План-конспект по ознакомлению с окружающим миром с элементом экспериментирования «Эффект радуги»

5
1
Материал опубликован 11 July 2018

 

Картина А. Куинджи "Радуга"
План-конспект по ознакомлению с окружающим миром с элементом экспериментирования «Эффект радуги».

 

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность».

Цель: выявление свойств и возможностей разных материалов, необходимых при создании радуги в домашних условиях.

Задачи:

- узнать и объяснить, как и почему появляется радуга с определенным расположением цветов;

- какие бывают радуги;

- выяснить, можно ли получить радугу, заменив солнечные лучи искусственным источником света

Формы организации совместной деятельности

- Познавательно-исследовательская (экспериментальная деятельность) .

- Коммуникативная (беседа, вопросы, рассказы детей).

- Двигательная (физминутка).

- Социализация (совместная деятельность детей).

Оборудование:

- картина А.Куиджи «Радуга»;

- миска с водой, зеркальце, фонарик, компьютерный диск, мыльные пузыри, лист белой бумаги.

Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение стихотворений о радуге. Чтение сказки Е. Кукуевицкой «Как появилась радуга».

План занятия:

Организационный момент.

Введение в тему. Загадывание загадки.

Беседа.

Рассматривание картины А. Куинджи «Радуга».

Физкультминутка.

Эксперимент.

Итог занятия.

Ход занятия:

Организационный момент

Сегодня мы будем работать в лаборатории, проводить опыты. А с чем? Вы должны отгадать:

Введение в тему. Загадывание загадки.

«Разноцветное коромысло

Над лугом повисло» (радуга).

Беседа.

Одним из прекрасных явлений природы является радуга. Радуга привлекает внимание не только детей, но и взрослых. Кто из нас не любовался этим замечательным явлением природы.

Есть несколько версий, откуда произошло слово радуга, самое распространенное, что слово «радуга» произошло от «радуга», что в переводе с украинского означает «пестрая дуга».

Славянские народы придумывали для радуги разные названия: дуга, веселка, веселуха, божий лук, пояс, краса, красуля и много других.

- А кто из вас знает, откуда берется радуга? - Радуга – это просто солнечные лучи, преломляющиеся в каплях дождя. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька выполняет роль крохотной призмы, а поскольку их очень много, то и радуга получается в полнеба. Вот кто, оказывается, строит разноцветные ворота в небе быстро и красиво! Луч солнца и дождевые капли.

- Ребята, сколько цветов в радуге?

Наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый. В радуге различают семь цветов. Чтобы лучше запомнить их последовательность люди придумали такую фразу: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» или «Крот Овце, Жирафу, Зайке голубые сшил фуфайки». В этих фразах начальная буква каждого слова соответствует начальной букве названия определённого цвета. Итак, цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Рассматривание картины А. Куинджи

- Давайте посмотрим на картину известного художника Архипа Куиджи «Радуга», который запечатлел одно из поразительных природных явлений. Куинджи подчеркнул естественную красоту природы, насыщенность цветов сочной зелени, яркой синевы неба и, конечно же, центральное место занимает радуга.

Физкультминутка «Радуга»

В небе гром, гроза. (Хлопки)
Закрывай глаза! (Закрыть глаза)
Дождь прошел.
Трава блестит, (Сжимать, разжимать пальцы рук)
В небе радуга стоит. (Нарисовать в воздухе дугу)
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей, (Зовущие движения)
По траве босиком, (Бег на месте)
Прямо в небо прыжком. (Прыжки)
Ладушки, ладушки!
По радуге, по радужке, (Хлопки)
По цветной дуге
На одной ноге. (Прыжки на одной ноге)
Вниз по радуге верхом,
И на землю кувырком! (Присесть)

(С.Маршак)

Эксперимент

- Ребята, а как вы думаете, можно ли нам самим сделать радугу?

Сейчас мы пойдем в нашу лабораторию.

Эксперимент 1. «Радуга появись!»

Для создания радуги нам понадобится миска с водой, зеркало, фонарик, лист белой бумаги. Поставить зеркало в воду под небольшим углом. Поймать зеркалом солнечный луч и направить на стену (белый картон). Поворачиваем зеркало до тех пор, пока не увидим на стене спектр. Вода выполняет роль призмы, которая разделяет свет на его составляющие цвета. Эксперимент 2. «Радуга на диске».

Материал: диски. Если взять компьютерный диск направить на него свет, то увидим цвета радуги.

Эксперимент 3. «Радуга в пузырях».

Материал: баночка с мыльными пузырями.

Выдуваем пузыри, свет падает на мыльные пузыри, в них можно увидеть радугу.

Итог занятия.

Опытным путём мы доказали, что эффект радуги можно получить в домашних условиях и в любое время года любоваться этим красивейшим природным явлением, которое всё ещё хранит много загадок.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Это интересно

12 July 2018