Конспект образовательной деятельности по экологии при посещении Воронежского краеведческого музея для детей подготовительной группы. Тема: «Природа родного края»
Конспект
образовательной деятельности по экологии при посещении Воронежского краеведческого музея
для детей подготовительной группы
Тема: «Природа родного края»
Цель: знакомство с некоторыми видами природы родного края при посещении Воронежского краеведческого музея
Задачи:
-знакомить детей с музеями нашего города;
-формировать у детей ответственное и доброе отношение к родной природе;
-формировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости ее оберегать;
-расширять представления детей о правилах поведения в природе;
-воспитывать культуру поведения.
Предварительная работа: чтение детской энциклопедии «Планета Земля», рассматривание иллюстраций «Береги природу», дидактические игры, разучивание стихотворений, труд с детьми на экологической тропе, наблюдения в природе.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
Быстро строим мы кружок, становись и ты, дружок. Дружно за руки возьмёмся, и друг другу улыбнёмся.
-Я вижу, отличное у всех настроение, давайте его сохраним до конца дня, чтобы поделиться потом с мамами, папами и друзьями.
-Ребята, я хочу сегодня пригласить вас в путешествие по удивительной стране, а как она называется, отгадайте:
Загадка:
Посмотри, мой юный друг, что находится вокруг:
Небо светло- голубое, солнце светит золотое,
Ветер листьями играет, тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава, гора, туманы и роса,
Человек и время года - это всё вокруг… (природа)
Воспитатель: Почему вы так решили?
Ответы детей. (Природа - это окружающий нас мир: леса, поля, солнце, облака и т.д.)
Воспитатель: Жизнь всех людей тесно связана с природой! Почему так говорят? Может ли человек жить без природы? А природа без человека?
Ответы детей.
Воспитатель: А чтобы получше познакомится с природой и узнать что-то новое, я вас приглашаю в Воронежский краеведческий музей. Напомню правила посещения музея: в музее надо вести себя тихо, чтобы не мешать другим людям, не разговаривать громко, не бегать, не шуметь.
Нельзя трогать руками музейные экспонаты. Ведь они очень старые и правила в музее придуманы, чтобы как можно дольше сохранить экспонаты для людей.
Дети проходят в выставочный зал к экспозиции «Животные Воронежского края», рассматриваем экспонаты. Краткий рассказ воспитателя.
Царствует в наших лесах одно из самых крупных животных – лось. Он легко узнаваем. Крупные, мощные ноги, горбоносая морда, высокая холка. Взрослые самцы могут похвастаться большими рогами, похожими на лопату. Но иногда рога надоедают лосю. И он их сбрасывает в ноябре-декабре и ходит без них до мая. Лось – губастик, верхняя губа у него очень большая. Шея короткая, уши длинные, остроконечные. Шерсть коричневого цвета, с различными оттенками пепельного. В летнюю пору цвет шерсти лося более тёмный.
Отгадайте загадку:
Он высок, рогат, он крепкий
Шерсть лоснится - просто лоск
Ест зимой кору и ветки,
По сугробам ходит
(лось)
А теперь перейдем к следующему экспонату и рассмотрим его. Ребята, кто знает это животное? Зубр — это дикий бык с большой гривой. Вся его шея покрыта густой, длинной шерстью, что придает ему необыкновенно свирепый вид. Зубры убегают от человека, если завидят его издали, а если увидят его нечаянно вблизи, то с большой вероятностью могут броситься. Встреча с зубром опасна, спастись от него бегством почти невозможно. Его движения быстры, и бег далеко не такой тяжелый, как у домашнего быка.
Видят эти животные - богатыри плохо, но у них хорошо развиты обоняние и слух. Зубры очень выносливы и сильны, несмотря на крупные габариты, умеют великолепно прыгать и плавать. А теперь давайте составим о зубре загадку по нашей схеме. Что тут написано?
Какой? и Кто такой же?
Какой? | Кто такой же? |
1.Большой. 2.Горбатый. 3.Рогатый. | 1.Шкаф. Дом. Слон. Дуб. 2.Верблюд. Гора. 3.Лось. Олень. Коза. Баран. |
Воспитатель: А теперь посмотрите на нашу загадку и попробуйте её прочитать.
Дети: Большой, но не слон. Горбатый, но не верблюд. Рогатый, но не олень.
