “Не имей сто рублей, а имей сто друзей”. Этот 1 осколок.

Воспитатель: Здесь мы Кая не нашли. Мы отправляемся дальше. Путь наш лежит на север(по компасу выбираем направление) .

Наш путь лежит через тёмную, дремучую , непроходимую лесную чащу.. Дорога ухабистая, неровная. Она широкая?( ответ- узкая). Вот и овраг. Посмотрите, он какой?( мелкий- глубокий, чисты-грязный, светлый-темный и т.д.подбор антонимов ). Как нам перейти его? (Ответы детей.)

Мы сможем построить мост с помощью палочек Кюизенера. Предлагаю устроить соревнование и разделиться на две команды.

Дидактическая игра " Продолжи фигуру".

Условие. Надо строить мост так, чтобы следующая фигура была другого цвета и не повторяла длину.

Все: раз , два, три, строить мост начни!( кто первый, победил)

Воспитатель : Молодцы, вы отлично справились с заданием, проходите первыми.

Воспитатель: Вот мы оказались во дворце.

Слайд 2 (Показ иллюстрации с Вороном и принцессой).

Воспитатель: Во дворце живет Ученый Ворон, который любит собирать золотые зернышки. Но Снежная Королева, пролетая над дворцом , нарушила порядок и все теперь разбросано... Поможем Ворону найти все золотые зернышки?

Второе задание.( круги Эйлера, блоки Дьенеша). Нужно в синий обруч собрать только золотые круглые зернышки, в красный– только тонкие круглые! Определить: сколько всего желтых тонких зернышек ?

Справились с заданием.

Вот 2 осколок за старание с надписью «Друзья познаются в беде»!

Воспитатель: Друзья мои, вы готовы дальше двигаться? Тогда в путь!

Слайд 3.( Показ иллюстраций разбойницы)

У Разбойницы есть лаборатория, где живут разные дикие животные, вот мы туда и отправимся.

Воспитатель: Ребята, смотрите. Для животных есть корм, но почему - то все смешано. Вот баночки открытые стоят , подписанные, их 10 , мешок открытый лежит... Узнаем, что написано и что в банках лежит?

Воспитатель: Все перепутано. Что мы можем сделать для маленькой разбойницы?( ответы).

Воспитатель : Предлагаю перебрать и все правильно назвать.

Какие виды круп вы видите ( бобы, рис, пшено). Чем они отличаются? Чем похожи? ( ответы).

Делаем выводы: все эти крупы можно есть, они отличаются размером, цветом.

Дети начинают расфасовывать крупы по стаканчикам.

Воспитатель : Ребята , мы с вами можем здесь задержаться и не успеть дойти до дворца. Знаете, как можно быстрее перебрать крупы?

Экспериментирование.

Сделайте так: осторожно возьмите банку и встряхните, что вы видите?(ответы)

Делаем вывод: Более крупные бобы оказались сверху банки ,а рис и пшено внизу. Переложите пожалуйста бобы в стакан, что вы можете сказать о внешнем виде ?( ответы)

Воспитатель: Еще раз встряхните банку . Что вы видите?(ответы).Делаем вывод: Сверху рис, он крупнее пшена. Переложить рис в стаканы. Что сможете сказать о внешнем виде ? ( ответы)

А что осталось в баночке( ответы).

Делаем вывод: Более мелкие крупинки пшена проваливаются между крупными - рисом и бобами. Бобы и рис выталкиваются воздухом на поверхность.

Воспитатель: Друзья, как вы думаете, удобно таким способом перебирать крупу?( ответы) Да, т. к. крупные ,тяжелые частицы выталкиваются на поверхность, их быстрее можно достать. Вот у нас 3 осколок "Старый друг лучше новых двух " , и мы двигаемся вперед.

Физкульминутка

Не страшны нам холода,

Мы идем вперед всегда.

Мы на север идем,

Справа - иглу , слева - дом.

Мы его обойдем ,

Скоро во дворец придем!

Воспитатель: Вот мы оказались около дворца Снежной Королевы.

Слайд дворца

Вот у нас снег и лед. Чтобы ничего не бояться и справиться со Снежной Королевой , мы проведем опыты.

Тарелочки (20), снег, лед.

Опыт 1.

Какого цвета снег? (белый).

Что можно сказать о цвете льда? (Бесцветный).

Вывод: Снег – белый, а лед – бесцветный.

Опыт 2.

Возьмите по кусочку льда в одну руку, а снег – во вторую. Подержите немного. Что вы чувствуете? Замёрзла ли ладошка? Какой лёд и снег? Что чувствуете, когда лед прикасается? Откуда появилась вода?

Что мы говорили про снег, какой он?

Вывод: лёд холодный, замораживает всё, к чему прикасается. Лёд, как и снег, тает на тёплой ладошке.

Вывод: Снег – холодный, тает на теплой ладошке, лед- холодный, замораживает.

Опыт 3.

Ребята, сожмите лёд в ладошках. Изменил ли он свою форму? Почему? Можно ли смять кусочки льда?

Что случится со снегом, если его сжать? Что можно сделать со снегом? (Лепить). Значит, снег какой? (Рыхлый, мягкий).

Вывод: лёд твёрдый. Снег рыхлый, мягкий, липкий.

Воспитатель: Дети, сегодня вы узнали свойства снега и льда. Вы справились с заданием. Молодцы!

Воспитатель: Чтобы войти в ворота, мы должны правильно по образцу на математических планшетах построит дворец и сердце внутри. Приступаем. Аккуратно выполняем (дети работают по образцам). В конце работы каждый получает по маленькому сердечку.

Воспитатель : Как вы думаете, друзья,

Что сделать надо вам сейчас,

Чтоб горячие сердца

Забились дружно в этот час?

Ответы детей...( складывание сердец в одно большое красное).

Воспитатель: Вы, ребята, молодцы. Вместе победили Снежную Королеву, растопили ледяное сердце Кая. Нам пора возвращаться в детский сад. Мы полетим на самолете. Завели скорее мотор у самолета и полетели.

Самолет летит, самолет гудит,

У-У, в сад скорей лечу!

На посадку иду!

Вот мы и в детском саду! Друзья мои, вам понравилось наше путешествие по спасению Кая? Трудно было? Что вам помогло в пути, чтобы преодолеть трудности? (компас, опыты, дружба и смекалка, ум, взаимопомощь, улыбка и любовь, доброта ) .

Я вам желаю быть всегда добрыми, смелыми, заботливыми, умными , отважными и сердечными. До новых встреч!



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.