(Заслушивается 3 загадки.)
Воспитатель: Молодцы! Загадки получились все разные и интересные.
- Мы хорошо поработали, а теперь немного отдохнём.
Физкультминутка:
Вот Земля – наш общий дом, (рисуем руками круг)
Много есть соседей в нем:
И пушистые козлята (показываем рожки),
И веселые котята (виляем хвостиками),
И извилистые речки ( показываем ладонями реку),
И кудрявые овечки (крутим кудряшки),
Травка, птички и цветы,
И, конечно, я и ты (показываем на себя и на детей),
В этом славном доме нужно (кладем руки друг другу на плечи)
Жить со всеми очень дружно,
Никого не обижать,
Всех соседей уважать (хлопки)
Воспитатель: Ребята, лоси водятся в наших лесах. А зубры – нет. Когда-то давно у нас водились и зубры. Но человек бывает иногда жесток по отношению к растениям и животным. Очень часто люди не жалеют их, уничтожают для своих целей. Одни существа страдают из-за красивого меха, другие – из-за вкусного мяса, третьи – из-за того, что люди их боятся. Постепенно растений и животных остается все меньше и меньше. Задумались люди: как остановить это безобразие, не допустить исчезновения ни одного живого существа. И вот ученые решили издать Красную Книгу. Но почему именно красную, а не какого-либо другого цвета? Потому что красный цвет – цвет опасности! Внимание! Он как красный сигнал светофора предупреждает «Осторожно! Может случиться беда». И теперь зубры занесены в Красную книгу и охраняются законом.
Ребята, а вы знаете, как называется работник, который проводит экскурсии в музее? (Экскурсовод) Что он делает? (Рассказывает людям об экспонатах – о картинах, о предметах старины и т.д.) Давайте поиграем? Мы считалочкой выберем экскурсовода, и он расскажет нам о каком-нибудь экспонате.
Вместе с детьми воспитатель играет в игру, выбирая 2-3 детей и заслушивая короткий рассказ. Если ребенок затрудняется, другие дети ему помогают.
Воспитатель: Ребята, замечательно то, что человек умеет исправлять свои ошибки. Кроме Красной Книги люди придумали заповедники. Что такое заповедник?
Ответы детей.
Воспитатель уточняет: Заповедник – это место, где природа имеет право жить по своим законам. А человек не вмешивается в них, изредка приходит в это место как гость. В заповеднике охраняется все: травы, грибы, птицы, рыбы и все живое. Как вы думаете, только ли в заповедниках нужно защищать природу?
Ответы детей.
Правильно, охранять природу нужно в любом месте. Давайте вспомним правила охраны природы.
1. На природе запоминать увиденное.
2. Ходить по тропинкам.
3. Не ломать ветки деревьев.
4. Не топтать цветы, травы.
5. Не кричать, не включать громко музыку.
6. Не лезть в птичьи гнезда.
7. Не ловить насекомых.
8. Не разрушать грибницы.
9. Не ловить мальков и лягушек.
10. Не рвать паутинки.
11. Не оставлять не затушенных костров.
12. Не разорять муравейники.
А чем же мы с вами можем помочь редким растениям и животным?
Ответы детей.
Воспитатель: Давайте мы сами никогда не будем сами их обижать и не дадим их другим в обиду. Расскажем всем знакомым о беззащитных животных, растениях и цветах. Ребята, если хотите, мы с вами сделаем свою Красную Книгу, которая будет находиться у нас в детском саду. Каждый раз, узнав о редких растениях или животных, мы будем пополнять ее картинкам и подписями. Тогда каждый, и мы, и взрослые, запомним их и не дадим в обиду. И тогда наша Земля будет добрым и красивым домом для всех людей, для всех животных, для всех растений. Послушайте, какие стихи написал об этом поэт Л. Дайнеко. (читает ребенок)
Есть на земле огромный дом
Под крышей голубой,
Живут в нем солнце, дождь и гром,
Лес и морской прибой.
Живут в нем птицы и цветы,
Веселый звон ручья.
Живешь в том светлом доме ты.
И все твои друзья.
Куда б дороги не вели,
Всегда ты будешь в нем.
Природою родной земли
Зовется этот дом.
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что нового мы сегодня с вами узнали?
Ответы детей.
Воспитатель: Понравилась ли вам наша экскурсия по музею?
А сейчас нам пора в Детский сад.